Статья
статья по музыке по теме

Степанян Наира Сейрановна

Работа со слабо интонирующими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepanyan_n._s.docx24.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Устранение дискоординации слуха и воспроизведения в работе над музыкальным произведением на занятии с учащимися в вокальном ансамбле.

Н.С. Степанян,

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии 271 им. П. И.Федулова

Ключевые слова: педагогические технологии, методика преподавания вокала, интонация, ансамблевое пение

В статье дан краткий обзор специфики работы со слабо интонирующими детьми в системе общеобразовательной школы. Рассмотрен личный опыт педагогов, даны рекомендации к занятиям с категорией слабо интонирующих детей.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. Голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков, позволяющий ребенку с самых ранних лет выражать чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение способствует развитию музыкальных и творческих способностей и дает возможность самовыражения, дарит детям положительные эмоции. Участие детей в музыкальном творчестве делает их жизнь более разнообразной,  интересной и насыщенной. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух. Но, к сожалению, не все одарены музыкальным слухом, и нередко встречаются  слабо интонирующие дети. Вопрос  возможности музыкального развития у слабо интонирующих детей издавна волнует педагогов – музыкантов. Причин неточного интонирования на первом году обучения может быть несколько:

  • у детей нет навыка пения;
  • некоторые дети не привыкли вслушиваться в свой голос и в голоса поющих рядом;
  • у учащихся отсутствует координация  между слухом и голосом или имеются заболевания голосового аппарата;
  • стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке;
  • неумение петь в коллективе;
  • некоторые дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение.

Из сказанного выше следует вывод, что одной из первоочередных задач, которые решаются в процессе занятий сольным пением, является воспитание точного, «чистого» интонирования во время исполнения певческого репертуара.  Детям слабо интонирующим приходится уделять больше внимания развитию этого умения в процессе занятий.

Певческий диапазон  слабо интонирующих детей  может колебаться  от 2-х до 4-х звуков в малой октаве или в 1-ой октаве. Эти особенности говорят о недостаточном развитии координации голоса и слуха учеников, об отсутствии навыков дыхания во время пения, а вовсе не об отсутствии у них музыкального слуха. Опыт работы показывает, что при систематической и последовательной работе по развитию координации между слухом и голосом, используя упражнения от простого к сложному, можно достичь существенных результатов, превосходящих ожидания. Все ученики с недостатком координации голоса и слуха на момент поступления, проявляющие желание петь и упорство, к концу обучения достигают поставленной цели, что не может не радовать педагога и учеников.

На основе собственного опыта рекомендую начинать занятия вокалом с объяснения работы дыхания и опоры звука в процессе пения. Для этого предлагается выполнить следующее дыхательно-мышечное упражнение: нужно встать прямо, набрать воздух носом  и  медленно выдыхать его, работая мышцами живота. Для детей возраста начальной школы можно попросить сделать упражнение  имитацию «фырканья» ёжика.  Для этого нужно: попросить ребенка положить руки на живот (чтобы он ощутил работу диафрагмы), и на звуке «пф-ф» сделать несколько быстрых выдохов.

Во-первых, необходимо отыскать в голосе ученика «примарный тон», который ребенок может интонировать чисто.

Во-вторых, следует закрепиться на этой примарной для данного ученика высоте, попросив его протянуть звук на гласную.

В-третьих, используя элементарные попевки из двух-трех звуков, постепенно расширять доступный ребенку диапазон.

Как известно, одним из видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания. Очень полезно распевание на гласную «У».

Прием протягивания звука на согласный с дальнейшим добавлением гласного (например «м-м-му-у-у» или «м-м-мо-о-о») позволяет ребенку научиться подстраиваться к поющим верно.

Еще одним методом выработки точного интонирования из опыта авторов является упражнение «зеркало». Ученик, стоя напротив поющего, должен петь «про себя», при этом правильно открывать рот, артикулировать, дышать, помогать себе нужными жестами.

У некоторых детей отсутствует координация  между слухом и голосом. В корректировке этой проблемы преподавателю может  помочь умение создавать у ребенка различные образы во время пения, например: «Спой, как чайка или мышка».

Существует метод, когда, перескочив на октаву вверх от примарных тонов, слабо интонирующего ребенка просят пропищать тоненьким голосом, и он начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии. Если учитель сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко расширяется, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования.

Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в группе, постепенно уменьшается в результате работы. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, внимательно занимаясь со слабо интонирующими детьми, педагог сможет решить важнейшую задачу – приобщить детей к пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О. А. Апраксина.

– М.: издательство МГПИ, 1984. – 111 c.

  1. Куликова, Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса /Н.Ф. Куликова // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: «Музыка », 1976.
  2. Огородов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Метод. Пособие / Д.Е. Огородов; Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. – 152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....