План-конспект урока на тему:«Ишмулла Дильмухаметов»
план-конспект по музыке на тему

Нугаманова Фаниля Мансуровна

План-конспект урока на тему:«Ишмулла Дильмухаметов» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishmulla_dilmuhametov.docx30.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока музыки

Класс:3

Тема урока: Курай – певец земли Башкортостана

Вид урока: объяснение новой темы

Жанр урока: урок – кубаир

Задачи урока: 1) дать понятие о курае как о старинном и востребованном сегодня музыкальном инструменте, используемом в разных музыкальных жанрах, познакомить с известными кураистами, особенностями звучания и изготовления инструмента, композиторской музыке для курае, закрепить знания детей о кубаирах;

2) развивать музыкальные способности: вокальные данные, умение петь различными приёмами, грамотного интонирования, музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;

3) воспитывать «национальную широту» музыкального вкуса, любовь и стремление слушать национальную музыку своего народа, как фольклорные, так и авторские образцы; чувство толерантности, гордости и уважения к традициям и наследию своей страны.

I. Вход в класс

Под песню «Урал» (муз. Кубагушева) – слушание в записи под аккомпанемент курая

СЛАЙД 1 (муз. вставка)

Ребята, скажите какое музыкальное произведение начало наш сегодняшний урок?

СЛАЙД 1 (название произведения)

К какому фольклорному жанру мы можем отнести эту песню? (кубаир)

Как музыка нам подсказывает, что это кубаир?

Кто является создателем и исполнителем кубаиров? (сэсэны)

II. Сообщение темы урока

СЛАЙД 1 (иллюстрации)

Хорошо. А теперь взгляните, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите 2 иллюстрации. Рассмотрите их, вспомните кубаир, который начал сегодняшний урок и подумайте, о чём будет сегодня идти речь на уроке.

Сегодня мы поговорим об одном из самых древних, но в то же время востребованных сегодня, башкирском музыкальном инструменте – курае.

СЛАЙД 2

Проведём мы урок в виде кубаира, то есть хвалебной песни, а путеводителем по уроку будет как раз цветок курая. Каждый лепесток курая будет подсказывать нам тему для обсуждения. Ну и, конечно, так как у нас сегодня урок-кубаир, то каждому лепестку курая будут посвящены хвалебные строки. (их выразительно читают ученики)

III. Работа по теме урока

1. Происхождение инструмента

СЛАЙД 3

Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край. 
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.

Вашим домашним заданием было прочитать легенду о курае. Давайте вспомним, что вы узнали из неё.

Пересказ легенды.

Легенда рассказала вам, как люди узнали курай и из чего его изготовили. Из чего же изготавливают этот музыкальный инструмент? Из этого, к какой группе музыкальных инструментов мы можем его отнести?

2. Изготовление курая

СЛАЙД 4

Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу. 
И только дуну в свежий срез, - 
Как зашумит уральский лес. 
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.

В народе говорили, что истинный кураист может сам изготовить себе инструмент, сделает его под себя. Сейчас я хочу познакомить вас с прославленным башкирским кураистом Сайфуллой Дильмухаметовым. А вы во время встречи с ним постарайтесь понять, почему каждый кураист играет на своём индивидуальном курае, сделанном только для него.

Просмотр видеофрагмента. (Электронный учебник «Музыка»)

Проверим, что же вы узнали об изготовлении этого инструмента. Из чего изготавливают курай? Почему каждый кураист имеет свой собственный музыкальный инструмент? Вам интересно каким бы был курай сделанный для вас? Сколько ладоней отмерял Сайфулла Дильмухаметов? Отмерте и вы от угла парты длину курая для себя.

Практическая работа по отмерению длин курая

Есть и другое название этого растения – дудник, так как он полый как дудка. Так называют это растение русские люди.

От курая зависит и его песня.

3. Песня курая

СЛАЙД 5

Заиграй же, мой курай.

Песня, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца.

Во время просмотра видеофильма об изготовлении курая, вы слышали звуки народной мелодии, исполненной на этом музыкальном инструменте. Скажите, какие чувства вызвала у вас музыка? О чём она вам рассказала?

Действительно, при звучании курая невольно в сознании возникают картины родного края. Ведь испокон века звуки этого инструмента сопровождали башкира всюду: и в радости, и в горе, и в праздники, и в час испытания для народа. Об этом свидетельствуют многие башкирские песни:

Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

По – над Уралом свет от белых юрт.

Взойду на скалы, вырежу курай,

Уральский край всем сердцем воспою.

Сегодня мы с вами выучим одну из таких песен. Послушайте её и определите, какие средства музыкальной выразительности использованы для создания её мелодии.

СЛАЙД 6

Слушание песни «Курай» и анализ СМВ с помощью карточек

Почему для создания этой песни использованы именно эти СМВ?

Разучивание 1 куплета песни, работа над плавным кантеленным звуком

4. В умелых руках (кураисты)

СЛАЙД 7

Ишмулла!

Кудесник! Бог курая!

Был в народе попросту – ты нам, играя

Согревал и чувства и умы!

Вслед за земляком своим великим

Голосом уральским покорял,

Города Европы многоликой,

Сам седой и гордый, как Урал!

Это стихотворение посвящено одному из самых знаменитых кураистов Башкортостана Ишмулле Дильмухаметову.

СЛАЙД 8

Известны и другие имена выдающихся кураистов – это

  • Кубагуш сэсэн (15-16 век),
  • Баик сэсэн (1710 – 1814 гг).

Баик сэсэн прожил длинную жизнь. Когда ему было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

  • 2011 год юбилейный год для ещё одного прославленного башкирского кураиста – Юмабая Исянбаева. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения народного музыканта-кураиста.

20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста.

В память о великом маэстро в нашей республике проводятся Республиканские конкурсы кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева.

СЛАЙД 9

Игра «Курай»

А вы хотели бы побывать сейчас в роли кураиста?

Наш урок мы назвали урок-кубаир, и сегодня звучит много хвалебных строк, посвящённых кураю. Как и положено в кубаирах. Но вспомните, что является наивысшей точкой мастерства сесэна? (умение импровизировать) Вот и вы сейчас поимпровизируете, подобно сесэнам. Только импровизация ваша будет пластическая. Во время звучания музыки вы, стоя полукругом будете показывать движения, имитирующие деятельность или черты характера, которые можно изобразить в башкирских танцах. Один из вас – кураист. Он имитирует игру на курае и выбирает того, чья импровизация особенно удачна, отдаёт ему курай, а сам становится на его место. Постараемся сделать так, чтобы курай побывал в руках у каждого играющего.

5. Курай в профессиональной музыке

СЛАЙД 10

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

СЛАЙД 11

Сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним молодым, но уже хорошо известным не только в нашей республике, но и далеко за её пределами, кураистом. Это Роберт Юлдашев.

Не смотря на то, что курай – это очень древний музыкальный инструмент. Сегодня он активно используется башкирскими композиторами. И даже порой композиторы экспериментируют, включая курай в состав симфонического оркестра. Получается очень интересное сочетание.

Сейчас в нашем классе прозвучит серьёзное композиторское музыкальное произведение. Это Фантазия №1 для курая и симфонического оркестра. Автор этого произведения Мурад Ахметов, а солировать на курае будет именно Роберт Юлдашев.

Послушайте эту музыку внимательно и подумайте, интонации какой башкирской народной песни слышны в данной фантазии.

Слушание Фантазии, просмотр видеофрагмента (Электронный учебник «Музыка»)

Итак, какую знакомую вам башкирскую народную мелодию вы услышали в данной фантазии? В какой части произведения она звучала? Почему Мурад Ахметов соло в этом произведении написал для курая? Действительно, он хотел показать колорит нашей башкирской музыки, а так же красоту башкирской песни, которая звучит в исполнении на народном инструменте, на котором исполняется более 1000 лет.

IV. Итог урока

СЛАЙДЫ 12, 15 – 18

Недаром говорят:

«Песня – душа народа».

Действительно, она как человек живёт.

Народной песне нет забвенья,

Её любя передаёт народ

Из поколенья в поколенье.

Итак, наш урок-кубаир заканчивается. И сейчас проверим, что вы усвоили за урок.

1. Название растения, из которого изготавливают курай (дудник)

2. Башкирский певец-импровизатор, сказитель (сэсэн)

3. Башкирская хвалебная песня (кубаир)

4. Башкирский кураист, сыгравший соло на курае в составе симфонического оркестра (Юлдашев)

5. Башкирский кураист – юбиляр, в честь него проводятся конкурсы кураистов (Исянбаев)

V. Домашнее задание

СЛАЙД 13

Остался последний лепесток цветка курая. Он называется «символ». Подумайте и скажите, почему он получил такое название? Действительно, стилистическое изображение цветка курая мы можем видеть на Гербе и Флаге нашей республики. Может кто-нибудь знает, почему лепестков семь? Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.

СЛАЙД 14

Дома вы нарисуете музыкальный инструмент курай, растение из которого его изготавливают и стилизованное изображение цветка с семью лепестками.

VI. Оценивание

VII. Выход из класса

Исполнение «Урал» (муз. Кубагушева) детьми.

Легенда о курае

В стародавние времена за семью лесами жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка – брить наголо голову. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно.

В тех местах жили старик со старухой, было у них три сына. Старшие сыновья пропали во дворце хана. Мать собрала в дорогу младшего, положила в котомку лепёшку из лебеды, замешанную на грудном молоке.

Добрался младший сын до дворца хана. Хан вручил егету острый нож и велел побрить его наголо. А на макушке головы хана возвышался козлиный рог! Егет побрил голову хана и сел кушать лепёшку, замешанную на материнском молоке. Этой лепёшкой он поделился с ханом, после чего хан не стал его убивать, а велел выслать его в дремучий лес.

Долго прожил егет в том лесу один. Однажды он услышал странную мелодию. Голос привёл его на вершину горы, и тут он увидел стебель сухого курая. Звуки курая привели его домой. Егет рассказал о тайне хана. Люди поднялись все вместе, пошли во дворец хана и прогнали его из этих мест.

А курай звучит до сих пор и радует людей своей песней.

Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край. 
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу. 
И только дуну в свежий срез, - 
Как зашумит уральский лес. 
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.

Заиграй же, мой курай.

Песня, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца.

Ишмулла!

Кудесник! Бог курая!

Был в народе попросту – ты нам, играя

Согревал и чувства и умы!

Вслед за земляком своим великим

Голосом уральским покорял,

Города Европы многоликой,

Сам седой и гордый, как Урал!

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Недаром говорят:

«Песня – душа народа».

Действительно, она как человек живёт.

Народной песне нет забвенья,

Её любя передаёт народ

Из поколенья в поколенье.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.

Курай

Видит много и без глаз,

В нём истории веков.

Всё расскажет без прекрас

Про войну и про любовь.

В тюбетейке голова,

Где ты рос, в каких краях?

Собирал мелодии

На земле и в небесах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...