Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Горячёва Юлия Александровна

Актуализация понятия «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись» виды искусства. Изучение группы струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Слушание скрипичной музыки. Изучение портрета Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    5 класс

УМК «Школа России»

Музыка

Технологическая карта темы

Автор разработки: Горячёва Юлия Александровна  

Тема

Портрет в музыке и изобразительном искусстве  (2 часа)  слайд 1

Цели

Сформировать представление о музыкальном портрете.

Ввести прием сопоставления музыкального и произведения  художественного искусства.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация понятия «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись» виды искусства. Изучение группы струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Слушание скрипичной музыки. Изучение портрета Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Термины и  понятия

Альт, виолончель, инструментальный концерт, интерпретация, контрабас, каприс, портрет, скрипка, симфоническая музыка, скрипичная музыка.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения;

- позитивное отношение к процессу создания и оформления

музыкального портрета;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре;

- определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение;

- определять  смысл, который заложен в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя образцы, наглядные пособия;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки;

- называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра;

- демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая  характер и темп музыкального произведения;

- определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин;           

- изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Рассказ К.Паустовского «Струна»

Информационный материал

Учебник «Музыка», рабочая тетрадь

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Музыкальный диск к урокам музыки

Карточки с изображением музыкальных инструментов.

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному произведению.

Слайд 2

Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение. Это был образ радостного, беззаботного играющего мальчика, хотя музыкальное произведение было лирическим и стимулировало задумчивость. (Школьники слушают музыку и рассматривают портрет, нарисованный Мишей).

Можно ли согласиться с образом, который представил Миша, в результате прослушивания музыкального произведения «Чакона» И.С.Бах

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться  изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание создать  музыкальный образ.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Музыкальный портрет. Скрипка

Цели:

• Актуализировать знания:

- о понятии портрет в живописи;

- о струнной группе музыкальных инструментов симфонического оркестра;

- о музыкальном инструменте – скрипка.

• Научить:

- раскрывать значение выражения портрет», «скрипичная музыка», «портрет в живописи»

- определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение;

- называть  музыкальный инструмент,  изображённый на картине;

- называть группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка;

- называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра;

- определять произведение для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки;

- демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения.

- определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин;

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Слайд 3,4

Задание 1 (З)  Учебник, с. 112

Рассмотрите иллюстрации и назовите значение выражения «портрет в живописи» (это отображение лица человека).

Слайд 5,6,7

Сообщение учителя

Часто художники в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Задание 2 (З) Учебник, с. 112

Назовите  музыкальный инструмент,  изображённый на картинах (скрипка).

Назовите группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка (струнные).

Слайд 8

Назовите инструменты, которые входят в группу струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа).

Задание 5 (П)

Послушайте фрагмент произведения  «Лето» А. Вивальди, читая фрагмент стихотворения «Скрипка».

Можно ли согласиться с Алексеем Толстым, что голос скрипки похож на голос человека? Обоснуйте свое мнение, используя впечатления после прослушивания музыкального произведения «Лето» и фрагмента стихотворения «Скрипка».

Звуки пели, дрожали так звонко,

Замирали и пели сначала…

Звуки скрипки так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи…

Задание 6 (У)  

Прослушайте  музыкальное произведение, и продемонстрируйте его звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения.

Задание 7  (У)

Вспомни сочинения для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки.

Слайд 9

Задание 8 (У)  

Рассмотрите изображения скрипки и определите характер музыкального произведения, который созвучен образам этих картин.

Задание 9 (У) Слайд 10

Исполнение песни о скрипке.

Диагностические задания

Слайд 11

1.Выберите инструмент, который входит в струнную группу симфонического оркестра, подпишите его название.

(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)

2. Прослушайте фрагменты двух произведений для симфонического оркестра, определите произведение, в котором солирующий инструмент входит в группу струнных инструментов симфонического оркестра, и напишите его название.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения  «портрет», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре;

- определять общее в голосе скрипки  и голосе человека, и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- называть  музыкальный инструмент,  изображённый на картине;

- называть группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка;

- называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра;

- определять произведение для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки;

- демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения;

- определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин.

Блок Б.  Музыкальный портрет. Николо Паганини

Цели:

Актуализировать знания:

- о итальянском скрипаче Николло Паганини;

-.о понятии «музыкальный портрет»

 Научить:

- раскрывать значение выражения «музыкальный портрет»;

- определять  смысл, который заложил в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение;

- называть интонации музыкального произведения;

- определять темп, регистр и лад музыкального произведения;

- подбирать название к музыкальному произведению;

- определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки;

- представлять черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа,  если бы ты был режиссёром-постановщиком;

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Чтение рассказа К. Паустовского «Струна»

Задание  1 (З) 

Назовите мелодию из знакомых сочинений П. Чайковского, которая могла звучать на ночном концерте в рассказе «Струна»

Назовите имя итальянского композитора, о котором идет речь в рассказе  К. Паустовского «Струна».

Слайд 12

Сообщение учителя

Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский композитор и скрипач-виртуоз ХIХ в., известный всему миру. Виртуоз – это исполнитель, мастерски владеющий техникой искусства, человек, достигший в работе высшей степени мастерства. Мастерство игры на скрипке Паганини было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие места в своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

            Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс № 24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы.

Задание 2 (З) Слайд 13

Назовите интонации, которые вы услышали в произведении Н.Паганини «Каприс».

Задание 3 (З) Слайд 14

Назовите свойства музыки, придающие музыкальному произведению «Каприс» интонации лёгкости, мимолётности и безмятежности.

(регистр, лад, темп)

Задание 4 (З) Слайд 15

Укажите темп, регистр и лад, в котором звучит произведение «Каприс».

Задание 5 (П) Слайд 16

Можно ли будет назвать музыкальное произведение  «Каприс», если изменить темп, лад и регистр? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (П) Слайд 17

Можно ли согласиться с названием произведения «Каприс №24», которое дал ему автор?  Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У) Слайд 18

Предложите своё название музыкальному произведению «Каприс» Н.Паганини.

Задание 8 (У) Слайд 19

Определите портрет, который ярче всего передаёт настроение услышанной музыки.

Сообщение учителя

Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет. (Слушание «Вариации на тему Паганини»)

Задание 9 (У) Слайд 20

Представьте черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа,  если бы ты был режиссёром-постановщиком.

Диагностическое задание

Слайд 21

 Определите и напишите интонации музыкального произведения, которые созвучны с  портретом Никколо Паганини.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «музыкальный портрет»;

- определять  смысл, который заложен в название музыкального произведения,  и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя наглядные пособия.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- называть интонации музыкального произведения;

- определять темп, регистр и лад музыкального произведения;

- предлагать название к музыкальному произведению;

- определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки;

- представлять черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа,  если бы ты был режиссёром-постановщиком.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины;

- определять темп регистр и лад музыкального фрагмента.

Контрольное задание Слайд 22, 23

Рассмотрите портрет композитора, слушая фрагменты музыкальных произведений.

Задание:

1. Определите музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины, и обозначьте цифрой: 1,2 и 3.

2. Определите и напишите вид темпа, уровень регистра и настроение каждого музыкального фрагмента:

- темп – очень быстро

- регистр - высокий

- лад - мажор

-

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя наглядное пособие.

 Предметные умения:

- определять музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины;

- определять темп регистр и лад  музыкального фрагмента.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления музыкального портрета.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета;

- оформлять музыкальный портрет;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение. Это был образ радостного, беззаботного играющего мальчика, хотя музыкальное произведение было лирическим и стимулировало задумчивость. (Школьники слушают музыку и рассматривают портрет, нарисованный Мишей).

Можно ли согласиться с образом, который представил Миша, в результате прослушивания музыкального произведения «Чакона» И.С.Бах

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться  изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения?

Информативный вариант* Слайд 24

Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс». Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш.

Импровизационный вариант Слайд 25

Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс», определяя его регистр, темп и лад. Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш.

Эвристический вариант Слайд 26

Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс», определяя музыкальные инструменты струнной группы симфонического оркестра. Для этого используя простой карандаш.

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания и оформления музыкального портрета. Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие, используя наглядные пособия.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 26

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь создать музыкальный портрет, потому что……

2. Чтобы создать музыкальный портрет, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 27

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) музыкальным портретом, который сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы;

 Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о музыкальном портрете.

Ввести прием сопоставления музыкального и произведения  художественного искусства.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания и оформления

музыкального портрета;

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  музыкального портрета.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя образцы, наглядные пособия.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения: 

- изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Слайд 2

Ситуативное задание Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение.

Слайд 3

Рассмотрите иллюстрации и назовите значение выражения «портрет в живописи».

Слайд 8

Струнная группа музыкальный инструментов симфонического оркестра

Слайд 9

Рассмотрите изображения скрипки и определите характер музыкального произведения, который созвучен образам этих картин

Слайд 10

Песня о скрипке Я пошел в магазин игрушек, И скрипку я там купил, А что струны у скрипки из ниток, Я внимания не обратил. И не понял я, что картонный, И с такой же ниткой смычок. Как ни бился над этой скрипкой, но Играть я на ней не мог. Ни на что не годная скрипка, Я с досады тогда решил, И чужой босоногой девчонке Во дворе ее подарил. А девчонка взяла эту скрипку, А девчонка взяла смычок. Зазвучала такая музыка, что В себя я прийти не смог. А скрипка эта звучала Все чище и все сильней, Просто-напросто дело не в скрипке, А в том, кто играет на ней. Просто-напросто дело не в скрипке, А в том, кто играет на ней .

Слайд 11

Диагностическое задание: 1. Выберите инструмент, который входит в струнную группу симфонического оркестра, подпишите его название. 2. Прослушайте фрагменты двух произведений для симфонического оркестра, определите произведение, в котором солирующий инструмент входит в группу струнных инструментов симфонического оркестра, и напишите его название.

Слайд 12

Николло Паганини (1782-1840)

Слайд 13

Назовите интонации, которые вы услышали в произведении Н.Паганини «Каприс».

Слайд 14

Назовите свойства музыки, придающие м узыкальному произведению «Каприс» интонации лёгкости, мимолётности и безмятежности?

Слайд 15

Укажите темп, регистр и лад, в котором звучит произведение «Каприс».

Слайд 16

Если изменить темп, лад и регистр, можно ли будет назвать это музыкальное произведение – «Каприс»? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 17

Можно ли согласиться с названием произведения «Каприс», которое дал ему автор? Обоснуйте своё мнение.

Слайд 18

Подберите своё название музыкальному произведению «Каприс».

Слайд 19

Определи портрет, который ярче всего передаёт настроение услышанной музыки

Слайд 20

Представьте черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.В.Рахманинова при создании данного образа, если бы ты был режиссёром-постановщиком.

Слайд 21

Диагностическое задание Определите и напишите интонации музыкального произведения, которые созвучны с портретом Никколо Паганини.

Слайд 22

Контрольное задание Рассмотрите портрет композитора, слушая фрагменты музыкальных произведений. Задание: 1. Определите музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины и обозначьте цифрой: 1,2 или 3. 2. Определите и напишите вид темпа, уровень регистра и настроение этого музыкального фрагмента.

Слайд 24

Информативный вариант Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс» Н.Паганини , определяя музыкальные инструменты струнной группы симфонического оркестра. Для этого используя простой карандаш.

Слайд 25

Импровизационный вариант Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс» Н.Паганини , определяя его регистр, темп и лад. Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш.

Слайд 26

Эвристический вариант Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс» Н.Паганини , определяя музыкальные инструменты струнной группы симфонического оркестра. Для этого используя простой карандаш.

Слайд 27

Закончите предложения: 1 Мне важно уметь создать музыкальный портрет, потому что…… 2. Чтобы создать музыкальный портрет , нужно ………….

Слайд 28

Закончите предложения: Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) музыкальным портретом, который сделал …………..………… ( сам, с помощью одноклассника, учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыка скрипки» урок 25

Цель урока углубление и расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки, формирование умения находить общие черты в  родственных видах искусства; интонация в музыке но...

Портрет в музыке и изобразительном искусстве, 5 кл.

Портрет в музыке  и изобразительном искусстве(7 урок в разделе)Цель урока: способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.Задачи:расширить представления учащихся о выра...