Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Крылова Яна Юрьевна

Рабочая программа по музыке 5 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального района РМ


 

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического совета

Председатель МС ____________/Е.А.Пилюгина./

«___» ______________20____г.

Согласована

с зам. директора по УВР  

________ / Е.А.Пилюгина /

«___» ________ 20___г.

Утверждена

директором МБОУ «СОШ №7» ________________/И.В. Строкова/

Приказ №_____________________

от «____» _______________20__г.


 
 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  МУЗЫКА

(5 класс)

по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» 5 класс: учебник

для общеобразовательных организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.


 
 

Составитель:

Я.Ю. Крылова

учитель высшей

квалификационной категории
  

Рузаевка, 2015

Пояснительная   записка

  1. Рабочая  учебная программа по  музыке для  5-го  класса разработана и    составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) (Фундаментальное ядро содержания общего образования, требования к результатам основного общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования), примерной программой по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка» (5-7 класс) Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Просвещение, 2010.

В соответствии с  Базисным учебным планом в 5 классах количество учебных часов – 35.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д., «Музыка»: Учебник для 5 классов – М.: Просвещение, 2013
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». (СD), М. Просвещение, 2010.

Предмет музыка имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

        Тематическое планирование разработано в соответствии с программой, не содержит изменений.

Результаты освоения программы «Музыка»

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

5 класс

Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:

— устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

— освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

— знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Учащиеся научатся:

• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;

• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; 

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

— сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

— работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

— умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Учащиеся научатся:

наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.

Личностными результатами изучения музыки являются:

— развитое   музыкально-эстетическое   чувство,   проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Учащиеся научатся:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;

• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Содержание программы «музыка» 5 класс

35 часов

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Запле-тися, плетень; Уме ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные песни.

Симфония 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корса-ков.

Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римс-кий-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Музыка и слова В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Примерный перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак. 

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка, Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан  и Людмила.   Поэма в стихах (фрагменты). A.                          Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Примерный перечень произведений

изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Т. Теплов.

Книги и часы. Неизвестный художник.

На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер, Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухое.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж.-Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко  и  Морской  царь.  Книжная  иллюстрация. B.                        Лукьянец.

Садко, Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. 

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Примерный перечень музыкального материала

Знаменный распев.

Концерт 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах —Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. 

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс 24. Для скрипки соло, Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).

Рисунок. А. Куклин, слова С, Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Примерный перечень произведений

изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухое.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Примерный перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажа-нова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Учебно - тематическое планирование предмета «музыка»

5 класс

Тема урока

Часы

1 четверть. 9 часов

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2.3.4.

Вокальная музыка.

3

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

6

Вокальные и инструментальные жанры музыки

1

7.8.

Вторая жизнь песни

2

9

«Всю жизнь мою несу я Родину в душе». Перезвоны

1

2 четверть. 7 часов

1.2.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

3

Путешествие в театр. Опера

1

4

Путешествие в театр. Балет

1

5

Путешествие в театр. Мюзикл.

1

6

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

7

Мир композитора

1

3 четверть. 11 часов

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

2

Небесное и земное. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

1

3.4.

Звать через прошлое к настоящему

2

5

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

6

Музыкальная живопись и живописная музыка. Фореллен-квинтет

1

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

8.9.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

2

10

Дирижеры мира

1

11

Образы борьбы и победы в искусстве

1

4 четверть. 8 часов

1

Застывшая музыка

1

2

Полифония в музыке и в живописи

1

3

Музыка на мольберте. Композитор-художник

1

4

Импрессионизм в музыке и в живописи

1

5

О подвигах, о доблести о славе...

1

6

«В каждой мимолетности вижу я миры»

1

7

Мир композитора

1

8

В мире красок и мелодий (мордовская музыка и живопись)

1

всего

35

Календарно – тематическое планирование

предмета «музыка» 5 класс

35 часов

Дата

Тема урока

Содержание

Материал урока

план

факт

I четверть

1

Что роднит музыку с литературой?

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.


М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,


Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

2.3.4.

Вокальная музыка

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические.

Романсы. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

«Осень» П. Чайковский, слова А. Плещеева.

«Осень» Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

Русские народные песни:
«А мы просо сеяли»,
«Бояре, а мы…»,

«Уж ты, поле мое»;

«Горные вершины» А. Варламов, слова М. Лермонтова.


«Горные вершины» А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

5

Фольклор в музыке русских композиторов

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.

«Колыбельная» А. Лядов.


«Шехеразада» Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

6

Вокальные и инструментальные жанры музыки

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности
песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

«Вокализ» С. Рахманинов.
«Романс» Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
«Баркарола» (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Песня венецианского гондольера» (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон
«Венецианская ночь» М. Глинка, слова И. Козлова.

«Баркарола». Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

7.8.

Вторая жизнь песни

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий:
интерпретация, обработка, трактовка

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

«Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» (фрагмент финала). П. Чайковский.

«Веснянка», украинская народная песня.

«Пер Гюнт» Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

 Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

9

«Всю жизнь мою несу я Родину в себе» Перезвоны.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

«Перезвоны» По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

«Снег идет» Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

«Запевка» Г. Свиридов, слова И. Северянина.

II четверть

1.2.

11.11

18.11

18.11

25.11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками.  В.Моцарт – Ф.Шопен.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов –
В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

«Этюд №12» Ф.Шопен


«Прелюдия№7» Ф.Шопен

«Прелюдия№20» Ф.Шопен


«Вальс №7» Ф.Шопен

«Откуда приятный и нежный тот звон» Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.


«Маленькая ночная серенада» (рондо). В.-А. Моцарт.


«Dona nobis pacem» «Канон» В.-А. Моцарт.


«Реквием» (фрагменты). В.-А. Моцарт.

3

25.11

Путешествие в театр. Опера

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

«Садко» Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

4

02.12

Путешествие в театр. Балет.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

 «Щелкунчик» Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

«Спящая красавица» Балет (фрагменты). П. Чайковский.

5

09.12

Путешествие в театр. Мюзикл

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. 
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

« Кошки» Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.


«Песенка о прекрасных вещах» из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

6

16.12

Музыка в театре, в кино, на телевидение

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

«Песня о Родине» из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.


«Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

7

23.12

Мир композитора

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Композиторы Мордовии: Л.И. Воинов, Н.В. Кошелева

Знакомство с творчеством мордовских композиторов

III четверть

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

« Песня о картинах» Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.


«Концерт №3 для фортепиано с оркестром» (1-я часть). С. Рахманинов

2

Небесное и земное. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт

3.4.

Звать через прошлое к настоящему

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

«Песня об Александре Невском»

хор «Вставайте, люди русские

«Ледовое побоище»

«Мертвое поле»

«Въезд Александра во Псков»

5.6.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

«Островок» С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

«Весенние воды» С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

«Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова

«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Народные истоки русской профессиональной музыки. 
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

«Прелюдия» соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

«Прелюдия» соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

«Сюита для двух фортепиано» (фрагменты). С. Рахманинов.

«Фрески Софии Киевской»

«Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты). В. Кикта.

8.9.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

«Каприс № 24» Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

«Рапсодия на тему Паганини» (фрагменты). С.Рахманинов.

«Вариации на тему Паганини» (фрагменты). В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.

10

Дирижеры мира

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. 
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

«Музыкант» Б. Окуджава

11

Образы борьбы и победы в искусстве

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. 
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

«Симфония № 5» (фрагменты). Л. Бетховен.

IV четверть

1

Застывшая музыка

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

«Органная прелюдия» (соль минор) И.-С. Бах

«Ария альта» из «мессы» (си минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский


«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

2

Полифония в музыке и в живописи

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). 
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: «Прелюдия и фуга» №1 (до мажор),

«Аве Мария»

М.К. Чюрленис. Фуга.

3

Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

М.К. Чюрленис. «Фуга»

М.К. Чюрленис. «Прелюдия» ми минор,

М.К. Чюрленис. «Прелюдия» ля минор, Симфоническая поэма «Море».

4

Импрессионизм в музыке и в живописи

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи.  Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

«Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси


«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

5

О подвигах, о доблести, о славе

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

«Реквием» Д. Кабалевский:

«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.

6

«В каждой мимолетности вижу я миры»

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

С. Прокофьев «Мимолетности» (№ 1, 7, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)
рисунки В.Гартмана.

7

Мир композитора

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

8

В мире красок и мелодий. Мордовская музыка и живопись

Творчество Ф. В. Сычкова, С. Д. Эрьзи, сочинения Г. Г. Вдовина

Репродукции картин, скульптур, фортепианный триптих «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» («Греза», «Моисей», «Танец»)

Всего: 35 часов

Учебно - методическое обеспечение предмета

  • «Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 5-7 классы». Авторы программы «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Просвещение, 2010.,  стр. 21-26 и 40-45.
  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д.«Музыка.5 класс»: Учебник  для учащихся 5 класса,М., Просвещение, 2010
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.5 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2010)

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
  • 4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • 5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • 6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Материально-техническое обеспечение предмета

  • МР3-проингрыватель
  • Музыкальный инструмент – фортепиано
  • Мульти-медиа проектор, компьютер, акустическ

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

  • Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, хореографии).
  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
  • Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
  • Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
  • Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительном творчестве.
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
  • Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
  • Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
  6. Примерная программа по музыке «Музыка. 5-7 класс»,  / авт.:   Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Просвещение, 2010.
  7. Учебник «Музыка»,  для учащихся 5 класса. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, –  М.: Просвещение, 2010
  8.  Пособие для учителя /Сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,  М.: Просвещение, 2010;
  9. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  10. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  11. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  12. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  13. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  14. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  15. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  16. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  17. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  18. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  19. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  20. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  21. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  22. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  23. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  24. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  25. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  26. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  27. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  28. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  29. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  30. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  31. 23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  32. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  33. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  34. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  35. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  36. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  37. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  38. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  39. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  40. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  41. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  42. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  43. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  44. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  45. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  46. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  47.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  48. Песенные сборники.
  49. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...