Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке на тему

Русаева Светлана Николаевна

   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

«Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень вполне возможно»
                                                (Н.М. Амосов)

Одной из важнейших задач, которые стоят на сегодняшний день перед школой, является создание условий для сохранения здоровья учащихся. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. 

Целью массового музыкального образования и воспитания учащихся является формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части их духовной культуры. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. 

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Народная пословица гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!»

При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. Применение на уроках различных видов деятельности (пение, восприятие музыки, беседа, игра на простейших музыкальных инструментах, ИКТ, музыкально-ритмические движения) способствует развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. (оздоровительные упражнения)

К таким упражнениям относятся, например:

1. Приветствие. Песенки-распевки. С них начинаются все уроки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению. 

2. Дыхательные упражнения. Способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.

3. Речевые упражнения (по К. Орфу). Основная цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания в плане их «пропевания», то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

  • А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
  • Э- улучшает работу головного мозга;
  • И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
  • О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
  • У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря;
  • Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
  • ОМ – снижает кровяное давление;
  • АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
  • УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ  и негативной энергии. 

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать):

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

4. Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. 

5.Двигательные упражнения, ритмопластика.

6. Пение. Используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления. Занятия вокалом укрепляют и оздоровляют организм детей.

Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений  - тренируется дыхательная мускулатура, дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Петь полезно, даже если нет слуха. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает средство для снятия внутреннего напряжения.

После вокальных занятий  дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

7. Восприятие музыки. Изучен оздоровительный эффект классической музыки. Так, одни мелодии позволяют получить расслабляющий эффект, другие способствуют нормализации регуляторных функций: регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания, формированию состояния уверенности; одни поднимают настроение, другие – для успокоения и умиротворения.

Учёным давно известно целебное воздействие музыки на человека.                                                           Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.                                                                                                                                                                             «Болеро» М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми. Энергетической направленностью отличается «Революционный этюд № 12» Ф.Шопена.                                                                                                                                              «Каприс № 24» Н.Паганини повышает тонус организма, настроение. В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание «Венгерской рапсодии» Ф.Листа, «Маленькой ночной серенады» В.Моцарта.                                                                    Пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему. Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание вальсов И. Штрауса.                                                                                                                                                                       «Лунная соната» Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает. Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта «Аве Мария» (вокальный и инструментальный варианты) и «Мелодия» Х.Глюка.                                                                                          

От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии (руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты «Маскарад» (Галоп, Вальс)                                                                                                                                          

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед школой –

создание условий для сохранения здоровья учащихся

Результатами такой музыкально-оздоровительной работы являются:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
- Повышение уровня речевого развития;
- Снижение уровня заболеваемости;
- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г .
  3. Садыкова Р.Ш., Шепаева С.А. – Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. – ЮКГУ, Шимкент, 2006 г.
  4. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М. – Первое сентября; Чистые пруды, 2004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...