Открытый урок «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Буянова Елена Вячеславовна

Урок по музыке для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbsu_so_mo.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБСУ СО МО "Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками и умственно отсталых детей"

        

Конспект открытого урока по музыке на тему:

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

(5 класс)

Подготовила и провела

учитель музыки

Буянова Елена Вячеславовна

г. Дмитров

2020

Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Тип урока: изучение нового материала. 

Цель: способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.

Задачи:

- осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «Композитор-исполнитель-слушатель»;

- расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки и исполнительском мастерстве скрипачей;

- актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся;

- сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • проявление познавательных интересов и активности при изучении данной темы;
  • развитие образного восприятия и мышления.

Предметные: 

  • ознакомление учащихся с музыкальными портретами, созданными выдающимися композиторами;
  • знать/понимать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипачей.

Метапредметные: 

  • сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
  • понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства;

Методы: беседа, организация самостоятельной деятельности в группах.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, учебник, аудиозаписи с музыкальными примерами, скрипка.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение.

Музыкальный материал:

«Мелодия» П. И. Чайковского, «Чакона» И. С. Бах, «Каприс №24» Н. Паганини.

Ход урока.

Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Изучив материал о колоколах, услышав их звучание, мы с вами в очередной раз убеждаемся в том, что музыка, а следовательно, и музыкальные инструменты обладают особой силой, преображают душу человека. И, конечно же, этот вид искусства всегда находится во взаимосвязи с изобразительным искусством, влияя на него. Но и изобразительное искусство также влияет на музыку.

На одном из уроков мы с вами говорили о музыкальной палитре, о способностях композиторов рисовать нотами картины. Говоря о взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, сегодня мы поговорим о способности рисовать.

Тема сегодняшнего урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».

Музыкальный портрет

Михаил Яворский


Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.


Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести

И сегодня, “рисую” портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу, 
И портрет этот будет такой -
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Инструмент, про который мы будем сегодня говорить вы должны сейчас отгадать:

Играет так самозабвенно,
И нежно и проникновенно,
Бывает первою в оркестре,
Её приветствует Маэстро!
Быстрей ответь мне без ошибки.
О чём я говорю?

В Европе скрипка появилась в конце XV в. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше.

Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах и церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Она может тихо плакать, петь, говорить...

 Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает её в руках скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением.

Предлагаю познакомиться с 3 картинами.

Внимательно посмотрите на первую – это фрагмент из картины Франческо Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах»

Скажите, какую музыку можно представить глядя на играющего ангела?

Также я предлагаю рассмотреть фрагмент из второй картины Яна Ван

Эйка «Музицирующие ангелы»

Здесь чем отличается от предыдущей картины? А музыка какая звучит?

Ну и последняя картина Дмитрия Жилинского «Альтист». Если на тех картинах чувствуется древность, видно по сюжету, что они были написаны давным-давно, то эта картина более современная. Музыка здесь звучит тоже более современная, верно? Но мелодичность и нежность инструмента сохраняется. Согласны?

А теперь я попрошу выполнить задание. Нужно разбиться на 2 группы. Перед вами таблица. Я предлагаю вам послушать музыкальные произведения сочинённые для скрипки композиторами разных времён. Ваша задача изобразить музыку графически и определить характер звучания.

Слушание: «Чакона» И.С.Баха

Чакона – первоначально народный танец оживленного характера, известный в Испании с конца 16 в. Это произведение исполняет 1 инструмент - скрипка, но у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

Какая из картин наиболее «созвучна» с данным произведением?

Слушание: П. Чайковский «Мелодия»

Здесь уже идёт диалог скрипки и фортепиано

С какой картиной можно сравнить «Мелодию» Чайковского?

О чем рассказала вам музыка? Какое настроение передает музыка?

Физкультминутка

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни,

Корпус вправо поверни. (Повороты туловища в стороны)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем.

Во всем мире всем известно имя итальянского композитора, скрипача-виртуоза XIX века Никколо Паганини. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

Я прочитаю вам отрывок из рассказа Аркадия Клёнова «Четыре струны Паганини».

Вернувшись в гостиницу, Паганини немного отдохнул и раскрыл футляр. Много скрипок было у великого скрипача, но всем им предпочитал он прекрасный инструмент работы кремонца Джузеппе Гварнери. Эту скрипку подарил великому маэстро один любитель музыки после того, как Паганини играл на ней для жителей итальянского городка Ливорно. Случилось так, что скрипач оказался в этом городе без своих инструментов, и, страстно желая услышать игру Паганини, любители музыки упросили одного богатого меломана дать ему на вечер свою скрипку.

– Оставьте этот инструмент себе,– сказал после концерта владелец скрипки.– Я не посмею прикоснуться к инструменту, на котором играл такой мастер.

Паганини сел на краешек стула и очень тихо стал играть  «Кампанеллу».  Когда все ноты стали звучать безукоризненно, Паганини отложил скрипку. "Божественный скрипач! Дьявольский скрипач! – с насмешкой бормотал он, расхаживая по комнате. – Знали бы добрые мои критики, чего мне это стоит. Уже сейчас мои жизнеописатели хотят знать, куда я исчез и чем занимался с девятнадцати до двадцати четырех лет. Пять лет каторжного труда понадобилось мне для того, чтобы открыть то, что вы ныне туманно именуете "секретом Паганини". С утра до ночи! А вы хотите все узнать в одну минуту".

Шорох за дверью прервал его размышления. Паганини быстро подошел к двери и распахнул ее. Человек, прильнувший к замочной скважине, даже не успел разогнуться.

– К вашим услугам,– сердито сказал Паганини.

– Ах, маэстро! Простите, простите, простите, – скороговоркой выпалил человек. – Я ожидал услышать музыку.

– Если вы хотите рассматривать то, что нужно слушать, у вас, вероятно, плохо со слухом....

– Ах, нет-нет! Боже упаси! Я не затем пришел сюда, маэстро. Тут  господин стал объяснять, что вот уже много месяцев подряд он следует за Паганини, надеясь услышать его не только на эстраде во время концерта, но и тогда, когда маэстро упражняется. Но маэстро, видимо, смазывает свой смычок мылом или маслом, чтобы он скользил по струнам беззвучно. А как же иначе объяснить, что ни разу из-за дверей комнаты Паганини не послышалось ни единого звука? А может быть, какая-то дьявольская сила помогает маэстро.  Просто маэстро обладает каким-то секретом.

– А вы, позвольте спросить, тоже трудолюбивый музыкант?

– Нет, я, видите ли, владелец ресторана.

– Владелец ресторана? – изумился Паганини. – А зачем вам тогда секрет Паганини.  Подавать его как одно из лакомых блюд?

– Ну что вы, маэстро! Такие шутки... Я знаю множество богатых и знатных синьоров, которые не блещут ничем, кроме своего богатства – Любой из этих знатных господ отдал бы значительную часть своего капитала за то, чтобы выделиться среди других.  А вы, синьор, являетесь обладателем бесценного капитала и не знаете, как его использовать.

– Так-так,– оживился Паганини. – А вы знаете?

– Конечно! – вдохновенно продолжал господин.– Все очень просто. Вы раскрываете мне секрет, а я его продаю.

– Хорошо,– сказал Паганини, прервав предприимчивого господина.– Я открою вам секрет. Для того чтобы стать хорошим скрипачом... Господин весь подался вперед.

– Нужно десять раз в день мыть руки.

– И... это все?

– Ну конечно,– сдерживая смех, сказал Паганини. – Разве можно заниматься великим искусством, если у тебя грязные руки! Искусство любит чистоту, синьор ресторанщик….

Ребята, открыл ли этому человеку Паганини свой секрет?

А как вы думаете, на самом деле в чём  был его секрет?

А почему купец из Ливорно не взял назад свою скрипку, ведь даже в то время она стояла очень дорого?

Но получается, что, на самом  деле купец подарил скрипку мастера Гварнери не Паганини, а слушателям.

Произведения Паганини открыли новые горизонты в скрипичном исполнительстве для последующих поколений.

Сейчас мы с вами сможем услышать его одно из самых известных сочинений – Каприс № 24

Мелодию Каприса № 24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты. Предлагаю вам познакомиться с интерпретацией Каприса в исполнении гитариста Виктора Зинчука.

Итог урока.

Мы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему?

Так же мы рассмотрели изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах. На картинах запечатлен не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.

О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя?

На следующем уроке мы продолжим изучать творчество Никколо Паганини и вы узнаете еще много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Актуализация понятия «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись» виды искусства. Изучение группы струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Слушание скрипи...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыка скрипки» урок 25

Цель урока углубление и расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки, формирование умения находить общие черты в  родственных видах искусства; интонация в музыке но...

Портрет в музыке и изобразительном искусстве, 5 кл.

Портрет в музыке  и изобразительном искусстве(7 урок в разделе)Цель урока: способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.Задачи:расширить представления учащихся о выра...