Программа кружка "Хоровое пение"
рабочая программа по музыке на тему

Манина Светлана Леонидовна

 

Настоящая образовательная программа дополнительного образования детей худлжественно-эстетической направленности разработана на основе  программы «Хоровой класс» Попова В.С., М.: Советский композитор, 1988

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_horovoe_penie.doc151 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа дополнительного образования детей худлжественно-эстетической направленности разработана на основе  программы «Хоровой класс» Попова В.С., М.: Советский композитор, 1988

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Цели программы:

- привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

- выработать у обучающихся комплекс личностных качеств, способствующих освоению учебной информации в содержанием программы;

- развить навыки творческой деятельности  в том числе коллективного музицирования;

- научить ребёнка давать объективную оценку своему труду, уважительно относиться к иному мнению и художественно- эстетическим взглядам;

- воспитать навыки понимания причин успеха (неуспеха) собственной деятельности, определять наиболее эффективный способ достижения результата;

Задачи программы:

- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, привить учащемуся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании;

- научить детей основам хорового искусства, вокально-хоровым особенностям хоровых партитур, художественно – исполнительским возможностям хорового коллектива, профессиональной терминологии;

- научить исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом, создавать музыкального произведения;

- приобщать учащихся к «золотому» фонду народной, классической и современной хоровой музыки;

- всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый;

- формировать художественный вкус у учащихся;

- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность.

Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.

Организационные условия реализации программы

Исходя из возрастных особенностей кружковцев, хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:

  • младшая (от 6 до 10 лет);
  • средняя (от 11 до 14 лет);
  • старшая (от 15 до 17 лет).

Из младшего хора ребята переходят в средний,  из среднего – в старший.

Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:

  • младшая группа – 2 раза в неделю по 1 часу;
  • средняя группа –  2 раза в неделю по 1 часу;
  • старшая –  2 раза в неделю по 1 часу, плюс 1 раз в неделю по часу сводная репетиция.

Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).

В течение года хор разучивает:

  • младший – 10-12 новых произведений;
  • средний – 10 новых произведений;
  • старший – 10 новых произведений.

Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения).

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

Материально-техническое обеспечение

В кабинете музыки, где проходят занятия,  должно быть достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал, видео- и аудиопособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, магнитофон, фортепиано.

Предметные результаты программы

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

        • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

        • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

        • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

        • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

        • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

        • развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

        • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

        • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

        • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

        • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

        • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

        Учащиеся получат возможность:

        • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

        Учащиеся научатся:

        • логическим действиям сравнения, анализа,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

        • применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

        • рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

        • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

        Учащиеся получат возможность:

        • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

        • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально  обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

        Учащиеся научатся:

        • планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

        • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        • выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

        • мобилизовывать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

         Учащиеся получат возможность научиться:

        •  формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

        • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

        Учащиеся научатся:

        • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

        •  понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

        • использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

        • опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

        Учащиеся получат возможность:

        • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного  исполнения музыкальных произведений.

Младшая группа

Задачи:

  • дать первоначальное представление о музыке;
  • формировать певческие навыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, движения под музыку;
  • формировать сенсомоторную координацию;
  • приобщать детей к разнообразным видам деятельности;
  • развивать музыкальную память;
  • прививать интерес и любовь к музыке.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Вокально-хоровая работа

54

2.1

Дыхание

6

6

2.2

Дикция, артикуляция

6

6

2.3

Вокальные упражнения

6

6

2.4

Творческие задания

6

1

5

2.5

Работа над репертуаром

24

4

20

2.6

Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио

6

1

5

3

Слушание музыки

6

1

5

4

Воспитательные мероприятия

6

6

5

Итоговое занятие

1

1

Итого

68

Основное содержание образовательного процесса

Вводное занятие

Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).

Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.

Правила пения и охрана детского голоса.

Вокально-хоровая работа

Певческая установка

Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.

Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.

Дыхание

Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:

- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;

- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.

Дикция и артикуляция

Артикуляционные упражнения.

Самомассаж артикуляционного аппарата.

Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.

Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. http://diktory.com/dikciya.html

Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.

Вокальные упражнения

Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение  заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.

Творческие задания

Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).

Работа над произведениями

Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:

- образное содержание;

- отработка интонационных оборотов;

- дикционные сложности;

- разучивание произведений;

- концертный вариант исполнения.

Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.

Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.

Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота

Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».

Слушание музыки

Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).

Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».

Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.

Воспитательные мероприятия

Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:

- формирование традиций коллектива,

- идеологическая и воспитательная работа,

- общественно-полезная работа.

Направлены на:

  • нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;
  • воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
  • формирование самостоятельности и творческой активности;
  • развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • расширение музыкального кругозора.

Итоговое занятие

Концерт для родителей

Прогнозируемая результативность

В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:

-  правильной певческой посадки и установки,

-  мягкой атаки звука,

-  чистого интонирования мелодии,

-   чёткого произношения текста,

-  пения в диапазоне   c 1 – h 1,

-  пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,

-  ручных знаков

Средняя группа

Задачи:

- формировать устойчивые вокально-певческие навыки (певческая установка, певческое дыхание, чистое интонирование, певческая дикция и артикуляция);

-  развивать артистические качества;

-  развивать эстетический вкус;

-  развивать координацию движений;

-  познакомить с элементарными музыкальными понятиями и терминами;

-  обучать музыкальной грамоте;

-  познакомить с жизнью и творчеством композиторов разных эпох.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Вокально-хоровая работа

54

2.1

Дыхание

6

6

2.2

Дикция, артикуляция

6

6

2.3

Вокальные упражнения

8

8

2.4

Творческие задания

4

1

3

2.5

Работа над репертуаром

24

4

20

2.6

Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио

6

2

4

3

Слушание музыки

6

1

5

4

Воспитательные мероприятия

6

6

5

Итоговое занятие

1

1

Итого

68

Основное содержание образовательного процесса

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения во время занятий.

Планы работы кружка на новый учебный год. Детские выступления

Вокально-хоровая работа

Дыхание

Использование дыхательной гимнастики, способствующей развитию среднереберного и нижнереберного типов дыхания.

Умение применять различные виды вдоха (мягкая, твердая атака звука).

Развитие навыков «цепного» дыхания, усвоение основного правила «цепного» дыхания и применение его на практике (когда дыхание берут не одновременно с рядом поющими).

Закрепление навыков общехорового дыхания.

Дикция и артикуляция

Использование артикуляционной гимнастики, направленной на активизацию артикуляционного аппарата.

Применение слоговых алгоритмов, включающих в себя различные сочетания согласных и гласных звуков.

Редуцирование гласных по законам орфоэпии. Широкое применение скороговорок на различные группы звуков.

Наложение скороговорок на простые музыкальные обороты.

Работа с текстами исполняемых произведений с выделением вершин фраз, кульминаций в соответствии с общей драматургией произведения.

Вокальные упражнения

Музыкальный материал, исполняемый в качестве упражнений, можно разделить на две основные категории. К первой относятся упражнения, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они содействуют накоплению вокально-хоровых  навыков. Вторая категория упражнений связана с разучиваемым репертуаром и направлена на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения. Необходимо последовательное усложнение учебной задачи.

Важное место занимает пение канонов. Это способствует развитию гармонического слуха и подводит к работе над многоголосием. Упражнения целесообразно петь без сопровождения фортепиано.

Использование упражнений, направленных на «сглаживание» регистров.

Пение музыкальных фраз, сочетающих в себе постепенное и скачкообразное движение мелодии.

Звуковедение. Овладение мягкой и твердой атакой звука. Использование движений корпуса во время пения. Различные приемы звуковедения: legato.  non legato,  staccato.

Ансамбль, строй.

Выработка активного унисона, интонирование тона и полутона, мажорного и минорного трезвучий.

Умение петь в ансамбле.

Овладение навыками двухголосия.

Творческие задания

Работа по данному учебному разделу строится по аналогии с первым-вторым годом обучения. Больше внимания уделяется импровизации.

Работа над произведениями

Работа над образом.

Использование элементов хорового театра, инсценировка исполняемых произведений.

Работа над звуковедением, ансамблем, строем аналогична работе над вокальными упражнениями.

Работа по партиям и партитурам.

Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота

Пение музыкальных фраз с осознанием мажорного или минорного лада, ступеней.

Умение определить тонику, допеть фразу до тоники.

Размер двухдольный, трехдольный. Умение читать партитуру и выделять в ней партию.

Использование ручных знаков при пении гамм и произведений.

Подготовительные упражнения для перехода пения по нотам.    

Пение гамм и вокальных упражнений с названием нот.

Освоение понятий: тон и полутон; диез, бемоль; мажорное и минорное трезвучие.

Слушание музыки

Кроме классических инструментальных произведений происходит знакомство с лучшими образцами хорового исполнительства, начиная детскими образцовыми коллективами и заканчивая зарубежными ведущими хоровыми коллективами.

Воспитательные мероприятия

Концертные выступления в школе, доме культуры, церкви, поездки на конкурсы. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, просмотр кинофильмов.

Прогнозируемая результативность

В результате третьего года обучения дети должны усвоить знания  основных правил  охраны голоса;

 а так же овладеть навыками:

-  пения несложных двухголосных канонов,

-  пения, а сарреllа несложных одноголосных песен,

-  «цепного» дыхания,

-  пения в диапазоне h – d 2,

-  разных видов вдоха,

- уверенного произношения артикуляционных алгоритмов,

-  пения с ручными знаками.

По итогам четвертого года обучения дети должны получить навыки:

-  пения в диапазоне – сопрано d 1 – c 2, альты h – h1;

-  уверенного пения двух – трёхголосных канонов,

-  «цепного» дыхания,

-  пения длинных фраз на одном дыхании,

-  пения нон легато и стаккато,

-  пения двухголосных песен с сопровождением,

-  уверенного пения по партитуре.

Старшая группа

Задачи:

  • закреплять вокально-певческие навыки: певческая установка, чистота интонирования, певческое дыхание, певческая дикция и артикуляция, навык пения 2-х и 3-хголосия;
  • развивать артистические качества;
  • развивать координацию движения;
  • развивать музыкальные способности;
  • познакомить с различными жанрами, стилями и направлениями музыки;
  • закреплять умение владеть музыкальными понятиями и терминами;
  • развивать умение читать ноты;
  • продолжать знакомить с жизнью и творчеством композиторов
    различных эпох.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Вокально-хоровая работа

2.1

Дыхание

5

5

2.2

Дикция, артикуляция

5

5

2.3

Вокальные упражнения

8

8

2.4

Творческие задания

4

1

3

2.5

Работа над репертуаром

25

5

20

2.6

Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио

7

1

6

3

Слушание музыки

6

1

5

4

Воспитательные мероприятия

6

6

5

Итоговое занятие

1

1

Итого

68

Основное содержание образовательного процесса

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Хоровое пение как один из основных видов музыкального исполнительства. Особенности и суть хорового пения. Санитарный режим. Певческий режим, охрана голоса.

Планы работы кружка на новый учебный год. Детские выступления

Вокально-хоровая работа

Дыхание 

Закрепление навыков правильного певческого дыхания. Дыхательная гимнастика. Формирование умения петь на задержанном дыхании (опора). Тренировка равномерного расходования дыхания. Закрепление навыка цепного дыхания

 

Дикция и артикуляция

Продолжение работы, начатой в младшей и средней группе. Наложение скороговорок на простые музыкальные обороты.

Работа с текстами исполняемых произведений с выделением вершин фраз, кульминаций в соответствии с общей драматургией произведения.

Формирование правильной и чёткой артикуляции у певцов: ясное и определенное формирование гласных, четкое, несколько утрированное произношение согласных.

Вокальные упражнения

Основы распевания, его важность и задачи. Дирижерский жест. Атака звука и ее виды. Двухголосие, трехголосие, многоголосие.

Певческая установка

 Закрепление навыка правильной певческой установки: положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным и свободным. При пении сидя – ноги всей ступни стоят на полу, руки лежат на коленях.

Строй и ансамбль

Работа по следующим направлениям:

-совершенствование музыкального слуха кружковцев (в том числе – внутреннего);

-развитие у кружковцев чувства контроля за своим пением;

-умение слушать не только свою, но и другую партию.

Многоголосие.

Пение без сопровождения

Исполнение хором произведений без музыкального сопровождения для закрепления основных певческих навыков.

Дирижерский жест. Закрепление умения понимать дирижерский жест.

Упражнения на выравнивание регистров, расширение диапазона, вокализацию гласных. Разучивание материала и впевание.

Творческие задания

Музыкальные импровизации на заданный текст. Словесные импровизации на заданную музыку. Инструментальные импровизации. Игры во «фразы-догадки», «мелодические прятки», «куплеты с вариациями», ритмические вариации, сочинение подголосков к теме. Сочинение песни с заданным ритмом в определенном стиле, «цепочкой». Пластические импровизации. Музыкальные игры, сочинение подголосков к теме.

Могут даваться задания по песенной импровизации на основе несложного поэтического текста, разных настроений, образов. Используются игры, ритмические вариации, коллективно сочиняются песни с заданным ритмом, в каком-либо стиле, «цепочкой». Когда кружковцы получают достаточные знания в области теории и приобретают прочные вокально-хоровые навыки, возможны импровизации на ладогармонической основе

Работа над произведениями

Работа над образом.

Использование элементов хорового театра, инсценировка исполняемых произведений.

Работа над звуковедением, ансамблем, строем аналогична работе над вокальными упражнениями.

Работа по партиям и партитурам.

Духовная музыка. Разучивание и исполнение духовных музыкальных произведений.

Классическая музыка. Исполнение произведений хоровой классики, отрывков из оперных произведений, кантат и ораторий мировых композиторов- классиков.

Популярная хоровая музыка. Исполнение произведений популярной хоровой музыки на иностранном языке (английском, итальянском, греческом, немецком, латинском, иврите). Особенности произношения текста на иностранном языке. Чистота интонирования.

Обработки народных песен (академическое исполнение). Особенности академического исполнения народных песен. Исполнение-показ. Анализ произведения.

Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота

Чтение ритмического рисунка. Средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, темп, ритм, динамика, регистры, тембр. Движение мелодии, скачки мелодии. Доля, сильная и слабая доля. Знаки альтерации, бемоль, диез, бекар. Тон и 1/2 тона. Виды минора и мажора. Аккомпанемент, его роль и виды. Аккорд. Двухголосие, трехголосие, legato, staccato. Приемы звуковедения. Чтение партитур. Формы, жанры и размеры музыкальных произведений. Типы певческого голоса.

Слушание музыки

Сведения о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения, эпохе. Характеристика эмоциональной сферы музыки. В работе используются небольшие вводные рассказы к прослушиваемым произведениям (о композиторе, эпохе), иногда с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства и литературы, беседы по поводу разучиваемого произведения или какого-либо события в музыкальной жизни, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.

Прослушивание музыки разного характера. Передача характера музыки в движении, инсценировки.

Воспитательные мероприятия

Концертные выступления в школе, доме культуры, церкви, поездки на конкурсы. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, просмотр кинофильмов.

Итоговое занятие

Отчетный концерт для родителей кружковцев.

Прогнозируемая результативность

По окончании обучения кружковцы должны

иметь:

  • сформированные вокально-хоровые навыки в соответствии с возрастными особенностями;
  • сформированные представления о средствах музыкальной выразительности;

понимать дирижерский жест.

уметь:

  • ориентироваться в нотной партитуре;
  • слушать себя и хор;
  • соблюдать динамическую окраску;
  • показать эмоциональный настрой произведения;

исполнять произведения различных жанров.

владеть:

  • навыком пения 2-голосием;
  •  навыками выразительного звуковедения, звукоизвлечения;
  •  навыком пения на цепном дыхании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Рабочая программа "Сольное пение"-предмет по выбору

Рабочая программа предназначена для обучающихся в ДМШ на всех отделениях (кроме эстрадного)...

Образовательная программа "Эстрадное пение"

Программа для воспитенников вокальной студии детского дома....

Программа сольного пения

Программа сольного пения...

Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по предмету эстрадное пение....

Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2013-14 учебный год)

По программе проводился образовательный процесс для учащихся 7-15 лет по предмету эстрадное пение....