Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Оркестр народных инструментов и духовых "
план-конспект урока по музыке на тему

Терентьева Марина Владимировна

  Знамство с оркестром народных инструментов и духового оркестра, дать представление о инструментах народного оркестра и духового , повторить что такое  оркестр; определить состав оркестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkestr_narodnyy_i_duhovoy.docx28.87 КБ
Office presentation icon orkestr_narodnyh_instrumentov.pps441.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этап урока, методы и приемы

Название используемых ЭОР

Универсально Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж(мин.)

1.

Организационный

Наглядный метод

Презентация

Коммуникативные

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Владимировна и я проведу у вас урок музыки. Мы с вами начали изучение новой темы «Оркестры» и уже познакомились с одним из них это симфоническим оркестром . оркестрами На сегодняшнем уроке мы продолжим ознакомление с оркестрами. И тема нашего урока - «Духовой оркестр и оркестр народных инструментов».!

Приветствуют

1 мин.

2.

Раскрытие темы

Наглядный метод, словесный метод -рассказ

Объяснения

3.Слушание

Презентация

Видео

Познавательные

- И так давайте  с вами вспомним что же такое оркестр ребята? Да правильно оркестр - это коллектив музыкантов, которые играют на различных инструментах. С первым оркестром которым мы познакомимся это оркестр народных инструментов. Ребята какие вы знаете народные инструменты? Много вы знаете разных инструментов  послушайте как звучит  один народный инструмент и скажите мне как он называется» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

– Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?
– Гусли – самый древний музыкальный струнный  инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали  о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

.  Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Название  происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий .Следующий инструмент входящий в состав оркестра это домра.

– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных  инструментов Звук у неё звонкий, певучий.

Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

Они – на базарах, на княжьих пирах, 
На игрищах тон задавали, 
Играя на гуслях, волынках, гудках, 
На ярмарках люд потешали.

А. Орлов

Сейчас я вам загадаю загадку а вы угадайте какой  следующий  инструмент входит в состав народного оркестра

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны.

Еще  один инструмент это Баян. Назвали инструмент в честь русского сказителя и певца Бояна. Это язычковый, пневматический, клавишный инструмент.

Ребята посмотри те на картинку  кто мне может сказать на каком инструменте играет пастух .Это свирель.

По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Свирель – русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями  (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи

–Следующий инструмент это рожок. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные.

Еще один инструмент который входит в состав народного   оркестра это

Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями.

Следующий инструмент это свистульки. Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. Например, птица — наиболее распространенная свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, еще один инструмент народного оркестра это бубенцы

Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик. издавая  при этом целую гамму серебристых звуков. Посмотри те на следующий инструмент  кто мне скажет как он называется. Правильно бубен– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Ну а вот это инструмент вы точно все знаете. Деревянные ложки  – В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

А вот еще один  народный инструмент это трещотки- ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных  на ремешок.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
                                                                       Л.

– Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты, а я  проверю, внимательные ли вы слушатели.
– Какие инструменты звучали?
– Какой характер у мелодии?

И так какие  инструменты звучали.

Правильно вот мы с вами и познакомились с оркестром народных  инструментов. Следующий вид оркестра это духовой. Как вы думаете почему он так называется?

-Этот оркестр называется так потому, что в нём играют на духовых инструментах.

-Правильно. Духовые инструменты не только входят в состав симфонического оркестра, но и могут составить отдельный оркестр, который называется духовым .В него входят деревянные духовые инструменты и медные духовые инструменты .В духовом оркестре есть и группа ударных инструментов, Бывает, что в духовом оркестре звучат только медные духовые инструменты и группа ударных . Ударные — барабаны, литавры,
тарелки.. Тогда этот оркестр используется как военный, исполняет он военные марши, песни. -Сейчас мы с вами прослушаем два произведения и после этого вы мне скажите какой оркестр исполнял первое произведение, а какой оркестр )- второе.

А сейчас я вам буду загадывать загадки про музыкальные инструменты, а вы попробуйте их отгадать, и не забываем отвечать, входит этот инструмент в симфонический оркестр или нет, (после того, как прозвучит ответ, на экране появляется рисунок инструмента)

1. Вот такая вот красотка,

 Струны есть у ней.

Для души поёт, старается.

 А как называется? (скрипка)

2. У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян

Голосистый мой… (баян)

3. Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят.
 (Трубы)

 4. Музыкант смычок берёт,
 К инструменту он идёт.
 Назовём мы как сейчас
 В оркестровой яме бас?
 (Контрабас)

5.  Треугольная доска,
 А на ней три волоска.
 Волосок - тонкий,
 Голосок - звонкий.
 (Балалайка)

6. Я стою на трёх ногах,
 Ноги в чёрных сапогах.
 Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль)

7.Со мной в поход легко идти, 
 Со мною весело в пути, 
 И я крикун, и я буян, 
 Я звонкий, круглый ... (барабан)

8.  Очень весело поет,
 Если дунете в нее,
 Ду-ду, ду-ду-ду.
 Да-да, да-да-да! 
 Вот так поет она всегда.
 Не палочка, не трубочка, А что же это? ... (Ответ: дудочка) -Молодцы! Давайте  немного отдохнем. Физкультминутка.

Ответы детей

Дети читают стихотворение и отгадывают

Внимательно слушают, и отвечают на вопросы учителя

Ответы детей

12мин

10

3.

Физ. Минутка

Наглядность

Видео

личностные

Ребята давайте с вами разомнемся, вставайте из за своих парт .

Повторяют движения за учителем

4 мин

4.

5.

Распевание,

Пение Собственный показ, дирижерский жест, метод сравнения.
Зрительная наглядность,
Слуховая наглядность

фортепиано

личностные

Сейчас ребята  мы с вами подготовим  наши голоса для пения.(Распеваемся )

Ребята сейчас я вам включу одну песню а вы мне  скажите о чем она и какая она по характеру. И так о  чем эта песня ребята? А если вы были бы композиторами как бы вы ее назвали ? Эта песня называется Бескозырка белая, эта песня о моряке который рассказывает ребятам о своих морских путешествиях. Сейчас мы с вами ее разучим.

                     ВХР

Трудности

Методы и приемы

Скачки на  ч 5вверх и вниз, скачок на м6 вверх, скачок на ч8 вниз
Правильное снятие детей по руке дирижера
четкое произношение слов.

Собственный показ, дирижерский жест, метод сравнения.

Звуковысотный показ


Выполняют задание

10мин

6.

Рефлексия

презентация

личностные

И так подведем  итог нашего урока.

Что такое оркестр?

С какими оркестрами  мы познакомились на уроке?

Какие инструменты входят в состав  народного оркестра?( домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны) Какие инструменты входят в духовой оркестр? Молодцы ребята спасибо за урок

Ответы детей

3 мин.

Тема урока: " Оркестр народных инструментов и духовой оркестр"

                                                                 

Предмет: музыка

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано

Цель деятельности учителя: познакомить детей с народным оркестром и духовым

Планируемые  результаты:

Метопредметная –развивать образное мышление, слух, голос, творческие способности

Предметная: дать представление о инструментах народного оркестра и духового, повторить понятиями оркестр; определить состав оркестров.Личностные: воспитывать культуру слушание ,стремиться воспитать любовь к оркестрам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальные инструменты"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальные инструменты" 1 класс (легкая степень умственной отсталости)...

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты" 6 класс (легкая степень умственной отсталости)...

Конспект урока с презентацией на тему: «Русские народные инструменты».

Конспект урока с презентацией по предмету «Музыка» для 5 класса на тему:«Русские народные инструменты»....

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...