Рабочая программа по музыке 3 класс
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

данилова-зинаида-фёдоровна

Программа включает в себя краткую аннотацию, содержание изучаемых разделов, поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po-fgos_3kl.doc199 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                         

                                                                                                Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом  второго поколения  начального  общего образования,  примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,  Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3  класса начальной школы – М.: Просвещение, 2009
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: М.: Просвещение, 2011;
  • Пособие для учителя  /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2009 г.

         В соответствии с  Базисным учебным планом в  3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

                                                   

                                                 Планируемые результаты освоения обучающимися

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Обучающийся научится:

-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4,  3\4, 4\4. 3\8, 6\8)

-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-нравственно-эстетических чувств, понимания  и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

 Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки,  ориентируясь на запись ручным  знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-соотносить различные произведения по настроению и форме;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

-проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства  коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую  инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Содержание  учебного  предмета «Музыка»

Разделы и темы

Содержание

Часов всего

1

О России петь, что стремиться в храм

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

5

2

День, полный событий

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

4

3

О России петь, что стремиться в храм

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

4

5

В музыкальном театре

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

5

6

В концертном зале

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

6

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

7

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

план

Дата  факт

корректировка

Тема урока

Количество часов

Учебные действия

                                                                          1 четверть (9ч.) Тема 1:                                                                 «Россия – Родина моя»  

5

1

1.Мелодия  - душа музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.    Урок-беседа.                               

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

2

2.Природа и музыка. Комбинированный урок. 

Традиционный.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

3

3.Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Комбинированный урок. 

Традиционный.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

4

4.Кантата «Александр Невский».

Урок –беседа.

Выполнять самостоятельно творческие задания из рабочей тетради.

5

5.Опера «Иван Сусанин».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-презентация.

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование).

Тема 2:

«День, полный событий»  

4

6

1.Утро.

Урок закрепления нового материала. 

Урок-беседа.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении.

7

2.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

8

3.«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Традиционный.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

9

4.Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре).

Тема  3:

«О России петь – что стремиться в храм»  

4

10

1.Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно песни на народных праздниках.

11

2.Древнейшая песнь материнства. Комбинированный урок.

Традиционный.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи

12

3.Вербное Воскресение. Вербочки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

13

4.Святые земли Русской. Княгиня Ольга и  князь Владимир.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Понимать  жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание).

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Тема 4:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»  

4

14

1.Настрою гусли на старинный лад (былины).  Былина о Садко и Морском царе.

Урок изучения и первичного

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

15

2.Певцы русской старины. Лель.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре Разыгрывать народные песни по ролям,

16

3.Звучащие картины.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях на традиционных народных праздниках.

17

4.Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Урок-викторина.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Тема 5: «В музыкальном театре»  

5

18

1.Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок- беседа.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).

19

2.Опера «Орфей и Эвридика».

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

20

3.Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Комбинированный урок. Традиционный. «Океан – море синее».

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах

21

4.Балет «Спящая красавица».

Комбинированный урок.

Традиционный

Исполнять интонационно- осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

22

 5.В современных ритмах (мюзикл).

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Тема  6:

«В концертном зале».  

6

23

1.Музыкальное состязание (концерт).

Комбинированный урок. Обобщение.

Традиционный.

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

24

2.Музыкальные инструменты (флейта).

Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть имена отечественных и зарубежных исполнителей.

25

3.Музыкальные инструменты ( скрипка).

Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть имена отечественных и зарубежных исполнителей.

26

4.Обобщающий урок 3 четверти. Урок – концерт.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов

27

5.Сюита «Пер Гюнт».

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

28

6.«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Мир Бетховена.

Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов

Тема  7:   «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».  

Всего часов: 6

7

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

29

1.Чудо музыка. Острый ритм – джаза.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания

30

2.Мир Прокофьева. Люблю я грусть твоих полей

Урок закрепления знаний.

Урок- беседа

Разбираться в элементах музыкальной грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марш

31

3.Певцы родной природы.

(Григ,Чайковский)

Комбинированный урок.

Традиционный

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

32

4.Прославим радость на земле.

Урок обобщения и систематизации знаний

Различать характерные черты языка современной музыки.

33

5. Радость к солнцу нас зовет.

Урок- беседа

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

34

6.Обобщающий урок.

 Урок  контроля, оценки  и коррек

ции знаний учащихся

Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.

35

7.Урок – концерт Заключительный  урок – концерт.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...