Описание опыта работы
материал по музыке на тему

Русаева Светлана Николаевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusaeva_opisanie_opyta.doc49.5 КБ
Office presentation icon rusaeva_opisnie_opyta.ppt2.85 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя музыки МКОУ «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Русаевой Светланы Николаевны.

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…пусть ребенок чувствует красоту и восторгается  ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,  в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

В молодом поколении все чаще замечается безнравственность, потеря интереса к культуре. Все, что годами копили и сохраняли наши деды, к сожалению, стремительно теряется. В погоне за модой, новшествами, мы забываем культуру своего народа. Перенимая культуру запада, мы порой не знаем, как жили наши предки, как работали, как отдыхали, как  отмечали праздники, о чем думали. Именно культура родного народа должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, и лечь в основу его воспитания, как полноценной гармоничной личности и гражданина своей Родины. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно-эстетического воспитания учащихся: они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, танцевать, играть на традиционных народных инструментах.

Образовательные технологии, разработанные в программе «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, по которой я работаю, направлены на раскрытие перед учащимися духовно-нравственного потенциала музыкального искусства и категории музыки – интонация, жанр, стиль, образ, музыкальный язык. Для активизации слухового опыта детей, накопления ими музыкальных впечатлений, в данной программе прослеживаются образно-ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. Музыкальный материал в программе построен на принципах увлеченности, концентричности, опоры на русскую музыкальную культуру – фольклор, музыку религиозной традиции, произведения композиторов-классиков.   Особое внимание в программе уделено возрождению народных традиций – фольклору. В разных  разделах программы затрагивается разнообразный мир музыки: народные праздники,   праздники русской Православной церкви, духовная музыка, происходит знакомство с русскими композиторами, очень  ярко и выразительно раскрывается многообразие народных песен, былин, преданий.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в программе используются технологии, ориентированные на использование новых методов обучения: импровизация, ролевых и дидактических игр, театрализации фольклорных образцов музыки. Все это способствует формированию эмоциональной сферы ребенка.

Главная цель моей работы – формирование в эстетическом сознании учащихся ценностей русской национальной культуры, традиций, источником которых является, в том числе, и русская народная песня.

Задачи:

  • познакомить детей с разнообразием жанров русского народного музыкального творчества;
  • дать представление о традициях русского фольклора;
  • воспитывать чувство любви к Родине, к родному краю, народной культуре, умение оценивать подлинные художественные ценности предметов и явлений русской народной культуры;
  • заинтересовать и привлечь к поисковой работе, созданию проектов, изготовлению пособий, участию в фольклорных праздниках.

Для реализации целей и задач я использую следующие методы:

  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд, преданий посредством театрализованных представлений, постановок праздников, традиций;
  • эвристический (частично-поисковый) метод;
  • игровые технологии;
  • метод практических действий;
  • наглядный.

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим ученикам о красоте родного края, познакомить с богатством народных традиций, обрядов, фольклора. Частью фольклора являются песни, прибаутки, колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, в которых можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд. Освоение образов русского музыкального фольклора, как средства приобщения к народной традиционной культуре детей школьного возраста, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюмы), инсценирование и  «разыгрывание» песен, игры народных праздников. Главная роль отводится освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины. Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся, связанные с освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов, освоение элементов многоголосного пения.

Использование музыкальных инструментов на уроках и внеурочных занятиях вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, стимулирует творческую инициативу детей. Детские музыкальные инструменты –  средство обучения музыке, а игра на них-самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока. В школе был организован кружок «Музыкальные традиции родного края». На занятиях кружка мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем народные песни на наших праздниках и внеклассных мероприятиях. Дети легко заучивают народные песни и прибаутки, пословицы и поговорки. Учащимися был выпущен буклет, включающий в себя народные игры и потешки, которые могут быть использованы в качестве физминуток на любых уроках. Также была сделана подборка песен нашего донского края. Кроме песен, дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный шаг, хороводный топающий шаг, шаг с притопом и другие. Был разработан учебный творческий проект «Хоровод», в процессе работы над которым ребята узнали о возникновении хоровода, о том, какие бывают хороводы, с удовольствием разучивали различные виды хороводов. Излюбленной же темой стали обрядовые праздники: «Масленица», «Осенины», «Фольклорные посиделки» и другие. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Приобщаясь к ним, принимая участие в играх, сценках, обыгрывая роли, дети получили возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основ духовности и нравственности. 

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. В своей работе я опираюсь на два основных:

1. Ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал «Четвертой симфонии» П.И. Чайковского и русская народная песня «Во поле береза стояла»; хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и русская народная песня «Уж как по мосту мосточку» и другие.

2. Непосредственное обращение к аутентичному фольклору, когда сначала песенный или танцевальный фольклор записывается, а затем этот материал осваивается учащимися  путём подражания магнитофонным или видеозаписям. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей я использую следующие приемы:

  • Эмоциональное воздействие на учащихся. Стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а ощутили радость совместного пения; чтобы народная музыка не превратилась только  в учебный материал, а воспринималась и как часть жизни.
  • Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении обрядовых песен можно  объяснить детям, что песня оказывается нелепой вне обряда, к которому она была приурочена. В словах таких песен перечисляются и действия, входящие в обряд.
  • Изучение  музыкального фольклора как искусства синтетического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети пропевают слова: «Со вьюном я хожу» и при этом остаются неподвижными. Поэтому следует сказать учащимся, что слова хороводно-игровой песни побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению, обязательной последовательности действий: ходить с платочком в руке, положить платочек на правое плечо, затем на левое и т.д.
  • Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с «голоса на голос», от «сердца к сердцу». Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а после исполнения  учителем. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей.

При освоении музыкального фольклора важно помнить специфических его свойствах, искать ответы на вопросы, возникающие в самом музыкальном фольклоре, в жизни  людей, породнившей его. Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение учащихся, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, патриотических чувств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание опыта работы учителя музыки МКОУ «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Русаевой Светланы Николаевны.

Слайд 2

Приобщение учащихся к русской народной культуре «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. Сухомлинский

Слайд 3

Цель: формирование в эстетическом сознании учащихся ценностей русской национальной культуры, традиций, источником которых является, в том числе, и русская народная песня. Задачи: познакомить детей с разнообразными жанрами русского народного музыкального творчества; дать представление о традициях русского фольклора; воспитывать чувство любви к Родине, к родному краю, народной культуре, умение оценивать подлинные художественные ценности предметов и явлений русской народной культуры; заинтересовать и привлечь к поисковой работе, созданию проектов, изготовлению пособий, участию в фольклорных праздниках.

Слайд 4

Методы, используемые для реализации целей и задач : метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд, преданий посредством театрализованных представлений, постановок праздников, традиций; эвристический (частично-поисковый) метод; игровые технологии; метод практических действий; наглядный.

Слайд 5

Освоение образов русского музыкального фольклора, как средства приобщения к народной традиционной культуре детей школьного возраста, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюмы), инсценирование и «разыгрывание» песен, игры народных праздников.

Слайд 6

Принципы включения фольклора в учебный процесс: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке; обращение к аутентичному фольклору.

Слайд 7

Приемы работы при освоении фольклора на уроках и внеурочных занятиях: Эмоциональное воздействие на учащихся. Стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а ощутили радость совместного пения; чтобы народная музыка не превратилась только в учебный материал, а воспринималась и как часть жизни. Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении обрядовых песен можно объяснить детям, что песня оказывается нелепой вне обряда, к которому она была приурочена. В словах таких песен перечисляются и действия, входящие в обряд.

Слайд 8

Изучение музыкального фольклора как искусства синтетического (единство музыки, слова, движения). Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с «голоса на голос», от «сердца к сердцу».

Слайд 9

Игры на детских музыкальных инструментах

Слайд 10

Шумовой оркестр

Слайд 11

Фольклорные праздники

Слайд 12

Учебный проект «Хоровод»

Слайд 13

Игры, которые можно проводить в качестве физминутки на любых уроках:

Слайд 14

Ай, дуду, дуду, дуду, ……………... Имитация игры на дудочке, Потерял мужик дуду, …………... Наклоны головы влево- вправо На поповом на топу, Шарил, шарил – не нашёл, …….. Наклоны вперёд, Ко боярыне пошёл: …………….. Шаги на месте, Сударыня-боярыня, ……………. Руки вперёд по очереди, Прикажи вора поймать, ……….. Грозят пальцем, Руки, ноги обмотать! ……………Поочереди выставляются вперёд руки, ноги. Игра «Ай, дуду»

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...