Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство) "Россия глазами художников и композиторов"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Русаева Светлана Николаевна

Интегрированный урок для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_glazami_hudozhnikov_i_kompozitorov.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «ОШ №4 имени Ю.А.Гагарина городского округа город Фролово»

Разработка интегрированного урока  для учащихся 7 класса

Учитель изобразительного искусства   Ивина О.Н., учитель музыки Русаева С.Н.

Тема: РОССИЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ.

Цели урока: развивать умение слышать в музыке необычное, определять музыкальные произведения по содержанию, познакомить учащихся с произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, русскими  романсами, прививать любовь к родной природе, передать изменения цвета в этюдах с помощью рефлексов в разное время суток, познакомить с работами великих русских художников-пейзажистов, учить передавать (композиционно) времена года: зима, лето, осень (по выбору учащихся).

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями музыкальных произведений, портреты художников, стенды с репродукциями картин  Куинджи, Левитана, Поленова и Васильева, репродукции картин Шишкина, Саврасова, Рериха, стол и стул с работами учащихся, кисти, краски, керосиновая лампа для сценки, зонт.

Литература: повесть Паустовского «Исаак Левитан», сборник стихов Н. Рубцова «Зеленые цветы» 1978г., сборник стихов «Страницы современной лирики» 1983., учебники «Музыка» 5класс и 7 класс.

ХОД УРОКА.

Звучит музыка «Вхождение в невидимый град»

Учитель музыки: Сейчас вы послушали фрагмент оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия татар (был погружен под воды озера Светлояр), а также сказание о Петре и Февронии Муромских.

Что необычного вы услышали в этой музыке?

Ученики: в музыке слышатся интонации песен и звон колоколов.

Учитель музыки: В этой музыке слышны отголоски, интонации, дух песнопений, слышны перезвоны колоколов. Драматически важные моменты в опере связаны с жанрами и звуковыми образами православной службы.

Учащийся рассказывает стихотворение Н. Рубцова «Виденья на холме».

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и в жемчугах тупой башмак скуластого Батыя…

Россия, Русь –куда  я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы, люблю твои избушки и цветы

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Учитель ИЗО: Великое слово Родина…По словам древнего летописца « за светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Тема Родины, родной русской природы была одной из главных тем русских художников.

1-й ведущий: -Первая картина, которую мы вам представляем сегодня, называется «Заморские гости». Её автор –художник Николай Рерих. Он жил в конце 19- начале 20 века. Рерих –один из самых ярких представителей русского исторического пейзажа. Он был гражданином мира, его музеи есть не только в России, но и в Индии и в Америке. Но никакие самые прекрасные, самые экзотические уголки мира не затмили в его памяти милые сердцу картины родной природы, где как он писал, «причудны леса великими деревьями, цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркало рек и озёр».

Учитель ИЗО: Среди картин Н. Рериха есть картины на историческую тему. Это цикл работ под общим названием «Богатырский бриз» –«Илья Муромец», «Баян», «Витязь», «Идолы», «Славяне», «Соловей-разбойник» (показать репродукции картин).

Учащийся рассказывает стихотворение Н.Рубцова «Старая дорога».

Все облака над ней, все облака…

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам –качаются ромашки,

И в зной звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин-властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Ещё порой проскачут верховые,

И снова –глушь, забывчивость, заря,

Всё пыль, все пыль да знаки верстовые…

2 ведущий:  Талантливый художник может помочь нам услышать пение жаворонка и стрёкот кузнечика, журчание весеннего ручейка, шёпот листьев и торжественную тишину ночи.

Учитель ИЗО: У Репина было много учителей. Самый замечательный из них –Архип Иванович Куинджи. Перед вами его картина «Ночь на Днепре».

Учащийся читает стихотворение «Тайна» Н.Рубцова.

Чудный месяц горит над рекою, Над местами отроческих лет,

И на родине, полной покоя, Широко разгорается свет…

Этот месяц горит не случайно

На дремотной своей высоте,

Есть какая-то жгучая тайна

В этой русской ночной красоте!

Словно слышится пение хора,

Словно скачут на тройках гонцы, И в глуши задремавшего бора

Все звенят и звенят бубенцы…

Учитель ИЗО: Художник Куинджи был человеком удивительной судьбы. Грек по происхождению, он был удивительно русским человеком. Обратите внимание на то , с каким мастерством он передаёт на своих картинах солнечный день, багровый закат, ясное утро. Как светятся краски на его полотнах! Когда на выставке передвижников была показана его «Берёзовая роща», многие посетители заглядывали за полотно картины: нет ли там подсветки. Художника назвали «мастером света».

2-й ведущий: Можно называть много имен русских художников-пейзажистов. Они искали и находили в русской природе что-то своё, особенное. Иван Шишкин любил русский лес.

Учитель ИЗО: любимыми деревьями художника были сосны. Давайте рассмотрим его картины. Обратите внимание на картину «Сосны, освещенные солнцем». В жаркий день солнце пронизывает деревья своим светом. Зелень уже не кажется ярко-зеленой. Она золотится на солнце! Глядя на картину, ощущаешь зной летнего дня, запах смолы, запах русского леса. Рефлексы на картинах Шишкина ярко выражены. Вот картина «Дебри». Основной цвет в картине –яркая охра. Даже зелень имеет коричневый оттенок. А вот другие картины Ивана Шишкина –«Утро в сосновом бору», «Дубовая роща», «Вид в окрестностях Ораниенбаума», «Рожь». На картине «Рожь» даже небо имеет желтый теплый оттенок. Спелые желтые колосья ржи, тянущиеся полеси до самого горизонта, дают рефлекс цвета на огромные сосны и небо в летний полдень.

Звучит песня «Рожь» муз. Долуханяна, сл. Прищельца.

1-й ведущий: Много имен и много талантливо написанных картин можно

 вспомнить. Молодой и трагически рано ушедший из жизни Федор Васильев любил рисовать природу в разных её состояниях. Об этом

говорят названия его картин «Мокрый луг», «Оттепель», «После грозы». Чувство движения в природе –одна из драгоценнейших особенностей его жизни. Василий Поленов воспевал живописные уголки Москвы и просторы вокруг реки Оки. «Московский дворик»,  «Бабушкин сад» –самые знаменитые его творенья.

2-й ведущий: К сожалению или к счастью мы не можем охватить всего. Но нельзя не вспомнить картину №1 в русской пейзажной живописи. Её автор –Алексей Саврасов. Название вам знакомо:   «Грачи прилетели».

Учитель музыки: Поможет более глубоко почувствовать картину Саврасова музыка. Вы уже познакомились с фортепианным  циклом Чайковского «Времена года» (тема: «Музыкальное содержание»). Что это за произведение?

Ответы учащихся: Это программное произведение, так как имеет название, общее и для каждой пьесы.

Учитель музыки: Да в цикл входят 12 пьес.

 Обсуждение Ответы учащихся - Каждая  пьеса имеет название месяца.

  -  Каждому месяцу посвящена отдельная часть;

   - Обязательный подзаголовок, более глубоко раскрывающий содержание пьес.

Учитель музыки: Какие пьесы вы уже слышали?

Учащиеся: Октябрь: «Осенняя песнь», Ноябрь: «На тройке»

Учитель музыки: Сейчас вы познакомитесь ещё с одной пьесой. Я не буду говорить название, а вы сами определите характер и назовите её.

Звучит пьеса «Апрель».

Учитель музыки: Какое настроение выражено в этой музыке?

Ответы детей: радостное, возвышенное чувство.

Учитель музыки: Какому времени года соответствует?

Ответ детей: Весне.

Учитель музыки: Да, эта пьеса называется «Апрель. Подснежник». А можно ли сказать, что именно музыка этой пьесы изображает данную картину Саврасова?

Ответы детей: Да. На картине природа тоже просыпается –то есть весна.

Учитель ИЗО: Ребята! Эта картина написана Саврасовым в городе Плесе. Маленький, красивый городок на берегу Волги расположен в Ивановской области.  «Грачи прилетели» –самая знаменитая , но есть и другие картины. Сейчас вы их увидите. Это – « Проселок», « Дворник. Зимы», « Летний пейзаж с мельницами», « Конец лета», « Сельский вид», « Лосиный остров в Сокольниках». Обратите внимание, как художник передает настроение в природе, Как с помощью цвета изменяются краски солнечного и пасмурного дня, как изменяется цвет деревьев в рефлексах вечернего неба. Как золотится небо в утренней заре.

2-й ведущий: У Саврасова было много последователей, учеников.

      Имя одного из них греет душу русского человека особым теплом. Имя это, на наш взгляд стоит чуть выше всех других талантливых имен. Ибо

имя этого гениального художника - Исаак Левитан. Достаточно произнести его, и перед нами встает облик прекрасного и благородного человека,  предстают картины русской природы, то грустные, то радостные, с детства вошедшие в нашу жизнь, « Левитановские» - говорим мы. Художник прожил трудную жизнь одинокого человека.

       Учитель ИЗО:- это одиночество особенно выразительно в его ранней картине            « Осенний день в Сокольниках». Посмотрите на фигурку женщины в парке. Кажется, что и деревья передают это настроение грусти. Цвет осени в картине имеет серый оттенок. А вот другая картина –«Золотая осень». Тонкие березки на берегу узкой реки также передают  настроение грустной природы. Однако, цвет осени здесь уже яркий, солнечный, истинно золотой. Левитан был евреем, но истинно русским человеком. Давайте рассмотрим другие его картины.«Весна –большая вода», «У омута», «Сумерки. Стога», «Владимирка», «Свежий ветер», «Волга. После дождя». Эти картины написаны, когда Левитан был уже знаменитым, известным по всей России. Но было время, когда приходилось жить впроголодь, питаться, по словам самого Левитана «в долг, на пятачок», снимать дешевые меблированные комнаты.

1-й ведущий: Сейчас вы увидите небольшую сценку из жизни художника, подготовленную нашими учениками по повести Паустовского.

СЦЕНКА.

На переднем плане стоят стол, стул. На столе –краски, кисти, лампа. Левитан сидит на стуле и рассматривает свои этюды. Стук в дверь. Входит женщина.

Левитан (вставая): Входите, сударыня! Прошу Вас, садитесь.

Хозяйка: Господин Левитан! Вы задолжали мне квартирную плату за два месяца. Пошел уже третий, а вы не платите. Я не могу больше ждать!

Левитан: Мадам, я прошу покорно простить меня, но сейчас у меня нет денег. Может, вы соблаговолите принять у меня в счет долга несколько моих этюдов. Я недавно приехал из Плеса и написал их там.

Хозяйка (брезгливо рассматривает картины): Господин Левитан! Но здесь же только деревья и реки! Вот если бы на ваших картинах, хотя бы на этой, было изображено стадо коров, или вот на этой лужайке, например, паслись гуси.. Это, право, было бы так приятно для глаз. Неужели Вы не видите, как ваши этюды скучны!

Левитан (выпрямляясь и гневно говоря): Сударыня! Я –русский художник! Я пишу Россию, а не гусей!

Хозяйка (быстро встает): Господин Левитан! Если завтра утром вы не отдадите плату за 3 месяца, то извольте немедленно освободить комнату. Прощайте, сударь!

Учитель ИЗО: Ребята! Вы познакомились с жизнью Левитана, его картинами. Позже, став знаменитым, он покупает имение в городе Плесе, том самом, где написаны «Грачи прилетели» Саврасовым. Там же были

написаны Левитаном и другие картины.

Учитель музыки: Давайте вспомним, что музыка обладает свойствами «изображать» и «выражать».

Учащиеся объясняют, что выражаются чувства, а изображается все, что можно нарисовать: шелест листьев, колокола, капель, метель, и т.д.

Послушайте фрагменты музыкальных произведений и определите, что они изображают, каким картинам соответствуют?

Звучит фрагмент из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского («Великий колокольный звон»).

Учитель музыки: Что вы услышали в этой музыке?

Ответы учащихся: В музыке слышится колокольный звон.

УчительИЗО: А картины называются «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Тихая обитель».

Учащийся рассказывает стихотворение Н. Рубцова «Душа хранит» (отрывок)

О, вид смиренный и родной! Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной, Как сон столетий, Божий храм.

О, Русь – великий звездочет! Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет, Не тронув этой красоты.

Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит Всю  красоту былых времен…

Учитель ИЗО: Ребята! Мне посчастливилось побывать в городе Плесе. Видеть этот удивительный город, посетить дом-музей Левитана. Все сохранилось в том самом виде, как и при жизни художника. Тот же крутой берег, та же пристань на Волге, тот же храм, с которого написаны этюды в картинах «Вечерний звон» и «Тихая обитель». Звучит романс «Вечерний звон». Ребята говорят о чувствах, которые переданы в романсе.

1-й ведущий: Русская природа из века в век формирует характер нашего народа -широкий и хлебосольный, величавый и простой, трудолюбивый и добрый.

2-й ведущий: В душах русских людей живут картины бескрайних степей и лесов, улыбки природы, её очарование. И как прекрасно, что художники и музыканты помогают нам это увидеть!

Учитель ИЗО: Ребята! На уроке вашим заданием будет этюд. Необходимо в этюде, по вашему выбору, передать состояние природы летом, зимой или осенью. В этюде передать передний план и задний. Рефлексы передать с  

помощью цвета: солнечный день зимой, вечерний закат летом, утренняя заря весной. Акварелью работайте над фоном6 небо, земля. Гуашью – деревья и трава переднего плана. В работе вам помогут репродукции великих художников-пейзажистов, знания, полученные на предыдущих уроках ИЗО, прослушанные музыкальные произведения.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...