Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство) "Романтика зовет"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Русаева Светлана Николаевна

Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство) для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romantika_zovet.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока  (музыка и изобразительное искусство) «РОМАНТИКА ЗОВЕТ»

5 класс

Учитель музыки Русаева С. Н.  

Учитель изобразительного искусства Ивина О.Н.

Цели урока: познакомить детей с творчеством Айвазовского, научить детей отражать различный характер морских волн в рисунке;

развивать познавательный интерес, вокально-хоровые навыки;

воспитывать эстетический вкус, чувство «прекрасного».

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: репродукции картин Айвазовского, его портрет, магнитофон, кассета, фортепиано.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3. Разучивание новой песни.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

  1. Уч.муз. Для русского народа море всегда было синонимом свободы. Море олицетворяло силу и мужество, звало к противоборству, рождало жажду борьбы. Таким отражено море в литературе, как «свободная стихия» оно вошло в русскую поэзию.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к  пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным туманной родины моей.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан… (А.С. Пушкин)

Так море отражается и в музыке. Например, Н. Римский-Корсаков в  симфонической сюите «Шехеразада» создал образ моря, как самостоятельный эпизод, самостоятельную тему.

(слушание фрагмента из сюиты, тема море. Также о море написано много песен. Например,песня Е. Крылатова «Я верю только мачтам и

 мечтам», которую мы с вами выучили. Давайте её исполним.

(исполнение песни)

 2.Уч. ИЗО.  Так отражается море и в живописи.  Таким воплотил образ моря в своем творчестве  Иван Константинович Айвазовский.

Творчество художника тесно связано  с  отечественным искусством конца XVIII-XIX вв., оказавшим на него плодотворное влияние. Айвазовский создал за свою жизнь шесть тысяч картин. Он счастливо сочетал в своем творчестве драгоценные качества: доходчивость, эмоциональность, волевое начало и прелесть тонкой поэзии, которые выдвинули его в первые ряды маринистов мира.

Художник родился в 1817 году в Феодосии. Он был сыном мелкого торговца-армянина.  Его успехи в рисовании были весьма значительны, что позволило в 1833 году поступить в Петербургскую АХ. учился он у пейзажиста  Воробьева. Французский художник-маринист Таннер оказал на его творчество большое влияние. Именно благодаря этому Айвазовский стал художником-маринистом. Став профессиональным художником, он много путешествовал. Все это отразилось в его картинах.

 Вернувшись в родную Феодосию в 1945 году, он навсегда остается в родном городе до конца своей жизни.

Давайте рассмотрим его прекрасные картины, написанные в разные периоды жизни художника.

В произведениях Айвазовского можно отметить как эмоционально романтические картины, например, «Радуга»1873г., «Кораблекрушение»1843г.,  «Ледяные горы» 1870г., так и наполненные героическим пафосом: «Наваринский бой»1848г., «Чеслинский бой» 1848г.

Но не только грозную стихию любил передавать Айвазовский на своих полотнах. Он писал различные состояния природы движения волн и облаков в ясном небе, яркий блеск солнца, утренний туман над морской гладью или грозное перемещение морских волн и темных туч, освещенных вспышками молний.

 Перед вами картины: «Венеция» 1843г., «Вечер в Венеции» 1843г., «На острове Крит» 1867г., «Одесса ночью»1846г., «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами» 1848г., «Вход в Севастопольскую бухту» 1852г.,  «Утро в на берегу залива Ялта.»1853г.

Даже русские поэты  нашли свое отражение в картине «Прощание Пушкина с Черным морем» 1867г.

Особое место в его творчестве занимает картина «Девятый вал». Давайте рассмотрим её подробнее.

На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну – «девятый вал»

готовую обрушится на группу людей, спасающихся на обломках корабля.

Какие чувства вызывает эта картина?

Ответы детей: Величие, мощь, красота морской стихии, и т.д.

Несмотря на драматизм события, картина не оставляет мрачного впечатления. Наоборот, она полна света и воздуха, вся пронизана лучами солнца. Оставляет надежду людей на спасение. Краски в картине звучат радостно, и становится ясно, что люди победят стихию.

3. Уч муз.   Сегодня на уроке мы разучим новую песню из цикла «О земной красоте» Якова Дубравина и  Вольта Суслова, песня называется «Разговор с волной». Послушайте, пожалуйста песню и скажите, соответствует ли её мелодия настроению, царящему на полотне?

(исполнение песни учителем, 1 куплет и припев)

Ответы детей: да, соответствует.

Уч. муз.  Да, мелодия «изображает» волны повторами аккордов в аккомпанементе и мелодическим рисунком.

Давайте исполним первый куплет.

(обратить внимание детей на ритмический рисунок припева; далее разучивается второй и третий куплеты и вся песня исполняется целиком).

4.Уч. ИЗО.  Какими же приемами пользовался Айвазовский при передаче характера морских волн?

Посмотрите на картину «Черное море» как вы думаете, как художник добивался прозрачности волн, их глубины? Как называется этот прием в живописи?

Ответы детей: этот прием называется «лессировка». Краски наносятся очень тонкими слоями прозрачно на полотно. А глубокие волны наносятся густыми красками. Это позволяет передать различную глубину волн.

Уч. ИЗО. Сегодня вашим заданием  на уроке будет отображение различного характера морских волн как в спокойном состоянии, так и в бурном. Перед вами различные типы мазков, с  помощью которых вы можете работать над заданием. Это типы мазков:

  1. Мазок-кирпичик.
  2. Мазок-дождик.
  3. Мазок Ван Гога.
  4. Мазок-запятая.
  5. Мазок-вальс.

(на доске образец).

 Работу выполняйте акварелью этюдно.

(учитель ИЗО показывает, работает вместе с детьми).

5.Подведение итогов, показ и анализ лучших работ.

Уч. ИЗО. Что нового вы узнали на уроке?

Ответы детей:  сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Айвазовского, отразившим в своих картинах романтику моря. Также почувствовали эту романтику и в музыкальных произведениях.

Уч. ИЗО. Кроме этого, вы познакомились с техникой мазков, изображающих воду. Знакомство с этой техникой мы продолжим на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...