Методическая разработка по музыке для 1-4 классов "Звуки радуги"
методическая разработка по музыке на тему

Лаптева Виктория николаевна

Обучение детей игре на Детских музыкальных инструментах с помощью схем.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Звуки радуги

Введение

Система музыкального воспитания в начальной школе предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучшаются качество пения (чище поют), качество музыкально – ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

Таким образом, урок музыки в общеобразовательной школе достаточно насыщен различными видами деятельности. Передо мной встал вопрос - как упростить разучивание  мелодии на металлофоне, ксилофоне с учениками.

Для этой цели я предлагаю использовать цветовую гамму. Каждая трубочка (пластинка) должна иметь определённый цвет. Я воспользовалась цветовой гаммой радуги (7 нот- 7 цветов радуги). Так как в школе я использую диатонический металлофон уже с цветными пластинками вот что получилось: до- красный, ре-оранжевый, ми- желтый, фа – зеленый, соль- голубой, ля- белый, си- фиолетовый, все полутона окрашены в синий цвет. Можно использовать и другую цветовую гамму. Главное условие - каждая нота должна иметь только свой цвет. Я не ставлю цель научить детей писать ноты, важно, Чтобы они знали их название, и смогли найти их на металлофоне.

Для разучивания мелодии на уроке я использую специальные схемы, которые состоят из цветных прямоугольников. (перед разучиванием мелодии на металлофоне, ксилофоне она должна быть спета учениками голосом) Цвет каждого прямоугольника соответствует цвету пластинки  на металлофоне (ксилофоне).

Металлофон инструмент с небольшим диапазоном, но даже в нем встречаются несколько нот с одинаковым названием (цветом)- например «до». Для того, чтобы ребенок смог различить эти ноты все прямоугольники на схеме имеют разную высоту (чем выше нота, тем выше прямоугольник). Таки образом «до» первой октавы и «до» второй октавы существенно отличаются по высоте. У ребенка формируется взаимосвязь зрительного восприятия со слуховым.

Помимо высоты звук еще имеет определенную длительность. Любая мелодия имеет свой определенный ритм.

Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразительное средство.

Ритм музыкальный имеет свои особенности. Звуки следуют друг за другом во времени и образуют движение, без ритма музыки быть не может.

При прослушивании музыки, мы можем заметить, что не все звуки тянутся одинаково долго. Одни ноты очень длинные, другие - короткие. Продолжительность звучания ноты называется длительность.

Долгие длительности звучат долго(продолжительно).

Короткие длительности звучат коротко (непродолжительно).

Последовательность длинных и коротких звуков образуют ритмический рисунок.

Поэтому прямоугольники на моей схеме не только высокие и низкие, но еще короткие и длинные. Для игры на металлофоне (ксилофоне) в школе не требуется каких- то сложных ритмических рисунков. Для записи звучания долгих и коротких звуков я использую широкие и узкие прямоугольники.

 Узкий прямоугольник соответствует восьмушке (звук длится не долго), широкий соответствует половинке (звук долгий) и среднее между узким и широким - это четверть.

Я                 и                ду           сцве             та                       ми

Я                  не              су             их                 ма                    ме

Для игры на музыкальных инструментах детям достаточно определять длинные и короткие звуки.

Чтобы разнообразить ритмический рисунок и сделать его более интересным, так как в некоторых произведениях (например маршах) это необходимо, я ввожу название «пунктирный ритм» происходит от латинского слова «пунктум» - «точка». Точка справа от ноты продлевает ее звучание ровно на половину длительности.

Пунктирный ритм обладает остротой звучания. Он часто применяется в маршах, в музыке героического характера.

Я                  и                 ду           сцве                        та                       ми

Использование таких схем на уроке позволяют быстро и интересно разучить новую мелодию. Процесс разучивания для детей становится осознанным. В процессе обучения игры на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.

 



Предварительный просмотр:

Приложение к методической разработке «Звуки радуги»

 для 2 класса

Знакомство с музыкальными инструментами детского оркестра я начинаю в 1 классе. Дети ко 2 классу уже хорошо знают названия всех инструментов, умеют правильно извлекать из них звук.

Знакомство с металлофоном и ксилофоном тоже происходит в 1 классе. Мы с ребятами учимся правильно держать молоточек, извлекать звук из пластинок металлофона и брусочков ксилофона.  Дети учатся выполнять простейшие приемы игры (глиссандо «ручейки»).

Во втором классе я начинаю знакомить учеников со схемами для металлофона (ксилофона) и делаю это с помощью простейших попевок. Каждая из попевок разучивается 1 месяц (4-5 уроков). Название попевки соответствует названию месяца, в котором она разучивается и рассказывает об особенностях этого времени. Замечательно то, что попевки не только можно сыграть, но и пропеть, тем самым подготовить голосовые аппараты детей к пению. Еще одна особенность этих попевок заключается  в том, что каждый месяц дети изучают новый интервал, начиная с примы и заканчивая октавой. Они не только имеют возможность послушать звучание этих интервалов, а также пропеть их, что улучшает качество интонирования.

Таким образом, используя эти попевки на уроке, мы не только достигаем предметных результатов, а также еще метапредметных и личностных, что позволяет соответствовать стандартам нового поколения.

Сентябрь      (прима)

В се      -     нтя     -           бре,            в се  -     нтя        -          бре

Сно   -   ва         в шко   -    лу          дет     -       во        -           ре

Разбирая с ребятами схему, нужно обратить внимание на то, что все прямоугольники одного цвета и высоты ( соответствуют ноте «фа» на металлофоне). А вот длительность  изменяется. Нужно прохлопать ритмический рисунок (такой разбор схемы делается при разучивание каждой попевки). Уже после разбора схемы можно приступить к ее пению, а затем и к  исполнению на металлофоне. В завершении ребенок может самостоятельно пропевать попевку, аккомпанируя себе на металлофоне (ксилофоне).

Октябрь (секунда)

        Ок   -  тя        брьуж         на    -      сту   -      па   -      ет

Все   - в зо    -   ло     -  то      он          о     -    де     -    ва         -      ет

Ноябрь (терция)

     В но –       я      -    бре               ве-       ет         хо –   ло   -     дом

При  -  де    -     тзи      -   ма         за          ни       - мпо      -     том

Декабрь (кварта)

             В де   -            ка   -     бре         в де   -      ка         бре

   Все          де     -    ре  -       вья      в се  -    ре      -     бре

Январь (квинта)

      О    - ткры    –    ва   -    ем       ка –   ле  -   ндарь

     На   – чи    –     на     –   е   -      тся        я-          нварь

Февраль (секста)

      Бе        -    ло     -     кры   -    лы       -      е            ме    -       те    -   ли

          За     –     вы      -           ва     -      ют          в фе  -       вра    -  ле

Март  (септима)

         Кто         же             со   -   лнцу        о   – чень           рад

      Ну      ко     –    не    – чно         э     -      то          март

Апрель (октава)

      Пти     -   цра   -    зно   -     си   -           тся           сви      -  рель

      Про    -    сы      -   па        -   е    -    тся            а     -        прель

 Май (октава)

В лу    –    ча  -  хты        со -  лнца        у   -   то   -     пай

  Цве –   ту   – щий     ме   –  ся  -   ц эт   -   о           май

     До  ре   ми  фа соль ля си


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» в 3 классе «В сказочной стране гномов»

Методическая разработка урока музыки по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» в 3 классеТема года: «О чем рассказывает музыка»I четверть    Урок № 3Тема урока: «В ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...