Открытые уроки
учебно-методический материал по музыке на тему

Описание уроков, анализ проведения, цели и задачи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока преподавателя

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2»

пгт. Высокий города Мегиона
Темниковой Ирины Геннадьевны

       Урок проведён с учащимися 2 класса струнно-смычкового отдела Курниковой Дашей и Маевским Сашей.

      Учащиеся были переведены во 2 класс после освоения образовательной программы «Подготовка детей к обучению на музыкальном отделении» минуя 1 класс, т.к. успешно реализовали курс подготовительного и первого класса по предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка» и теоретическим дисциплинам.

      Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».

      Тема урока: «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях».

         Отметим, что хотя тема открытого урока звучит, как «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Играем Музыку». Замысел урока сводится к организации работы учащихся по подготовке к выступлению и в то же время, акцентируя их внимание на основные игровые штрихи, раскрывающие художественный образ в различных произведениях.

       Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: Формирование личностного отношения учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

   Задачи:

Образовательные:

  • научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности;
  • приобщить детей к обучению навыкам выразительного исполнения; произведений различного характера;
  • подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления.

Развивающие:

  • способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки;
  • ведение ученика на активном творческом уровне.

   (Это самостоятельная работа ученика, которая опирается на уже решенные задачи воспитания художественного мышления в процессе работы над плановым репертуаром).

Воспитательные:

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
  • развитие творческого интеллекта.

Помимо общих целей и задач, мной были определены  частные цели:

  1. Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся)
  • Это, во-первых, практическое усвоение учащимися скрипичных штрихов: detache, , legato, martele, смешанные штрихи – 2 легато – 2 отдельно, 3 легато – 1 отдельно и т.д. на художественном материале.
  •      Во-вторых, это формирование умения читать ноты с листа, т. е. научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
  •  В-третьих, развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:
  • заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку;
  • развитие памяти (вербальная, образная), внимания, музыкального мышления;
  • развитие чувства ансамблевой игры.

  1. Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)

Основная диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащегося. В итоге урока должно стать ясно:

  • Удалось ли вызвать проявление эмоциональности при исполнении пьес у учащихся.

      Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном уроке – определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов. В этом помогут ответы на следующие вопросы:

  • Можно ли обеспечить гарантированное качественное исполнение пьесы в должном характере с применением учащимися знаний, умений и навыков на основе образного представления?
  • Насколько эффективно применение приема диалогового обучения в развитии и воспитании музыкального мышления учащегося?

     Суть открытого урока имеет две составляющие: музыкальную и учебно-технологическую

   Замысел урока с позиции музыкальной (она в данном случае идентична воспитательно-педагогической стороне урока - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости) сводится к организации работы учащихся с художественным материалом. Выбор учащимися из ряда суждений об образе в пьесе, характере то, которое покажется им наиболее верным и приемлемым.

   С позиции учебно-технологической суть замысла урока состоит в применении основных музыкальных понятий, штриховой техники, разумного распределения смычка при исполнении пьесы. При этом придерживаясь следующих образовательных технологий:

  • Диалогового общения;
  • Индивидуализации обучения.

На данном этапе в построение занятий активно привлекались проблемные ситуации, позволяющие включать обучающихся в процесс самостоятельного решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения. Проведение аналогий и поиски различий позволило мне активизировать мышление детей, развивать их исполнительскую фантазию, научить их правильному общению между собой, научить анализировать свою игру и игру товарища.

         Методы, используемые на уроке:

  • словесно-индуктивный,
  • частично-поисковый,
  • творческий,
  • наблюдение,
  • сопоставление,
  • побуждение к сопереживанию,
  • междисциплинарных взаимодействий.

       Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого вида деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у учащихся. Методы (словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий) и основные дидактические принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности в овладении ЗУН) согласуются с целью и задачами урока. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, игра на инструменте, чтение с листа). На уроке нашло отражение сочетание совместной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.

Эффективность реализации цели и задач урока

  Выполнению цели урока (дальнейшая отработка скрипичных штрихов как важного средства в раскрытии художественного образа в пьесах различного характера) способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
   1. Применение в практической деятельности скрипичных штрихов просматривается на всех этапах урока и проведено через совместные и индивидуальные формы работы.

    2. Межпредметные связи просматривались при работе над чтением с листа: тональность, размер, динамические оттенки, жанр, сведения о композиторе, динамические оттенки.

      3. На уроке реализованы воспитательные задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, потребность в общении с музыкой.      

        Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказать своим ученикам много нового, интересного, изменяя в чем - то их игровые приемы.    

        В ходе урока мне, как педагогу, следует помочь ученикам дослушать, додумать, уяснить самим себе, что они хотели - бы выразить своей игрой, поднять неясные музыкальные ощущения до уровня четкого, исполнительского замысла.

        Работая в коллективе у учащихся воспитывается «чувство локтя». Саша-  эмоциональный по природе, которого захлестывают собственные фантазии, перестает порой контролировать свое звукоизвлечение, прислушиваться к звучанию, поэтому один из эффективных приемов работы считаю метод сравнения, практической работы в команде. Именно этому умению слушать свою игру как - бы со стороны, воспитанию "требовательного" слуха - приходится учить ученика месяцами и годами.

        Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать.

        Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.

       Таким образом, цель и задачи данного урока в основном выполнены. Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнения. Пьеса, которую учащиеся будут исполнять переложена мною для инструментального ансамбля, где I и II партии будут исполнять Саша и Даша в сопровождении преподавательского ансамбля «Классика» (состав: скрипка, альт, виолончель, фортепиано). Такой опыт является одним из продуктивных методов повышения мотивации учащихся к обучению на скрипке, т.к. считаю, что формирование положительных мотивов обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы искусств.  

         



Предварительный просмотр:

Детская школа искусств

г. Горячий ключ

Краснодарского края

Общеразвивающая образовательная программа

 для отделения раннего эстетического развития

по специализации

«Музыкальный инструмент»

(Скрипка)

Составитель:

Преподаватель по классу скрипки

Кондратьева Ирина Валериевна

Горячий Ключ

2014

Пояснительная записка

На отделении раннего эстетического развития (ОРЭР) дети знакомятся с различными видами искусства .  К моменту выбора специализации, дошкольники занимаются в течение  1-2 лет и получают некоторый запас начальных музыкальных знаний и навыков, которые помогают определить дальнейшие увлечения. Если ребенок предпочитает музыкальное направление, тогда предлагается познакомиться с одним из музыкальных инструментов. В связи с этим составлена общеразвивающая образовательная программа  на основе базовой типовой программы Министерства культуры РФ «Специальный класс скрипки» (1989)  и общеразвивающей образовательной программы «Музыкальное исполнительство. Струнные инструменты. Скрипка» (2012). Отличительные особенности программы в том, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей, поступающих на следующий год в 1 класс. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие различных видов деятельности: игры на инструменте, слушания музыки (посещение концертов), чтение детской литературы (стихи, скороговорки), рисование и раскрашивание, игры, упражнения для разминки и т.д.

 С учетом вышеперечисленного и 15-летнего опыта работы с детьми дошкольного возраста составлена данная программа.

     Актуальность данной программы в том, что она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

   Целью занятий является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, воспитание музыкально-художественных вкуса, расширение музыкально-художественных представлений.

Основными задачами являются:

Образовательные:

 

  • Формирование представления о скрипичном искусстве как составной части мировой культуры. 
  • знакомство с инструментом – скрипка;
  • формирование первоначальных представлений музыкальной грамоты;

  • формирования навыков интонирования;
  • формирование навыков постановки;
  • формирование навыков сольной и коллективной исполнительской деятельности.

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, память;
  • развитие певческих способностей ребенка;
  • развитие мелкой и крупной моторики, координации;
  • развитие способности эмоционального восприятия и исполнения музыки;
  • развитие мышления, воображения, творческих проявлений во всех видах музыкальной деятельности.

          Воспитательные:

  • расширение общего музыкального кругозора;
  • воспитание художественного вкуса;

 Содержание программы

    Программа рассчитана на учащихся, поступающих на следующий год в 1 класс. Срок реализации программы 1 год. Урок проводится индивидуально 1 раз в неделю по 35 минут в оборудованных классах для индивидуальных занятий иявляется основной формой учебной работы. Общий объём курса составляет      34 часа. Выполнение программы предусматривает работу с концертмейстером.

   По завершению курса обучения ребенок будет: й

- иметь представление об элементах музыкальной грамоты и музыкальном инструменте – скрипка;

- исполнять, чисто интонируя, несложные пьесы в первой позиции, соблюдая их характер;

- читать с листа простейшие мелодии;

- уметь различать лад музыкального произведения, изменение динамики исполнения; - у ребенка будут сформированы начальные навыки игры на скрипке, устойчивый интерес к миру музыки;

- расширится и обогатится кругозор ребенка;

Промежуточной аттестацией является:

  • участие в классных и тематических концертах.

Итоговой аттестацией является:

  • концерт для родителей в конце учебного года.

Оценка выступления – словесная характеристика.

Нормой освоения программы является рекомендация преподавателя и членов комиссии для поступления в первый класс.

В дальнейшем содержание программы описывается по разделам:

  1. Примерная структура индивидуального занятия:

 

  • Подготовка и настройка инструмента.
  • Проверка домашнего задания.
  • Работа над исправлением выявленных недостатков.
  • Работа над новым заданием.
  • Новое домашнее задание.

  1. Примерный хронометраж занятия:

  • Подготовительные упражнения и настройка инструмента-5 минут
  • Работа над развитием звуко-высотных представлений-5 минут
  • Работа над упражнениями инструменталиста -10 минут
  • Работа над художественным репертуаром-15 минут  

Уроки дополняются подвижными музыкальными играми (ритмические движения, музыкальная зарядка, подзарядка) и игрой в ансамбле.

Благодаря комплексному, системному обучению по данной программе предполагается, что ученик по окончании обучения сможет:

  • Знать части скрипки и смычка;
  • Знать способы ухода за скрипкой;
  • Продемонстрировать некоторые приемы звукоизвлечения на скрипке (смычком, пиццекато);

  • Знать элементарную нотную грамоту;
  • Знать значение термина «аппликатура»;
  • Уметь исполнять простые пьесы на скрипке;
  • Стараться концентрировать внимание;
  •  Запоминать текст наизусть ;
  • Публично выступать;  
  • владеть элементарными навыками звукоизвлечения на скрипке;
  • владеть элементарными навыками распределения смычка;
  • владеть элементарными навыками чтения с листа простого текста.

При оценке успешности развития основными критериями являются:

  • организованность и свобода игрового аппарата;
  • усвоение навыков игры на скрипке;
  • качество выполнения индивидуального учебно-тематического плана.

В конце учебного года предлагается провести концерт для родителей, в котором участвуют скрипачи отделения раннего эстетического развития.

Учебно-тематический план.

Темы:

  1. Знакомство с историей скрипки в картинках. Знакомство со строем скрипки и названиями струн.
  2. Уход за инструментом.
  3. Знакомство с названиями частей скрипки.
  4. Знакомство с историей появления современного смычка в картинках. Знакомство со смычком, его строением.
  5. Важные мелочи. Знакомство с мостиком (подушечкой), метрономом, канифолью и пультом для нот. Их применение.
  6. Развитие навыков пения в сопровождении инструмента.
  7. Развитие музыкального слуха с помощью фортепиано.
  8. Общая постановка (без инструмента).
  9.  Знакомство с названиями частей правой руки.
  10. Упражнения для правой руки. Знакомство с общими игровыми движениями (без смычка).
  11. Упражнения для левой руки. Выработка игрового положения в общей постановке (без инструмента).

  1. Упражнения для развития двигательной активности пальцев левой руки (без инструмента).
  2. Упражнения для выработки игровых движений правой руки (со смычком).
  3. Общая постановка (с инструментом).
  4. Упражнения для левой руки. Выработка игрового положения в общей постановке (с инструментом).
  5. Знакомство с приемом игры «пиццекато» (пустые струны).
  6. Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ре». Их звучание, исполнение и запись.
  7. Исполнение знакомых пьес на пустой струне (со смычком).
  8. Простое распределение смычка.
  9. Изучение нот в первой позиции на струне «ля». Их звучание, исполнение и запись.
  10. Знакомство с исполнением пьес с пальцами левой руки при помощи «пиццикато».
  11. Знакомство со знаками альтерации. (диез, бекар, бемоль).
  12. Знакомство с понятиями «тон» и «полутон». Способы исполнения.
  13. Знакомство со сменой струн. Исполнение пьес на соединение струн (пустые струны).
  14. Знакомство с длительностями звуков (целая, половинка, четверть, восьмая).
  15. Знакомство с понятиями «доля» и «размер» на примере знакомых пьес.
  16. Изучение нот в 1-ой позиции на струне «соль». Их звучание, исполнение и запись.
  17. Знакомство с паузами. Их запись и длительность (целая, половинка, четверть, восьмая).
  18.  Знакомство с динамическими оттенками «форте», «пиано», «крещендо» и «диминуэндо» на примере знакомых пьес.
  19. Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ми».
  20. Знакомство с ритмом «нота с точкой». Длительность, исполнение.
  21. Знакомство со штрихами «легато» и «мартле» на примере пьес.
  22. Выбор пьес для исполнения на концерте для родителей.
  23. Подготовка к выступлению.

Все эти темы изучаются в порядке от простого – к сложному и осваиваются в течение длительного времени, закрепляя предыдущие навыки и добавляя новые.

Календарно-тематический план

Примерный порядок появления основных тем, которые проходят на индивидуальных занятиях с учащимся в течение учебного года.

Сентябрь

  • Знакомство с историей скрипки в картинках. Знакомство со строем скрипки и названиями струн. Уход за инструментом.  
  • Развитие навыков пения в сопровождении инструмента. Знакомство с названиями частей скрипки.
  • Развитие музыкального слуха с помощью фортепиано. Знакомство с историей появления современного смычка в картинках.
  • Важные мелочи. Знакомство с мостиком (подушечкой), метрономом, канифолью и пультом для нот. Их применение.

Общая постановка (без инструмента).

Октябрь

  • Общая постановка (с инструментом).

  • Упражнения для левой руки. Выработка игрового положения в общей постановке (без инструмента).
  • Упражнения для правой руки. Знакомство с общими игровыми движениями (без смычка).
  • Упражнения для развития двигательной активности пальцев левой руки (без инструмента).

Ноябрь

  • Упражнения для левой руки. Выработка игрового положения в общей постановке (с инструментом).
  • Знакомство с приемом игры «пиццикато» (пустые струны).

Исполнение знакомых пьес на пустой струне (со смычком).

  • Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ре». Их звучание, исполнение и запись.

Знакомство с понятиями «тон» и «полутон».

Декабрь

  • Знакомство со знаками альтерации. (диез, бекар, бемоль).
  • Исполнение знакомых пьес на пустой струне (со смычком).

Простое распределение смычка.

  • Изучение нот в первой позиции на струне «ля». Их звучание, исполнение и запись.

Знакомство с исполнением пьес с пальцами левой руки при помощи «пиццикато».

  • Знакомство со сменой 2-4 струн . Ритмические и штриховые варианты.

Январь

  • Длительности звуков (четверть, восьмая). Знакомство с паузами (четверть, восьмая). Ритмические рисунки.
  • Длительности звуков (четверть, половинка). Знакомство с паузами (четверть, половинка). Ритмические рисунки.
  • Длительности звуков (целая, половинка). Знакомство с паузами (целая, половинка). Ритмические рисунки.

Февраль

  • Исполнение пьес на соединение струн и двойные ноты (пустые струны).
  • Знакомство с понятиями «доля» и «размер» на примере знакомых пьес. Понятие «фраза».
  • Знакомство с динамическими оттенками «форте», «пиано» на примере знакомых пьес.
  • Знакомство с динамическими оттенками «крещендо» и «диминуэндо» на примере знакомых пьес.

Март

  • Изучение нот в 1-ой позиции на струне «соль». Их звучание, исполнение и запись.
  • Разучивание простых пьес на струне «соль».
  • Знакомство со штрихом «мартле».
  • Знакомство со штрихом «легато».

Апрель

  • Знакомство с ритмом «нота с точкой». Ритмический рисунок.
  • Знакомство с пьесами, в которых использован ритмический рисунок

«нота с точкой».

  • Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ми». Запись нот.
  • Изучение нот в 1-ой позиции на струне «ми». Знакомство с пьесами на струне «ми».

Май

  • Выбор пьес для исполнения на концерте для родителей.
  • Повторение и подготовка к выступлению.
  • Повторение и подготовка к выступлению.
  • Повторение и подготовка к выступлению

Примерные программы выступления в конце учебного года:

  • «Как у нашего кота» (обр. В.Якубовской)  1 вариант
  • Тиличеева В. «Часы»                        
  • Якубовская В. «Пастушок»                           2 вариант
  • РНП «Ходит зайка по саду»

  • Гуревич Л. Зимина Н. «Тигренок»                 3 вариант
  • РНП «Зайчик ты,зайчик»

  • Кепетис Я. «Вальс куклы»                              4 вариант
  • Потоловский Н. «Охотник»

  • Якубовская В. «Четыре струны»                    5 вариант
  • «Перепелочка» (обр. С. Потоловского)

Примерный репертуарный список:

  1. Магиденко М. «Петушок»
  2. РНП «На зеленом лугу»
  3. Потоловский Н. «Охотник»
  4. Лысенко «Лисичка»
  5. РНП «Во саду ли, в огороде»
  6. муз.Левитиной Л. Сл. Благининой Е. «С добрым утром»
  7. муз. Гемберы Г. Сл народные «Солнышко»
  8. муз. Гемберы Г. Сл. Волгиной Т. «Дед Мороз»
  9. УНП «Ой, лопнув обруч»
  10. РНП «Зайчик ты, зайчик» (обр. Р. Рустамова)
  11. муз. Гемберы Г. сл. народные «Котик»
  12. УНП «Ехал козак за Дунай»
  13. РНП «Во поле береза стояла»
  14. УНП «Два петуха»
  15. муз. Гемберы Г. Сл. народные «Петушок, петушок»
  16. муз. Кирейко В. Сл. народные «Лепешки»
  17. муз. Левитовой Л. Сл. Благининой Е. «С добрым утром»
  18. муз. Тиличеевой Е. сл. Шмаковой Е. «Попляшем»
  19. РНП «У кота-воркота»
  20. «Едет,едет паровоз» (обр. С. Шальмана)
  21. муз. Чайковского Б. сл. Самойлова Д. «Тише, мыши»
  22. Захарьина Т. «Осенний дождичек»
  23. УНП «Барашеньки»
  24. УНП «Красная коровка»
  25. «Петушок» (обр. В Якубовской)
  26. «Как у нашего кота» (обр. В.Якубовской)
  27. Сигал Л. «Мы со скрипкой друзья»
  28. РНП «Андрей - воробей»
  29. Якубовская В. «Козочка»
  30. Сигал Л. «Песенка моя»
  31. Якубовская В. «Пастушок»
  32. Якубовская В. «Четыре струны»
  33. Кепетис Я. «Вальс куклы»
  34. Якубовская В. «Зарядка»
  35. Якубовская В. «Колыбельная»
  36. Якубовская В. «Сорока»
  37. Тиличеева В. «Часы»
  38. РНП «Скок, скок, поскок»
  39. РНП «Две тетери»
  40. Тиличеева Е. «Цирковые собачки»
  41. Невельштейн С. «Машенька-Маша»
  42. Гуревич Л. Зимина Н. «Кот-рыболов»
  43. Гуревич Л. Зимина Н. «Загадка»
  44. Гуревич Л. Зимина Н. «Баба-Яга»
  45. Гуревич Л. Зимина Н. «Кошкин дом»
  46. Гуревич Л. Зимина Н. «Черепахи»
  47. Гуревич Л. Зимина Н. «Про ля»
  48. Гуревич Л. Зимина Н. «Я иду с цветами»
  49. Гуревич Л. Зимина Н. «Пастуший наигрыш»
  50. Гуревич Л. Зимина Н. «Тигренок»
  51. Гуревич Л. Зимина Н. «Из-за леса, из-за гор»
  52. Гуревич Л. Зимина Н. «Гуси и волк»
  53. Красев М. «Топ-топ»
  54. Бегункова М. «Речка и репка»
  55. Беспалова З. «Гном»
  56. Беспалова З. «Эхо»
  57. Турчанинова Г. «Паровоз»
  58. Турчанинова Г. «Топтыгин»
  59. Родионов К. «Этюд»
  60. Попатенко П. «Марш»
  61. Карасева В. «Цветики»
  62. Филиппенко А. «Цыплятки»
  63.  «Перепелочка » (обр. С. Потоловского)
  64. «Как пошли наши подружки» (обр. М. Гарлицкого)
  65. РНП «Зайчик ты,зайчик»

Пьесы для ансамбля ученика и преподавателя:

 Марков А. Маленький скрипач

«Слон»

«Лягушка»

«Золотая рыбка»

«Маленький скрипач и струнный оркестр»

Русские народные песни

«Ходит зайка по саду»

«У кота-воркота»

«Котя, котинька, коток»

«Ходит Васька серенький»

«А я по лугу»

Методические  рекомендации

   Методические материалы программы для обучения игре на скрипке в основном представляют собой общие сведения о подготовительной группе на музыкальном отделении ДМШ («Специальный класс скрипки. Программы для ДМШ»), отдельные методические рекомендации («Вводный курс скрипичной постановки» сост. Мильтонян С.О.), или сборники пьес с методическими указаниями, рассчитанные на несколько лет обучения  («Я буду скрипачом.33 беседы» С.Шальман, «Вверх по ступенькам» В. Якубовская, «Скрипичная азбука» Л.Гуревич Н.Зимина, «Альбом маленького скрипача» Н. Бегункова, «Скрипач по методу Сузуки или школа воспитания талантов» Шиици Сузуки, Вильям Старр и др.).В настоящей программе собранный материал рассчитан на работу с детьми, которые знакомятся с музыкальным инструментом в рамках формирования начальных представлений  об инструментальном искусстве как части всеобщей музыкальной культуры. Раннее вовлечение детей в продуктивную музыкальную деятельность позволяет создать благоприятные условия для раскрытия их творческого потенциала и формирования гармоничной и целостной личности ребенка. Программа помогает точнее выявить склонности самого ребёнка к инструменту, к выбору будущей специальности. Помогает учесть индивидуальные особенности ребёнка, глубже оценить его музыкальные и физические данные. Творческая игровая атмосфера

занятий по данной программе предполагает активное участие ученика в учебном процессе и можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, игра на скрипке решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, т.к. на уроках активно используются некоторые физические упражнения для снятия напряжения и улучшения двигательной активности.  Ребенок знакомится с миром музыки в доступной форме. Радость и удовольствие от игры

индивидуально и в ансамбле (с педагогом, со сверстниками, если в классе есть несколько детей с отделения раннего эстетического развития, с учениками младших классов ) с первых дней, психологический комфорт - залог интереса к игре на скрипке и успешного развития юного скрипача.

   Формирование музыкально-художественных представлений происходит в течение всего срока обучения. Перед началом учебного процесса следует ввести ребёнка в мир музыки, приобщить его к работе в классе прослушивания произведений в исполнении других учеников или преподавателя, посещения различных концертов. Всё это прививает любовь к инструменту и повышает интерес к занятиям. Эффективным методом работы является беседа о прослушанном произведении или разучиваемой пьесе, а также выявление характера произведения и подбор к нему стишка или рисунка.


В процессе работы над развитием музыкальных данных важно выявить потенциальные способности ученика и уровень его развития на данный момент. Исходя из этого надо вести целенаправленную работу по развитию слуха, ритма и музыкальной памяти.

   Работа над развитием слуховых представлений заключается в пропевании небольших музыкальных пьес голосом со словами, а затем нотами. Запомнив пьесу, её следует подобрать по слуху на инструменте, а для закрепления изучаемой мелодии, можно прибегнуть к транспонированию её на другие струны.

   Работа над развитием чувства ритма заключается в прохлопывании ритмических упражнений, в предварительном прохлопывании ритмического рисунка пьес. Для первоначального восприятия ритма песенки, нужно использовать стихотворный ритм текста, так как, хорошо зная слова, ученик не будет делать ритмических ошибок. При изучении длительностей важно знать насколько хорошо ученик умеет считать. Если он ещё плохо ориентируется в счёте, то поначалу можно ограничиться тем, что четверть – длинная, восьмая – короткая. А при исполнении ритмического рисунка песенки можно предложить ученику на четверть петь слог «ТА», а на восьмую – «ТИ». При изучении песенки происходит знакомство и с выразительными средствами, присутствующими в ней. Ученик узнаёт о таких понятиях, как размер, темповые и динамические обозначения и приучается следовать им.

   Работа над развитием музыкальной памяти также ведётся в течение года на разучиваемом материале. Это разучивание коротких музыкальных попевок и песенок на память. Преподаватель может спеть голосом, либо сыграть на инструменте фразу, а ученик повторяет её по памяти.

    Музыкально-теоретические знания даются неотрывно от практического освоения предмета. Они постепенно закрепляются и пополняются по ходу освоения нотного материала.  

 В начале работы над элементарными навыками постановки ответственность, возлагающаяся на начальный период обучения скрипача, требует выделения подготовительного периода, в течение которого педагог глубже знакомится с музыкальными, психологическими и физическими данными ребёнка, подготавливает его к последующей работе, которая начинается с предварительных упражнений без инструмента, направленных на освобождение от излишних напряжений.

Более эффективному усвоению элементарных навыков постановки способствует работа без инструмента. Использование в работе упражнений в качестве музыкальной зарядки для освобождения рук (мелких и крупных движений), всего корпуса и шеи позволяет ребёнку лучше чувствовать своё тело и управлять

им, развивает координацию движений. С таких упражнений следует начинать каждый урок, а затем только переходить к занятиям с инструментом.  Для знакомства с инструментом следует пройти названия тех частей скрипки, которые требуются для начального периода обучения. Параллельно этому изучаются ноты в 1-ой позиции в объёме струн РЕ и ЛЯ. Лучшему их

запоминанию способствует транспонирование пьес на другие струны.              Именно при такой работе происходит лучшее усвоение и запоминание теоретического материала, так как лишь после того как пьеса выучена на слух и подобрана на скрипке, следует знакомить ученика с тем, как она записана нотами. Абстрактное изучение нотной грамоты должно быть полностью исключено из практики преподавания.

и принадлежности к нему. Для того чтобы избежать зажатости, следует выбрать оптимальный размер инструмента, определить высоту пульта. Тогда же следует объяснить ребёнку, как правильно обращаться и хранить инструмент.

   Работу с правой и левой рукой сначала следует проводить отдельно, так как правая и левая руки имеют разную функцию, а координация между ними является сложным процессом и осваивается постепенно.

   В левой руке упражнения для укрепления пальцев и освоения свободного падения их на струну, выполняются при помощи  преподавателя. Ученик повторяет или работает с преподавателем одновременно. Следующий этап – это исполнение песенок щипком.

 Во избежание закрепления руки в одной позиции, необходимо как можно раньше ввести игровые упражнения по освоению движения рукой вдоль грифа.

     В подготовительный период особенно важно следить за правильным и точным выполнением упражнений для улучшения приспособляемости к инструменту, так как в этот период закладываются первоначальные навыки постановки, которые трудно поддаются изменению.

Упражнения для правой и левой рук  выполняются при помощи и под контролем преподавателя. Упражнения со смычком до первого звукоизвлечения дают ученику возможность осознать величину и вес смычка. После таких упражнений, для ребёнка доступнее начинать играть серединой смычка, постепенно осваивая нижнюю и верхнюю половины, а затем, путём увеличения отрезка смычка играть целым. Принцип последовательности  необходим и при соединении правой и левой рук. После того, как пьеска разобрана каждой рукой отдельно, можно соединить движения рук. По мере усвоения материала, целесообразно изучать простейшие виды штрихов; деташе в нижней половине, в середине и в верхней половине смычка; легато до четырёх нот. В такой работе, следует следить за качеством звука.

 За время обучения в рамках программы педагог должен настойчиво добиваться свободной и естественной постановки рук (организации целесообразных игровых движений), научить ученика самостоятельно или с незначительной помощью взрослых разучивать несложные произведения. На занятиях ученик должен овладеть базовыми навыками игры, чтения с листа, усвоить начальные знания, умения, навыки, позволяющие ему при желании успешно продолжить обучение в ДМШ по классу скрипки.

 

   Концертные выступления- это результат кропотливой работы ученика и педагога. Подготовка к выступлению предполагает репетиции и исполнение

концертных номеров. Разъясняется как вести себя за кулисами, как настраиваться на выход на сцену, как держать скрипку во время  выхода на сцену, как вести себя на сцене перед публикой, как снимать инструмент с плеча после исполнения пьесы, как уходить со сцены. Все это важные составляющие для формирования навыков поведения юного инструменталиста во время концерта.

Методы обучения: 

 Традиционные: практический, наглядный, словесный.

Объяснительно – иллюстративный метод:

1.Знания сообщают в готовом виде.

2.Организуются различные способы восприятия знаний: иллюстрации, игра на инструменте, просмотр видеоматериалов и т.д.

Метод контраста:

1.Знания сообщаются на принципе контраста (динамика «пиано-форте», темп «медленный-быстрый», настроение «веселое-грустное», штрихи «мартле-легато» и т.п.)


Список литературы:

  1. Бегункова М. «Альбом маленького скрипача. Первые уроки» Владивосток,1996.
  2. Гуревич Л. Зимина Н. «Скрипичная азбука. 1 тетрадь»: М., 2002.
  3. Лепихова В. «Здравствуй, скрипочка» - Н.Новгород,1993.
  4. Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке»,  М.,1955.
  5. Сузуки Ш. Вильям С. «Скрипач по методу Сузуки или школа воспитания талантов», Киев , 1994.
  6. Шальман С. «Я буду скрипачом» - Ленинград-1984.
  7. Якубовская В. «Вверх по ступенькам» / общ. ред. Л. Раабена- Л.,-1974.
  8. Хрестоматия 1-2 классы. Пьесы и произведения крупной формы./сост. М. Гарлицкий.,К. Родионов , Ю.Уткин ,К.Фортунатов. – М., 1996.
  9. Юный скрипач, вып. №1/сост. К.Фортунатов – М., 1990.
  10. Программа. Специальный класс скрипки/ сост. З. Кац, В.Ревич, К.Родионов, М. Рейтих – М.,1976.
  11. Программа. Специальный класс скрипки/ сост. З. Кац, В.Ревич, К.Родионов, М. Рейтих – М., 1989.
  12.    Программа для подготовительного отделения. Музыкальный инструмент.   Скрипка. / сост. Коваленко И.П./- 2011.
  13.  Предпрофессиональная программа «Музыкальное исполнительство. Струнные инструменты. Специальность. Скрипка.»-2012.

 14. Видео-школа Савелия Шальмана «Я буду скрипачом» 1-2 ч., начальное обучение, СПб., 2002.



Предварительный просмотр:

                                          Методическая разработка

 Открытый урок (план –конспект)   Лукьянчиковой  И .А,

     Преподавателя по классу скрипки МОУДОД  «ДШИ»

            г. Аркадак, с учащейся  Шапкиной Дарьей -5лет

              предмет по выбору (скрипка), (презентация к уроку).

       

Тема: «Знакомство со скрипкой, и комплексное развитие начинающего скрипача».

Тип урока:  Традиционный,  смешанный.

Цель: Подготовить девочку к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладеть ключевыми навыками скрипичной игры в

увлекательной для него форме.

Задачи:

Образовательные:

Разбор всех частей скрипки, знакомство с нотной грамотой,  приобщение к высоким духовным ценностям на раннем  этапе

эстетического развития.

Воспитательные:

Формирование интереса  к занятиям на скрипке посредством просмотра видеозаписи как выступления известных скрипачей, так и детей дошкольного возраста. Внимания к активному творчеству, эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу.

Развивающие: 

Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (памяти, слуха, чувства ритма). Развитие основных музыкальных жанров (песня, танец, марш).

Основные этапы урока:

                                                  1

1.Организационный этап:

                                                 

- эмоциональный настрой;

-сообщение темы и плана урока.

2. Этап проверки знаний учащегося:

-использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний.

- привлечение с помощью специальных  заданий к активному участию.

- создание атмосферы важности работы.

3.Этап усвоения новых знаний:

-этап проверки понимания нового материала.

-этап закрепления.

Методы обучения:

-Учет индивидуальных особенностей и психологических возможностей ребенка;

-Доброжелательный климат на уроках;

-Положительная оценка любого достижения ребенка.

-Единство художественного и технического развития.

-Постепенность и последовательность подачи учебного материала.

-Применение индивидуального подхода к учащемуся.

-Воспитание свободной и естественной постановки у начинающего скрипача.

Методические рекомендации:

Психологические  особенности детей 5-6 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют  так называемого «эмоционального насыщения».

Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить уроки в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игра на инструменте, пение, слушание музыки и сказки, творческую (музыкальную и пластическую) импровизацию, рисование и т.д.  Ребенок знакомится с миром музыки в доступной для него форме.

                                                 2

Средства обучения:

Скрипка, смычек,  фортепиано, канифоль,  пульт. Компьютер (проектор), презентация.

Музыкальный материал:

   

-Н.Бакланова. «Первые уроки». М;1977

-А.Г.Григорян  «Начальная школа игры на скрипке» -М; 1974.

Ход урока:

Организационный момент:

Преподаватель урок начинает с рассказа сказки  о скрипочке.

Просмотр слайдов (презентации).  

Проверка знаний:

Вспоминаем название деталей скрипки и смычка, учитель  называет их, ученик (по мере его способностей) показывает где именно они находятся.

Вспоминаем название струн. Малыш  дает образные характеристики  каждой струне в отдельности.

«Вот первая струна, она пищит как комар над ухом - пи-и-и!

Ми-и-и!

Вторая струна – звонкая, ЛЯ.   У нее всегда хорошее  настроение и она поет как кузнечик.

А вот треть струна – серьезная, деловая, РЕ.  Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре!

И на конец четвертая струна, СОЛЬ. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов.                  

   

Ученик уже знаком с приемом игры на пиццикато,  преподаватель просит ученика сыграть этим приемом и называть каждую нотку в слух.

Усвоение новых знаний:

                          

 

                                                  3

Преподаватель:   Теперь можно приступить к упражнениям,

подготавливающим работу над постановкой.

В первую очередь малыш должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

Упражнение:

«Кулачки»,  «Руки вверх»,  «Веточка с листочком»,  «Часики с листочком»,  «Часики»,  «Зеркальце» , «До свидания – Иди сюда», «Солнышко-Дождик».                                

Запоминаем название каждого упражнения, и для чего оно нужно.

 

После  не продолжительных занятий, малыш устал.

И лучшей разрядкой для него будет пение песенок  со словами,  песенки берем те, которые в последствии будут  исполнятся на скрипочке.  Разбираемся с их характером и содержанием, прохлопываем ритмический рисунок ладошками.

В итоге песенки звучат в дуэте: ученик-учитель.  Учитель играет  на фортепиано (аккомпанемент), ученик на металлафоне, бубне, (отстукивая ритм).

Песенки: «козочка», «Ходит зайка по саду»,  «Как у нашего кота»,

«Гриб Боровик».

К каждой песенки малыш с мамой подготовили рисунки: Например к песенке «Как у нашего кота» - котика,  «Ходит зайка по саду»- зайку.  И из составленных рисунков,  учитель с учеником

учитывая фантазию малыша)  составили небольшую сказку

  с пропеванием  песенок.

Закрепление новых знаний:

 (знакомство с нотной грамотой).

 

Заранее из цветного картона педагог вырезает цветные нотки, рисует на альбомном листе большой нотный стан – «домик» для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять «Жильцов» - нотки. Лучше всего это делать по несколько одинаковых по цвету кружков, складывая их в «волшебную» коробочку. Малыш находит

                                                 4

изучаемую ноту  или несколько одинаковых и выкладывает их на

нужный «этаж» или «окошко» на нотном стане. Затем играем эту ноту на скрипочке (в начале пустые струны), находим на клавиатуре  фортепиано и пропеваем эту ноту вместе.

Домашнее задание:

Нарисовать к новым песенкам рисунки.

Постараться запомнить название нот на клавиатуре, и их порядок.

Постараться вспомнить все упражнения (для рук) какие  были проделаны на уроке.

Заключение:

В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие,  воспитательные задачи раннего  развития ребенка.  Здесь учитываются его возрастные  особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости.  Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувста ритма ,музыкальной памяти, музыкально- ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

                                               5



Предварительный просмотр:

                        МБОУ ДОД ДШИ № 2  г. Смоленска

                        ПЛАН      ОТКРЫТОГО УРОКА

                                                                                           25 января  2011г.

Преподавателя оркестрового отделения

Резаковой Ольги Александровны

Тема урока: «Работа в классе струнного ансамбля над

                                                   произведениями малой формы»

Вид урока: Групповое занятие в исполнительском классе;

Цель урока: освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения.

Обоснование цели: цель определена с учетом программных требований предстоящего Первого открытого городского фестиваля-конкурса ансамблей и оркестров ДМШ ДШИ «Волшебный смычок» (19 марта 2011г.) и с учетом индивидуальности обучающихся.

Задачи:

1.        Добиться единства темпо-ритмической пульсации у всех участников ансамбля;

2.        Провести работу над формой произведений (ощущение фразировки и динамики);

3.        Провести работу над аккордовым интонированием, качеством звукоизвлечения, распределением смычка и штриховой  техникой;

4.        Домашнее задание: достигать выразительности путем мягкой атаки звука, равномерного ведения и распределения смычка.

Методическое обеспечение /оборудование/: скрипки, смычки, фортепиано, канифоль, видеокамера, нотный материал: партитура, партии для каждого инструмента.

Содержание /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

1.Проверка домашнего задания                                             - 8 мин.

2.Освоение нового материала                                                        - 20 мин.

(тщательная работа над поставленными задачами урока)

3.Закрепление                                                                           - 7 мин.

4.Периодическая настройка инструментов- 5 мин.

5.        Домашнее задание                                                                     - 5 мин.

1.        Струнный ансамбль должен исполнить два произведения подряд. Особое внимание следует нацелить на контрастный характер исполнения: лирический, спокойный в пьесе «Зимний вальс»Л.Червоной и бодрый, активный в пьесе «Праздничная полька» Л.Когана(в обр. Резаковой О.А.)

2.         2.1.Работа над темпо – ритмической пульсацией включает исполнение по группам,  исполнения каждого участника ансамбля в сопровождении фортепиано, исполнение составом каждой группы по одному.

2.2.Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к ним, подкрепленное  динамикой. Использование  различной динамики в главных мотивных построениях и мотивах сопровождения. Выстраивание баланса звучания.

2.3.Работа над интонированием. В аккордах следует опираться на интонацию октав, квинт, кварт; терцовые созвучия пристраивать к звучанию этих ступеней.

2.4.При исполнении пьес каждый участник ансамбля должен достичь качественного звучания, верного распределения смычка, верных штрихов. Во время урока некоторые места в произведениях будут отрабатываться отдельно с постановкой определенной задачи.

3. Проигрывание двух пьес от начала до конца, как на концерте. В этом пункте работы производится видеозапись исполнения с дальнейшим коллективным анализом исполнения.

4. Домашнее задание. Еще раз обратить внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также на динамику.

Результат: По окончании урока каждый ансамблист должен сформулировать план домашней работы над каждым произведением

                                                              О.А.Резакова_____________/_____________/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...