«Слушание музыки» в векторе современного подхода к обучению в музыкальной школе
статья по музыке по теме

Исабаева Елена Владимировна

Статья для международного периодического издания "Педагогический советник" № 5 за 2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_kopiya.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Ямальская детская музыкальная школа»

Исабаева Елена Владимировна

Заведующая Мыскаменским филиалом ЯДМШ

Заслуженный работник культуры ЯНАО

629720 ЯНАО Ямальский район

п. Мыс Каменный ул. Минская 28

е.mail: isabaevaelena@yandex.ru

http://nsportal.ru//isabaeva-elena 

Доклад:

«Слушание музыки» в векторе современного подхода к обучению в музыкальной школе

             Культура нации определяется не только высочайшими достижениями отдельных творческих личностей или коллективов, но и уровнем культурной образованности каждого члена национального сообщества. В малых северных поселениях у подрастающего поколения нет альтернативы музыкальной школе в получении качественных образовательных услуг в сфере культуры и искусства. Достоинства и объем работы крупных городских школ не умаляют важность деятельности музыкальных школ в малых поселениях.

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Ямальская детская музыкальная школа» было  создано  в декабре 2003 года на базе  детской музыкальной школы, находящейся в районном центре Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.  Школа объединила  три структурных подразделения в селах Яр-Сале,  Мыс  Каменный и  Се-Яха.  Все подразделения отдалены друг от друга   расстоянием более четырехсот  километров.  Связь между ними осуществляется только воздушным транспортом. В музыкальной школе числится 150 обучающихся. Обучение  проходит в классах фортепиано,   баяна, аккордеона,  гитары, скрипки, домры и хорового пения. 40% от всего состава обучающихся составляют дети коренных малочисленных народов Севера. Педагогический коллектив:  14 человек.

   Несмотря на отдаленность  от крупных культурных центров, разбросанность отделений,  суровые климатические условия,  Ямальская музыкальная школа живет насыщенной  жизнью. Задачи, решаемые образовательным учреждением, шире задач только музыкального образования. Концепция развития школы определяется тем, что  обучение в музыкальной школе -  это  не только способ получения специальных знаний, навыков и умений, но и возможность создания внутри и вокруг себя территории красоты, трудолюбия и творчества, активно воздействующей и формирующей   личность  ребенка, его духовный мир,  внутреннюю культуру, составляющими которой являются культура  исполнения, мышления, речи и  поведения.

            Еще несколько лет назад, педагоги-практики активно обсуждали необходимость включения в курс обучения школ художественного образования предмета «Слушание музыки». Интерес к этой дисциплине неслучаен. В младшем школьном возрасте закладываются основы  знаний, приоритеты интересов и предпочтений. Отсутствие школьной дисциплины, открывающей  мир глубокой, серьезной музыки, лишала детей возможности прикоснуться к подлинной красоте. Принимая решение  о  введении данной дисциплины в нашей школе, мы руководствовались следующим:

  • С малых лет  ребенка окружает звуковое пространство, в котором причудливо переплетаются звучания серьезного и развлекательного   искусства. Продукция современной музыкальной индустрии, с ее яркостью, праздничностью искажает представление о духовной ценности музыки как высокого искусства, поэтому так важно  научить  детей отбирать истинные ценности, содействовать способности понимать умом и сердцем подлинную красоту музыки.
  • Дисциплина «Слушание музыки» является начальной ступенью к овладению знаниями в области музыкального искусства и воспитанию будущих слушателей, знатоков и ценителей музыки.  Этот начальный этап является  решающим для всего процесса обучения. На занятиях этого предмета  детей ждет встреча с удивительным миром музыкального искусства, наполненным светом и добром, а сам процесс обучения превращается в увлекательное путешествие-познание.
  • В нашу  школу, как, впрочем, и во всякую сельскую музыкальную школу, приходят дети с различными музыкальными способностями. Задача преподавателя – используя индивидуальный подход, дать каждому ребенку максимум, по его возможностям, знаний и умений. Но не менее важны задачи – пробудить у обучающихся любовь, интерес к музыке; убедить детей и родителей в ценности музыкального образования для развития творческого, духовного, интеллектуального начала  личности ребенка. И  дисциплина «Слушание музыки», как нельзя лучше, подходит для реализации этих задач:  позволяет обогатить круг художественных впечатлений детей, развить образное мышление, эмоциональность, отзывчивость на музыкальное звучание, воспитать культуру слушания,  дать толчок к творческому применению полученных знаний на уроках специальности.
  • Одним из условий успешности обучения на начальном этапе является активное привлечение родителей к совместному выполнению разнообразных творческих заданий. Это  не только оказывает определенную помощь малышу, но и поднимает ценность самого обучения, так как заинтересованность родителей в делах и успехах ребенка без лишних слов показывает ему важность выполняемой  работы.
  • На занятиях ведущим  принципом, заложенным в современном подходе к обучению, становится принцип  деятельного освоения музыкального искусства. Не пассивное слушание музыкального звучания и разъяснений  педагога, а вовлечение обучающихся в активное «действо», использование разнообразных  приемов, направленных на развитие творческих способностей учеников. Творчество –  двигатель сознания, процесс открытия и создания нового.  Каждый шаг ученика на пути творческого поиска  -    личный вклад в развитие самого себя. Формы деятельного освоения учебного материала - это  проявление собственного  отношения, чувствования к музыкальному звучанию, импровизации на заданную тему, ритмические аккомпанементы с использованием шумовых инструментов, пение, собственное исполнение музыкального произведения, театральные зарисовки, игры,  раскраски. На занятиях активно используется принцип опережения. Так для развития слуховых музыкально-аналитических навыков применяется карточка «Волшебный цветок», многие «лепестки» которого осваиваются детьми до прохождения основного учебного материала. Принцип опережения действует и в случае повторяемого термина «музыкальный образ». Детям не дается определение этого термина в силу трудного понимания его в младшем возрасте. Но его повторяемость формирует стойкое понимание, что  каждое произведение – это особый музыкальный мир, и каждое создает неповторимый музыкальный образ.
  • Для определения характера, настроения музыкального образа применяется практика пластического моделирования. Движение, подчиненные музыке, позволяет  почувствовать эмоциональное и образное содержание музыкального произведения,  способно сделать анализ более доступным, а главное - интересным детям.
  • Одним из путей обеспечения активной установки обучающихся видится во внедрении в учебный процесс методов проблемного обучения, частично-поисковой деятельности.  Примеров использования подобного вида деятельности множество. Это  поиск  общих или различных черт прослушанных музыкальных произведений; с целью развития  навыка интерпритации слушание, выбор предпочтения  одного и того же произведения в разном исполнении, сравнительный анализ живописного полотна, стихотворения и звучания; анализ метаморфоз, произошедших с музыкальным образом в результате изменения выразительных средств. Примером частично-поисковой деятельности можно назвать включение в задания заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, итоговых викторин,  презентаций, поиск дополнительной информации к изучаемой теме. Деятельное освоение изучаемого материала позволяет проводить занятия динамично, с частой сменой деятельности, что  удерживает внимание, интерес  и активность обучающихся на протяжении всего урока.
  • Итогом обучения должно стать  духовное совершенствование, музыкальное и личностное развитие детей.

          На базе нашей школы были разработаны учебно-методические комплексы по дисциплине «Слушание музыки»: для 1 класса – «Музыки волшебная страна», 2 класса - «Картины русской музыки», 3 класса – «Музыкальные путешествия по странам Западной Европы». Каждый комплекс состоит из учебно-методического  пособия для преподавателя с учебно-тематическим планом и конспектами занятий,  «Рабочей тетради» для  классной и домашней работы  обучающихся с основными понятиями уроков, нотными примерами, учебными и творческими заданиями, раскрасками, материалом для  самостоятельного  и совместного изучения  с родителями.   К каждой теме-параграфу разработаны презентации в компьютерном варианте. Цель подобных презентаций - красочное иллюстрирование изучаемой темы, концентрация внимания.

           Занятия первого года обучения  проникнуты единой темой – темой музыкального волшебства, где каждый урок, подобно детали  мозаики, складывается в единую картину, в которой мир реальный превращается в мир звучащий, музыкальный.

           Основная идея содержания второго года обучения  – отражение истории и души народа в музыке России.  Цель данного курса – открыть детям дорогу в  мир русской культуры с ее глубочайшим пластом многовековых самобытных традиций, устным народным творчеством,  богатым наследием национальной композиторской школы.

Основная цель третьего года обучения – знакомство с  многообразной палитрой западноевропейской музыки, как величайшее достижение мировой музыкальной культуры, утверждение мысли о непреходящем значении музыкального искусства, неразрывной связи национального своеобразия и общечеловеческих ценностей.

Все формы, приемы, применяемые на занятиях, нацелены на достижение основной  цели - не только дать обучающимся определенные знания, научить их любить, понимать музыку, но и относиться к ней, как к волшебству, чуду, нечто глубокому и прекрасному; не только с особым чувством ждать встречи с музыкой, но и стремится понять, прочувствовать  изнутри и самим творить это чудо прекрасного; не только обучать, а в большей степени  увлекать познанием, формировать  атмосферу непреходящего интереса к  музыкальному искусству.

Дисциплина «Слушание музыки» решая  профессиональные задачи, формирует то культурное пространство, которое, мы надеемся,  станет нормой и жизненной потребностью в будущей взрослой жизни наших детей.

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная викторина по слушанию музыки 2 класс ( I-й год обучения)

Викторина - первый шаг к серьёзным экзаменационным испытаниям, которые рано или поздо встанут реальной задачей перед каждым учеником. Музыкальная викторина формирует выдержку, способность сформулирова...

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...

Современные подходы к обучению орфографии в школе

Презентация содержит  анализ существующих подходов к обучению орфографии и перечень рекомендуемых к использованию учителями русского языка дидактических пособий, существование которых можно и нуж...

фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА."     В.А.  Сухомлинский....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....

Современные подходы к обучению математике в средней школе

Предметная область «математика» дает большие возможности для применения инновационных технологий в процессе обучения. Они могут использоваться как на различных этапах процесса обучения (пр...