Героическая тема в музыке
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему

Джашиашвили Ивлита Шалвовна

Данный урок посвящен Дню героев России, который отмечается в стране 9 декабря. Основной целью урока должно стать гражданско-патриотическое воспитание, которое осуществляется через любовь к малой и большой Родине, через образ  героя в музыкальных произведениях. Урок позволит ученикам, дать определение слову «патриотизм», заглянуть внутрь своей души и поразмышлять над вопросами  «Являюсь ли я патриотом?», «В чем это выражается?», «А как люди могут выражать чувство патриотизма?» На примерах уже знакомых произведений, дети рассмотрят, образы героев России разных времен, созданные в музыке, определят музыкальные средства, которые  использовали композиторы, изображая героические темы, темы войны и мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroicheskaya_muzyka.doc59 КБ
Office presentation icon geroicheskaya_tema_v_muzyke.ppt1.22 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке в 6 классе по теме

«Героическая тема в музыке»

Учитель музыки Джашиашвили Ивлита Шалвовна

Цель:  Патриотическое воспитание обучающихся через образ Героя отечества в музыке.

Задачи:

  • Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
  • Вспомнить понятие «Кантата» Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
  • Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Формировать  патриотические и нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к малой и большой  Родине, желание быть ее защитником.
  1. Введение

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята.

Сегодня мы начнем наш урок с уже знакомого произведения. Вслушайтесь и вспомните, кто композитор этого произведения, как оно называется, как  оно связано с темой наших уроков в 1 полугодии. Кому посвящено это произведение

  Звучит Колыбельная из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»

Учитель: Скажите, как называется произведение?

Кто его композитор?

А теперь, пожалуйста, напомните какова тема уроков в первом полугодии?

Почему мы можем сказать, что данное произведение имеет эту преобразующую силу?

О ком это произведение?

Кто такой Алексей Петрович Мересьев? Слайд 1

Летчик-истребитель командир и штурманом полка. С начала войны сбил 4 самолёта противника. В марте 1942 самолёт Мересьева был подбит, он сам тяжело раненный, совершил посадку повреждённого истребителя в тылу вага и 18 суток ползком пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайное упорство и силу воли, освоил протезы и в результате настойчивых тренировок вновь смог управлять боевым самолётом. По личной просьбе был направлен в действующую армию, участвовал в боях, сбил ещё 7 самолётов противника. Всего в годы войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов.

2. Актуализация.

Учитель: Скажите, ребята, а многие ли люди могли поступить так как Алексей Мересьев – превозмогая себя защищать свою Родину?

А как мы называем таких людей? (героями)

Учитель: За успешное выполнение боевых задач и проявленные при этом героизм и мужество ему было присвоено звание Героя Сов. Союза. Слайд 1

Учитель: Как вы думаете, почему мы сегодня на уроке затронули тему героев?

Ответы детей (Потому, что  9 декабря в нашей стране отмечается День Героев России) Слайд 2

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о героях России и конечно же мы не сможем обойтись без музыки.  Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока тему урока.

 Попробуйте самостоятельно обозначить тему урока

(Если герои и музыка, значит музыка станет какой? О героях какой страны мы будем говорить?)

Тема урока: Героическая музыка России            Слайд 3

Учитель: Правильно. Русские мужчины всегда были сильными и смелыми защитниками родной земли – Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков, Александр Матросов и многие-многие другие…

 Мы все хорошо помним их имена. Они были настоящими героями патриотами

Учитель: Скажите, как вы понимаете слово «патриотизм»? Слайд 4

А вы считаете себя патриотами?

Почему?

В чём это выражается? (Это любовь к родине, к городу, к своей улице на которой вы родились).

А как вы думаете, люди могут выражать чувство патриотизма? (Люди сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, складывали песни о своей стране, родине, о подвигах великих людей).

Учитель: Сегодня мы будем слушать фрагмент из кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». Слайд 5  

3. Новый материал.

Учитель: Ребята.  Сейчас вы услышали новое слово – «кантата». А как вы думаете, что оно значит? Давайте, попробуем самостоятельно дать определение, что же такое кантата (Крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей написанное для солистов, хора и оркестра)  Слайд 5

Учитель: А кто такой А.Невский.

Учитель: Когда он жил (почти 800 лет назад)

Учитель: Кем он был? А по происхождению? (Русским князем, полководцем)
Учитель: Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет? (Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины)
Учитель: А кто знает, фамилию Невский он получил при рождении? (Нет, эту фамилию дал ему народ)

 Учитель: Почему народ стал называть его Невским? (в 20 лет победил шведов на Неве-реке)

 В кантате «Александр Невский» композитор изобразил два враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы – рыцари. Образ Руси – народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями народной русской песенности. Хор звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола.

Сегодня мы будем слушать Хор четвертой картины «Вставайте, люди русские!». В патриотическую тему хора Прокофьев включил древнерусские мотивы и звуки народных музыкальных инструментов. Набатный колокол. Послушайте текст этого хора.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой!

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам — почёт и честь

А мёртвым — слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

На родной Руси, на родной Руси

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная, Русь!

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!

Учитель: А теперь давайте послушаем. Сядьте поудобнее, приготовились слушать

  Хор из Кантаты «Александр Невский»

После прослушивания учитель предлагает  ответить на вопросы  Слайд 6

Вопрос

Варианты ответа

Какие интонации передают патриотический хар-р?

маршевые - песенные

Сколько частей в произведении

Одна         -      Две     -     Три  

Какой хор исполняет

Женский -  Мужской  - Смешанный

Какой характер у музыки

гневный -  ласковый,  взволнованный -  спокойный

мужественный -  женственный, решительный -  растерянный

Учитель: Однако герои - это не всегда взрослые и сильные мужчины, среди героев не мало и совсем юных: вот  только некоторые из них Слайды 7, 8

А иногда героями становились даже дети.

Сейчас я хочу предложить вам послушать «Песню о Маленьком трубаче»

Слова С. Крылова, Музыка С. Никитина, Обработка Д. Кабалевского

-В чем геройский поступок Маленького трубача?

-Почему все пошли за трубочем?

-Как проявила себя преобразующая сила музыки Маленького трубача?

Песня о маленьком трубаче         Слад  9

Учитель: Война...Самое большое горе людям приносит только - ВОЙНА.

Выпускникам школ 1941 года, ушедшим на фронт и не вернувшимся посвящена песня, с которой мы познакомились  на пошлом уроке. Вспомните, пожалуйста, как она называется. (облака) Чем песня отличается от многих других песен? (нет припева) Сейчас мы будем разучивать эту песню

4. Вокально-хоровая работа.  

 Песня «Облака». Слад  10, 11, 12, 13

Работа на мелодическим ходом. Звуковедением.

5. Итог урока

                

1.О чем мы сегодня мы с вами говорили на уроке?

2.С какими новыми произведениями мы познакомились?

Учитель: И закончить наш урок мне хотелось бы такими словами  Слад  14

Печалью день накроет, слезы не удержать,
Так хочется погибшим весь мир наш показать,
Чтоб поклониться низко за смелость, героизм,
За то, что подарили нам всем вторую жизнь!

Спасибо за урок  Слад  15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мересьев Алексей Петрович 20.05.1916 – 18.05.2001 Кандидат исторических наук (1956) Герой Советского Союза (1943) Летчик, полковник (1978)

Слайд 2

День Героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Она установлена Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

Слайд 3

Героическая тема в музыке

Слайд 4

Слово патриотизм (с греческого patris – родина), любовь к родине

Слайд 5

С. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Кантата - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, написанное солистов, хора и оркестра Картина 4-ая, Хор «Вставайте, люди русские»

Слайд 6

Вопрос Варианты ответа Какие интонации передают патриотический характер? а) маршев ые б) песенные Сколько частей в произведении? а)Одна б)Две в)Три Какой хор исполняет? а) Женский б) Мужской в) Смешанный Какой характер у музыки ? а) Гневный б)Ласковый в)Взволнованный г)Спокойный д)Мужественный е)Женственный ж)Решительный з)растерянный

Слайд 7

Олег Кошевой Любовь Шевцова Иван Туркенич Иван Земнухов Ульяна Громова Сергей Тюленин

Слайд 8

Зоя Космодемьянская

Слайд 9

Песня о маленьком трубаче Слова С. Крылова Музыка С. Никитина

Слайд 10

Облака Вадим Егоров

Слайд 11

Ha д землёй бушуют т p авы Обл a к a плывут к a к п a вы А одно, вон то что сп pa в a Это я, это я, это я.... И мне не надо славы H ичего уже не надо, Мне и тем, плывущим рядом. H ам бы жить – и вся награда, H ам бы жить (3 раза) А мы плывем по небу.

Слайд 12

Эта боль не утихает, Где же ты, вода живая? Ах, зачем война бывает? Ах, зачем (3 раза) Зачем нас убивают? Проигрыш А дымок над нашей крышей, Все бледней, бледней и выше. Мама, мама, и ты услышишь, Голос мой (3 раза) Все дальше он и тише

Слайд 13

Мимо слез, улыбок мимо, Облака летят над миром. Войско их не поредело, Облака (3 раза) И нету им предела. Ha д землёй бушуют т p авы, Ha д землёй бушуют т p авы Обл a к a …

Слайд 14

Печалью день накроет, Слезы не удержать, Так хочется погибшим Весь мир наш показать, Чтоб поклониться низко За смелость, героизм, За то, что подарили Нам всем вторую жизнь !

Слайд 15

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в музыке"

В 7 классе в 1 четверти  по программе Критской - Сергеевой блочно изучается тема "Героическая тема в русской музыке". в качестве обобщающего урока по этой теме я включила национально-региональный...

Урок музыки : «Героическая тема в музыке»

Тема: «Героическая тема  в музыке»Цель: выявить характерные  черты музыкальных произведений героического характера. Этап .Организационный момент -Добрый день! Я рада вас приве...

Сценарий урока по музыке на тему "Героическая тема в музыке".

Материал знакомит детей с темой героизма в музыке и рассматривает её различные проявления....

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...

Презентация к уроку музыки по теме "Героическая тема в музыке" в 7 классе.

В презентации представлен материал о музыкальных произведениях героико-патриотического содержания....

Проект занятия по музыке 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов».

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования  цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО...