Распевки и голос ребёнка
материал по музыке на тему

Распевки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspevki.docx34.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.
Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза)
То же самое только по всем нотам до квинты.
Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о").

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.

Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо - о - о - о - о по тризвуку туда и назад.

Предпоследняя распевка: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Последняя распевка - гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на "ре" и "си" - они должны быть "овально-вертикальные". "Си" и "фа" имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструменту.

Советы по эффективной распевке

- После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.
- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.
- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку
- Не напрягайтесь.
- Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно артикулируя.

нотки

Голос ребенка… Хрупкий, ломкий, неустойчивый. От хриплого до гортанно-визгливого, от шипящего до родниково чистого и мягкого. Именно с такими голосами дети приходят в школу, именно с ними и приходится работать учителю музыки. Чтобы сделать голос ребенка ровным, устойчивым, красивым, полнозвучным нам с вами, уважаемые коллеги, придется потрудиться основательно.

Обратите внимание на то, как мы говорим. Речь любого человека насыщена всевозможными интонациями, тембровыми вариациями, динамическими нюансами. Вспомните, как мы рассказываем собеседнику о чем-то интересном, увлекательном. Переполненные чувствами, захлестнутые эмоциями, мы выдаем такие яркие, неповторимые монологи, что позавидовал бы любой драматический артист.

Но вот мы начинаем петь. И сразу понимаем, ощущаем, что куда-то подевалась, улетучилась, испарилась свобода владения голосовым аппаратом. Мы не узнаем свой голос, ставший вдруг непослушным, корявым, визгливым. Что же случилось?

Думаю, что в данном случае сказалось отсутствие элементарной практики пения. Чтобы голос при пении звучал свободно, непринужденно нужны определенные певческие навыки, добываемые систематической работой над вокальной техникой.

Начиная занятия со школьным вокальным коллективом (хор, ансамбль), педагогу следует неустанно внушать детям, что безголосых людей нет, что умение петь тренируемо и легко развивается особенно в раннем возрасте. С самых первых занятий вокалом ученик должен осознать свою певческую перспективу, ощущать результат занятий пением.

Начало вокальной работы с детским хором – приведение голосового аппарата участников в оптимально-рабочее состояние. Достигается это путем выполнения всевозможных распевочных упражнений, выбор которых зависит от состояния голосов учеников, уровня и однородности их вокального развития.

Распевание – прописная истина, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать. Даже взрослые, опытные вокалисты без распевания испытывают большие затруднения при пении.

Распевочные упражнения выполняются стоя, что позволяет максимально освободить мышцы, участвующие в звукообразовании. Спина прямая, плечи расправлены, живот подтянут.

Первое упражнение, которое я обычно использую для распевания с детьми, как на уроках, так и в хоровой практике это гудение, жужжание, шипение. По команде дети издают гудящий звук с закрытым ртом. При этом они должны ощутить и зафиксировать вибрацию в лобных и гайморовых пазухах, проследить, как движется воздух при образовании звука. Выполняя это упражнение, дети должны научиться усиливать и ослаблять резонирование, отыскивая при этом удобное положение гортани. Гудение, а затем жужжание и шипение выполняются на цепном дыхании. Атака (начало звука) должна быть мягкой, свободной, естественной. Ученики обычно с удовольствием гудят и шипят. Дайте им возможность поупражняться в этом с различной динамикой до достижения при этом полного выдоха. Следите за тем, чтобы ваши вокалисты равномерно, экономно расходовали запас воздуха. Не допускайте излишне резких воздушных атак на резонаторы.

Открытое пропевание гласных позволяет певцу прочувствовать, как работает грудной резонатор. Использование грудного резонатора в пении дает дополнительную силу звуку, придает голосу мягкость, бархатистость. При распевании поем гласные четвертными нотами в следующем порядке, записанном для учеников на доске: А-Я-О-Е-Э-Е-Я. Полезно отдельно поработать с каждым из перечисленных звуков, добиваясь предельной отчетливости звучания гласных. Частенько случается так, что звук лишь в начале атаки соответствует заданной гласной, а затем смазывается, расплывается, становится неопределенным. Ваша задача – добиваться отчетливости звука на протяжении заданной длительности ноты. Перечисленные выше упражнения я считаю необходимым минимумом для первых занятий с хоровым школьным коллективом. Не затягивать надолго разучивание.

  1. Брать посильный репертуар.
  2. Знакомство с содержанием текста.
  3. Учитель сам исполняет песню.
  4. Показ строения песни: одинаковые и различные фразы.
  5. Указать, где брать дыхание.
  6. Разучивание текста первой мелодической фразы.
  7. Разбор направления движения мелодия.
  8. Изображение мелодии графически.
  9. Разбор ритмического рисунка.

Рекомендует уделять большое внимание развитию творческих способностей детей. Маслов считает, что творческая деятельность может проявиться:

  1. В исполнении заученных песен на свой лад.
  2. В единоличном сочинении мелодии на данный текст.
  3. В совместном сочинении песен на заданный или свой текст.
  4. В написании окончания к данному четырехтактному предложению.
  5. В написании мелодии на заданный текст или ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голос нерождённого ребёнка

Презентация к уроку по профилактике абортов...

"Распевки-скороговорки - как зарядка для голоса"

Данная работа использовалась как открытый урок для прохождения аттестации....

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса....

Педагогические рекомендации "Распевки"

Распевка – это:1)    Специальное вокально- техническое упражнение для подготовки голосового аппарата и слуха певцов;2)    Проба голоса , разогрев и его тренировка ...

Валеологические песенки –распевки

Валеологические  песенки –распевки...

Валеологические песенки — распевки.

Валеологические песенки — распевки.С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты, мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивн...