Образовательная программа "Эстрадное пение"
рабочая программа по теме

Журавлёв Александр Иванович

Программа для воспитенников вокальной студии детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_estradnoe_penie.doc134.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

I. Пояснительная записка……………………………………………………..

1.1. Актуальность программы………………………………………………..

1.2 Педагогическая целесообразность……………………………………….

1.3. Цели и задачи……………………………………………………………..

1.4. Организация образовательного процесса ………………………………

1.5.Прогнозируемые результаты, виды контроля, итоги реализации  программы, методики их оценки.

II. Учебно-тематический план. ………………………………….……………

2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения……………………………

2.2. Учебно-тематический план 2 года обучения……………………………

2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения…………………..………..

III. Содержание программы

3.1. Первый год обучения.……………………………………………………..

3.2.Второй год обучения………………………………………………………

3.3. Третий год обучения………………………………………………………

IV. Методическое обеспечение программы………………………………….

V.Материально-техническое обеспечение…………………………………...

VI.Дидактический материал…………………………………………………..

VII.Список рекомендуемой литературы……………………………………...

VIII. Приложения……………………………………………………………....

Приложение 1: Входная диагностика при поступлении.

Приложение 2: Диагностика музыкальных способностей и степени восприятия музыкальной культуры.

Приложение 3: Творческая книжка (И.П. Волков)

Приложение 4: Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)

Приложение 5: Анкета (выявления уровня мотивации к знаниям)

Приложение 6: Анкета (исследования по вопросу организации разумного досуга).

Приложение 7: Таблица результативности и качества развития музыкальных способностей воспитанников.

Приложение 8: Таблица оценки результативности развития способностей.

Приложение 9: Анкета «Учитель глазами ученика».

Приложение 10: Таблица оценки уровня воспитанности обучающегося.

Приложение 11: Скороговорки.

Приложение 12: Упражнения для артикуляционного аппарата.

Приложение 13: Артикуляционная гимнастика .В.Емельянова.

Приложение 14: Упражнения на дикцию.

Приложение 15: Дыхательные упражнения.

Приложение 16: Элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Приложение 17: Упражнения на дыхание (Е.Ю. Белоброва).

Приложение 18: Упражнения на концентрацию звука.

Приложение 19: Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.

Приложение 20: План воспитательной работы

                                                  Введение.                                                                            

                                                                                Голос в России — это основной

                                                                                музыкальный инструмент. Поэтому все

                                                                                музыкальное воспитание связано именно с

                                                                                этим инструментом, доступным всем,

                                                                                каждому. У всех есть этот инструмент. Не

                                                                                надо специально покупать рояль, не надо

                                                                                ходить доставать скрипку — у тебя все при

                                                                                себе. И всегда в России понимали, что

                                                                                именно через этот инструмент, через голос

                                                                                идет все воспитание.

                                                                                В.С.Попов, народный артист СССР,

                                                                                профессор.

Дети  детского дома  с раннего возраста, когда закладываются основы личности,  часто находятся в депривированных условиях. Поступая в детский дом у детей часто обнаруживаются одно или несколько заболеваний, задержано развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), их интеллектуальное развитие находится на низком уровне, нарушения отмечаются и на эмоциональной, волевой, личностной сферах развития.

В учреждениях господдержки они растут в мире специфическом - полуизолированном, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами. В результате им, в той или иной степени, свойственны иждивенчество,  инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы,  трудности в общении,  неумение организовать свой досуг. Делаются очевидными проблемы детей во взаимодействии с внешним миром, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.

При создании благоприятных условиях воспитанник может проявить себя как творческая  личность. Создать реальное поле деятельности и самовыражения, возможности творческого проявления - значит воспитать человека культуры, личность творческую.

Человек культуры – человек адаптивный, т.е. способный жить в конкретной социокультурной ситуации. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир ребёнка, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром (Н.Е.Бондаревская)

                                   

                                      I.Пояснительная записка.

                                    1.1Актуальность программы.

Актуальность программы определяется запросом со стороны общества на создание оптимальных условий для подготовки воспитанника к жизни,  развития его индивидуальности,  способностей, реализации

творческого потенциала, на восстановление физического и духовного здоровья,  формирование чувства психического комфорта, гармонии личности,  стимулирование интереса к самому себе,  желание сделать творческую деятельность потребностью, а искусство необходимой частью жизни.

Для воспитанника детского дома удовлетворение «потребности ребёнка в радости» (по В.П.Кащенко) приходит, в том числе и от творческой  деятельности, от осознания своей самооценки, значимости для других.

Физическое здоровье человека во многом определяется его духовным состоянием.  Дети, если они жизнерадостны, уверены в себе, удовлетворены своими успехами в творчестве, физически чувствуют себя лучше.  Организация досуга  восстанавливает психофизические силы и здоровье.

У детей и подростков такой вид искусства, как эстрадное пение, вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач обучения эстрадному пению является не только привитие вокальных  навыков, но и развитие их творческих способностей. Развитие вокальных способностей формирует эмоциональную сферу, пробуждает воображение, фантазию, активизирует творческие  порывы, повышает работоспособность и умственную активность, устраняет замкнутость, утомляемость.

В процессе певческой деятельности успешно  решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Занятия вокалом, как форма продуктивной деятельности - необходимое средство для построения целостной гармоничной личности.

               1.2 Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность  объясняется тем, что в программе главными способами развития  и социализации воспитанников является:

- включение их в совместную творческую деятельность;

- создание условия для реализации возрастных особенностей,

индивидуальных потребностей;

- развитие личной мотивации к познанию себя, своих потребностей;

- помощь в пробуждении внутренней активности, овладении способами удовлетворения мотивации, т.е. приобретение и развитие навыков, творческого потенциала;

- предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения  воспитаннику;

- решение оздоровительно-коррекционных задач  (соматическая стабилизация, коррекция психоэмоционального состояния).

При организации образовательного процесса эти способы  действенны именно для детей, находящихся в учреждениях господдержки.

                                   

                              1.3 Цели и задачи программы.

Цель программы – развитие вокальных способностей, творческой индивидуальности и личностных качеств воспитанника,

создание условий для облегчения прохождения ребёнком процесса социальной адаптации средствами вокального искусства.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

Обучающие:

- обучение певческим навыкам (певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);

- обучение технике вокального исполнительства (дыхание, дикция, артикуляция);

- обучение вокально-техническим приёмам;

- обучение навыкам художественной выразительности исполнения;

- обучение технике раскрытия художественного содержания произведения (фразировка, нюансы, агогика);

- обучение навыкам сценического движения;

- обучение работе с усилительной техникой, фонограммой и микрофоном.

Развивающие:

- развитие  вокальных способностей обучающихся (музыкального слуха, памяти, чувства ритма);

- развитие творческой фантазии, воображения;

- развитие артистичности,  пластичности, выразительности и  свободы   исполнения;

- развитие художественного вкуса, музыкального мышления;

- развитие интереса к вокальному исполнительству;

- развитие артистической смелости, умения держаться на сцене;

- развитие творческой активности;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- развитие потребности в укреплении психического и физического здоровья.

Воспитательные:

- воспитание художественного и эстетического вкуса;

- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля;

- воспитание трудолюбия, целеустремлённости;

- воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;

- воспитание потребности  творческого самовыражения;

- воспитание активной жизненной позиции;

- формирование  личности, способной реализовать себя в социуме;

- воспитание человека культуры – личности свободной, творческой, здоровой, нравственной.

Образовательная программа “Эстрадное пение” предназначена для воспитанников  учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассчитана на трехлетний курс обучения детей в возрасте от 7 до 18 лет.

Программа рассчитана на детей, не имеющих музыкальной подготовки. Условиями отбора детей  являются:

-  желание заниматься эстрадным пением;

- наличие удовлетворительных вокальных данных и здорового голосового аппарата.

           1.4 Организация образовательного процесса.

Форма организации  работы - индивидуальная, а так же  небольшими группами, дуэтами, трио.

Срок реализации программы - 3 года.

Количество учебных часов:

1-3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; в год – 144 ч.

Основная форма организации учебного процесса - занятие.

В образовательном процессе применяются следующие типы занятий:

- вводное занятие;

- по формированию знаний, умений, навыков;

- занятие по контролю знаний, умений, навыков;

- комбинированные формы занятий;

- концерт.

Занятия  включают в себя организационную, теоретическую, практическую

и воспитательную работу.

План занятия:

- организационный момент;

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- теоретическая часть;

- работа над вокальным материалом;

- анализ;

- беседа.

1.5 Прогнозируемые результаты, виды контроля, итоги реализации  программы, методики их оценки.

Ожидаемый результат освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся.

Предполагается, что в конце 3-х лет обучения обучающиеся должны:

- правильно пользоваться певческим дыханием;

- петь  в соответствии с характером произведения;

- владеть навыками правильного звукообразования;

- владеть чёткой дикцией;

- передавать в пении образное содержание произведения, его характер;

- владеть навыками двухголосного пения;

- обладать артистичностью;

- знать средства музыкальной выразительности и применять их на практике;

- уметь держаться на сцене;

- овладеть навыком пения с сопровождением, без сопровождения, с    микрофоном и фонограммой «минус»;

- знать правила охраны голоса;

- иметь развитый вокальный слух;

- испытывать потребность к певческой деятельности;

- уметь правильно организовать свой досуг;

- иметь мотивацию к продолжению вокального обучения и применению знаний и  умений в дальнейшей жизни;

- принимать участие в конкурсах, фестивалях, концертах и других мероприятиях в   рамках учреждения и минимум на городском уровне.

- сформировать установку на здоровье, расширить представления о здоровом образе жизни, способах самооздоровления и психорегуляции.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. - начальный контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (январь);

- итоговый контроль (май);

Конролируются :

- знания, умения, навыки по эстрадному вокалу;

- уровень и качество участия в  мероприятиях, концертах, конкурсах;

- мастерство, культура и техника вокального исполнения;

- степень самостоятельности;

- уровень творческих способностей;

- уровень воспитанности обучающегося.

При поступлении  проводится входная диагностика способностей, таких как слух,  ритм, тип дыхания, диапазон певческого голоса, интонирование, музыкальная отзывчивость, эмоциональность, интересы, мотивация к обучению, поведение, темперамент.

«Входная диагностика при поступлении в студию» (См. Приложение №1),

Дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов прослушивания.

Начальный контроль проводится в форме  «Аукциона знаний» - смотр знаний, умений и навыков. Проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей.

«Тест «Диагностика музыкальных способностей и степени восприятия музыкальной культуры».

 (См. Приложение №2)

Текущий контроль - в течение года текущий контроль осуществляется  наблюдением педагога в ходе занятий, анализом выполнения заданий, оценкой успеваемости в журнале.

«Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчаров)

(См. Приложение №4)

«Анкета выявления уровня мотивации к знаниям» (См. Приложение№5)

«Анкета исследования по вопросу организации разумного досуга»

(См. Приложение №6)

«Анкета «Учитель глазами ученика» (См. Приложение №9)

Промежуточный контроль - анализ выступления на академическом концерте-экзамене.

Диагностика отслеживания пробелов в базе знаний, умений и мотивации в обучении  «Творческая книжка» И.П. Волков(См. Приложение №3)

Итоговый контроль – анализ выступления на годовом концерте, анализ результативности и качества способностей

«Таблица результативности и качества развития музыкальных способностей воспитанников» (См. Приложение №7)

«Таблица оценки результативности развития способностей»

(См. Приложение №8)

Воспитанность - это согласованность знаний, убеждений и поведения. Это способность воспитанника к дальнейшему личностному росту, восприимчивость к воспитанию.

Контроль уровня воспитанности

«Таблица оценки уровня воспитанности обучающегося»

 (См. Приложение №10)

Подведение итогов реализации образовательной программы – отчетный концерт воспитанника.

Предполагается:

К концу первого года обучения воспитанник:

*будет соблюдать певческую установку;

* будет знать элементы правильного дыхания;

* стремиться петь не напрягаясь, легко, мягко;

* по возможности чисто интонировать;

* будет понимать замысел исполняемых произведений;

* будет знать о сценической культуре исполнителя;

*будет знать основные особенности пения под фонограмму «-1»;

* получит навыки  о гигиене певческого голоса;

К концу второго года обучения воспитанник:

* будет соблюдать певческую установку;

* будет петь чисто  в унисон с сопровождением и под фонограмму;

* формировать гласные и  правильно произносить согласные звуки;

* сумеет оценить своё и товарища выступление;

* будет принимать активное участие во всех концертах и мероприятиях;

* будет уметь держаться на сцене.

К концу третьего года обучения воспитанник:

*  будет петь чисто и слаженно сольно, и в ансамбле, с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;

* сумеет овладеть навыками вокальной техники;

* сумеет развить  гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;

* будет знать и применять на практике средства музыкальной выразительности;

* научится исполнять вокальные произведения эмоционально;

*  будет уметь делать исполнительский анализ;

*  будет принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии, в концертной деятельности, в конкурсах;

* будет уметь правильно вести себя до выхода на сцену и во время концерта;

* станет обладать артистической  непосредственностью;

* сумеет применять знания, умения и навыки в жизни.

                                   II. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план включает в себя такие разделы тем и видов деятельности, которые в определенной системе и последовательности формируют систему знаний и навыков.

                      1.1 Учебно-тематический план 1 года обучения.

Примечание: количество теоретических и практических часов может варьироваться в зависимости от  подготовленности обучающихся.

п/п

Название темы /раздела/

Теория

Практика

Всего

1.

Входная диагностика

(прослушивание)

8

8

2.

Певческая установка

4

14

18

3.

Работа над артикуляцией, дикцией

6

16

22

4.

Работа над дыханием

2

16

18

5.

Работа с микрофоном и фонограммой «-1»

4

8

12

6.

Формирование исполнительских навыков

6

16

22

7.

Сценическое мастерство

2

10

12

8.

Воспитательно-познавательные мероприятия

12

12

9.

Концертная деятельность

12

12

10.

Итоговые мероприятия

8

8

                                                          Итого:       24 час.           120 час.       144 час.

                             1.2 Учебно-тематический план 2 года обучения.

№ п/п

Название темы/раздела/

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное мероприятие

2

2

2.

Работа над дыханием

2

20

22

3.

Работа над артикуляцией, дикцией

6

20

26

4.

Сценическое мастерство

2

16

18

5.

Работа над двухголосием.

16

16

Формирование исполнительских навыков

6

22

28

7.

Воспитательно-познавательные мероприятия

12

12

8.

Концертная деятельность

12

12

9.

Итоговые мероприятия

8

8

                                              Итого:                    18                126                144

                                     1.3 Учебно-тематический план 3 года обучения.

№ п/п

Название темы/раздела/

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное мероприятие

2

2

2.

Работа над дыханием

2

20

22

3.

Работа над артикуляцией, дикцией

4

20

24

4.

Сценическое мастерство

4

18

22

5.

Работа над двухголосием.

16

16

Формирование исполнительских навыков

6

20

26

7.

Воспитательно-познавательные мероприятия

12

12

8.

Концертная деятельность

12

12

9.

Итоговые мероприятия

8

8

                                              Итого:                    18                126                 144

                         III. Содержание программы.

При обучении пению необходима реализация основного принципа - принципа единства  художественного и вокально-технического развития ребёнка. Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки. Больше внимания уделяется  освоению практических навыков (постановка голоса, развитее слуха, ритма, формирование исполнительских навыков, сценическое искусство).

В работе с воспитанникам детского дома важными являются воспитательно – познавательные мероприятия. При их проведении решаются  задачи содействия  в овладении умениями и навыками организации социально значимой деятельности, развития  творческих и иных способностей, ключевых умений, лучших человеческих качеств.

Особое место уделяется концертной деятельности. В учреждении регулярно проходят праздники и концерты, где задействованы обучающиеся.

                                       

                                   1.1 Первый год обучения.

1. Входная диагностика (прослушивание).

Входная диагностика способностей, таких как слух,  ритм, тип дыхания, диапазон певческого голоса, интонирование, музыкальная отзывчивость, эмоциональность, интересы, мотивация к обучению, поведение, темперамент.

2.Певческая установка

Для того чтобы начинающий исполнитель установил для себя наиболее естественное, удобное и результативное исходное положение  всего голосового аппарата при исполнении требуется правильная певческая установка. Правильная певческая установка дает свободу мимике и жесту, активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.

Работа над певческой установкой ведется в процессе всего курса обучения пению. Навыки сохранения певческой установки усваиваются детьми постепенно и требуют постоянного внимания.

Теория. Темы

1.О певческой установке. Положение корпуса, головы. Певческая установка при положении стоя. Певческая установка при положении сидя. Певческая опора. Формирование звуков верхнего регистра. Настроенность на внутреннее состояние.

Практика. Темы

1.Работа над репертуаром пользуясь правильной  певческой установкой.

3.Работа над артикуляцией и  дикцией. 

 Обращенное к аудитории в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным. Работа органов речи при образовании звуков и степени произношения и есть артикуляция.  Дикция, напрямую связана с артикуляцией. Ясность и разборчивость произнесения текста способствует раскрытию музыкального образа и является средством донесения текстового содержания произведения. В связи с тем, что в детский дом всё чаще поступают дети с нарушениями и расстройствами речи, работа над дикцией и артикуляцией становится очень актуальной.

Артикуляция.

Теория. Темы.

1.Артикуляция – работа органов речи для создания звука.

2.Знакомство с артикуляционным аппаратом.

3.Естественность и активность голосового аппарата.

Практика. Темы.

1.Пение и произнесение скороговорок. (См.Приложение №11)

2.Упражнения для артикуляционного аппарата.(См. Приложение №12,13)

3.Прослушивание записей исполнителей.

Дикция.

Теория.Темы.

1.Важность развития дикции и грамотной речи.

2.Чистая дикция – успешное выступление.

3.Организация слов ритмически и звуковысотно.

Практика. Темы.

4.Речевые упражнения. (См. Приложение №14)

5.Работа  репертуаром.

4.Работа над дыханием.

Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. От него зависит качество, сила, красота и продолжительность звука.

Теория. Темы.

1.О роли дыхания.

2.Устройство голосового аппарата.

3.Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

4.Элементы правильного дыхания.

Практика. Темы.

1.Дыхательная гимнастика (См.Приложение №15)

2.Вокально-дыхательные упражнения (См.Приложение №16,17)

3.Работа с репертуаром пользуясь правильным дыханием.

5. Работа с микрофоном и фонограммой «-1».

 

Работа с микрофоном

Эстрадный вокал подразумевает пение в микрофон и чтобы использовать все его возможности вокалист должен владеть техникой работы с микрофоном, знать все плюсы и минусы данного прибора. Неумение работать с микрофоном, способно свести на нет прекрасную вокальную технику. 

Теория. Темы.
1.Звуковое оборудование и техника работы с микрофоном:

- включение;

- умение правильно держать;

- тембр звука; 

- подача звука, звуковой баланс.

Практика. Темы.

1.Репетиционные занятия по освоению техники работы с микрофоном.

2.Работа над репертуаром с использованием микрофона.

Работа с фонограммой «-1»  

Работа с фонограммой доступна учащимся самой различной подготовки, она вызывает у детей живой интерес  к исполнению, снимает зажатость, страх публичных выступлений, повышает качество занятий и придает им более организованный и целенаправленный характер.

Фонограмма представляет собой запись на носитель специально отобранного и обработанного в соответствии с задачами учебного процесса музыкального материала.

Теория. Темы.

1.Что такое фонограмма, возможности фонограммы.
2.Основные особенности работы с фонограммой «-1».

3.Слуховай анализ.

4.Понятие «аранжировка»

Практика. Темы.

1.Отработка навыков пения под фонограмму «-1»

2.Работа над репертуаром (фонограмма « -1»)


6.Формирование исполнительских навыков.

      Исполнительская деятельность служит познанию искусства, а через него познанию действительности, жизни, культуры.
Это возможность для  самовыражения, так как исполнительство воздействует на  мысли, совершенствует и развивает  чувства, помогает воспитаннику утверждать себя как личность. Это потребность в самообразовании и совершенствовании своего мастерства. И важность в том, что передаёт он мысли и чувства  для других.

    Исполнителя  можно назвать соавтором произведения. Образы, созданные композитором в исполнительском воплощении, приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивидуальностью.

Теория. Темы.

1.Анализ текста и его содержания.

2.Творческий замысел произведения.

Практика. Темы.

3.Работа над репертуаром (правильное прочтение текста, главная мысль песни, образы и замыслы авторов)

4.Репетиции перед выступлением.

7.Сценическое мастерство.

     Основы сценического мастерства - создание подлинно правдивого музыкально-сценического образа, проявление себя через движение, голос, раскрытие собственной творческой индивидуальности.

     Системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей способствует формированию у воспитанника чуткого, тонкого, эмоционально-художественного восприятия сценического действия учебного и концертного репертуара. 

Теория. Темы.

1.Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства

2.Сценическая культура исполнителя.

3.Сценическое пространство.

4.Преодоление зажима.

5.Сочетание жестов и движений музыке и тексту.

6.Мимика (выражение лица, улыбка).

Практика. Темы.

1.Сюжетн-ролевые игры.

2.Игры на развитие внимания.

3.Игры на развитие сценической свободы.

4.Игры на координацию движений.

5.Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.

                      8. Воспитательно-познавательные мероприятия.

 

Воспитательное мероприятие способствует организации досуга воспитанников, способствует формированию нравственной, правовой, эстетической и социальной культуры. Оно помогает в овладении умениями и  навыками организации социально-значимой деятельности, развитию творческих и других способностей, ключевых умений, лучших человеческих качеств.

 План концертных и  воспитательных мероприятий (См.Приложение №20 )

                                  9.Концертная деятельность.

 

В концертной деятельности реализуются социальные аспекты воспитания. Общение с публикой  воспитывает  способность к эмоциональному сопереживанию, ощущение общности, духовной близости с окружающими людьми. Концертные выступления способствуют формированию у учащихся исполнительских навыков, возможность проявить артистические качества, эстрадную выдержку. Для педагога это возможность проследить за развитием ученика.  Для воспитанников учреждений господдержки это  признание себя как личности,  как индивида, как полноценного члена общества.

План концертных и воспитательных мероприятий (См.Приложение №20 )


                                         

                                   1.2 Второй год обучения.

1.Вводное занятие.

1.Правила поведения на занятиях.

2.Гигиена голоса.

3.Повторение пройденного материала.

2.Работа над дыханием.

Продолжается работа над изучением навыков правильного дыхания и освоением вокального репертуара

Теория. Темы.

1.Типы певческого дыхания.

2.О сбережении дыхания.

3.Координация дыхания и звукообразования.

Практика. Темы.

1.Дыхательная гимнастика (См.Приложение №15)

2.Вокально-дыхательные упражнения (См. Приложение №16,17)

3.Работа с репертуаром с  использованием правильного дыхания.

3.Работа над артикуляцией и  дикцией. 

Продолжается работа над приёмами образования и произношения звуков.

Теория Темы.

 1.Звуковедение:

- формирование певческих гласных.

- произношение согласных.

2.Три стадии певческого дыхания – вдыхание, задержка, выдыхание.

3.Соблюдение правильных ударений.

4.Основная смысловая нагрузка в словах.

Практика. Темы.

1.Пение и произнесение скороговорок.(См. Приложение №11)

2.Упражнения для артикуляционного аппарата .(См. Приложение №12,13)

3.Прослушивание записей исполнителей.

4.Речевые упражнения (См. Приложение №14)

5.Работа  над репертуаром с применением полученных навыков.

4.Сценическое мастерство.

Продолжается работа над основами сценического мастерства.

Теория. Темы.

1.Эстетичность и сценическая культура.

2.Преодоление волнения на сцене.

3.Развитие чувства стиля.

4.Мимика (выражение лица, улыбка).

Практика. Темы.

1.Сюжетн-ролевые игры.

2.Игры на развитие внимания.

3.Игры на развитие сценической свободы.

4.Игры на координацию движений.

5.Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.

5. Работа над двухголосием. 

Главной задачей в  работе над двухголосием является воспитание в детях сознательного отношения к двухголосному пению, привития навыка слушать и слышать друг друга, различать и воспринимать две мелодические линии как части художественного целого.

Практика.Темы.

1.Освоение двухголосных попевок.

2.Освоение приёма пения каноном.

3.Разучивание песенного материала.

6.Формирование исполнительских навыков.

Продолжается работа по подготовке исполнителя-вокалиста.

Теория. Темы.

1.Интонация.

2.Качество звучания (разнообразие звуковых красок, напевность)

«Упражнения на концентрацию звука»

(См. Приложение №18)

«Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра»

(См. Приложение №19)

Практика. Темы.

1.Работа над репертуаром с правильным интонированием.

3.Репетиции перед выступлением.

                       7. Воспитательно-познавательные мероприятия.

План концертных и воспитательных мероприятий. (См. Приложение № 20) 

                                      8.Концертная деятельность.

План концертных и воспитательных мероприятий. (См. Приложение № 20) 

                                          1.3  Третий год обучения

1.Вводное занятие. 

1.Правила поведения на занятиях.

2.Гигиена голоса.

3.Повторение пройденного материала.

2.Работа над дыханием.

 Продолжается работа над изучением навыков правильного дыхания и освоением вокального репертуара

Теория. Темы.

1.Элементы правильного дыхания.

2.Дыхательная установка.

3.Опора звука на дыхании.

Практика. Темы.

1.Дыхательная гимнастика (См. Приложение №15)

2.Вокально-дыхательные упражнения (См. Приложение №16,17)

3.Работа с репертуаром с  использованием правильного дыхания.

2.Работа над артикуляцией, дикцией.

Продолжается работа по совершенствованию навыков формирования и произношения звуков.

Теория. Темы.

1.Соблюдение правильных ударений.

4.Основная смысловая нагрузка в словах.

Практика. Темы.

1.Пение и произнесение скороговорок. (См. Приложение №11  )

2.Упражнения для артикуляционного аппарата. (См. Приложение № 12,13)

3.Прослушивание записей исполнителей.

4.Речевые упражнения. (См. Приложение №14)

5.Работа  над репертуаром с применением полученных навыков.

                                   4. Сценическое мастерство.

Продолжение работы по овладению сценическим мастерством.

Теория. Темы.

1 Сценическая импровизация.

2.Поиск собственного сценического образа.

Практика. Темы.

1.Практика развития сценической свободы.

2.Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.

3.Подготовка сценических номеров.

4.Создание собственного сценического стиля.

                                5.Работа над двухголосием.

Продолжение практической работы по овладению навыками двухголосного пения.

Практика.

1.Разучивание песенного материала:

- знакомство со звучанием разных партий;

- определение движения мелодии в партиях;

- разучивание партий;

- пение разных партий с преподавателем;

- разучивание по фразам;

- соединение партий.

              6. Формирование исполнительских навыков.

Продолжается работа по подготовке исполнителя-вокалиста.

Теория. Темы.

1.Динамика звука.

2.Фразировка.

Практика. Темы.

1.Освоение нюансов.

2.Освоение темпо-ритма.

3.Работа над репертуаром.

4.Репетиции перед выступлением.

                     7. Воспитательно-познавательные мероприятия.

План концертных и воспитательных мероприятий. (См. Приложение №20)

                         8. Концертная деятельность.

  План концертных и воспитательных мероприятий. (См. Приложение № 20) 

                                   

                 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательная деятельность направлена на формирование  следующих предметных компетенций:

Параметры

Виды деятельности. Формы работы

Диагностика

Техническая

Слушание и обсуждение предлагаемых музыкальных произведений.

Выполнение дыхательных, артикуляционных, ритмических упражнений.

Творческие задания.

Эмоциональное проговаривание текста.

Сценические движения.

Навыки работы с микрофоном, фонограммой- минус

Педагогическое наблюдение.

Текущий контроль.

Аналитическая

Сравнительный анализ исполнения мелодии.

Определение характера музыки.

Обсуждение, разбор смыслового содержания текста.

Опрос на определение степени понимания  смыслового значения текста, характера, темпа.

Педагогическое наблюдение.

Культорологическая

Изучение музыкальных терминов.

Знакомство с вокальными эстрадными жанрами.

Формирование  духовных потребностей.

Педагогическое наблюдение.

                  Ключевые компетенции, осваиваемые воспитанниками.

Параметры

Виды деятельности. Формы работы.

Диагностика

Коммуникативная

Беседы на различные темы.

Совместная творческая деятельность.

Выполнение заданий путем самостоятельной организации творческой деятельности.

Применение активных методов обучения.

Навыки взаимодействия, делового общения.

Педагогическое  наблюдение

Креативная

Организация самостоятельной работы воспитанников с информационными ресурсами;

Организация и проведение творческих отчётных концертов, праздников.

Творческие импровизационные задания.

Педагогическое наблюдение

Текущий и индивидуальный контроль.

Здоровьесберегающая

Беседы о вредных привычках, о гигиене голоса.

Ознакомление воспитанников с нормами и правилами по технике безопасности.

Организация активного  досуга воспитанников. Проведение бесед по профилактике негативных явлений в подростковой среде.

 

Педагогическое наблюдение

Социальная

Участие в подготовке и проведении мероприятий.

Выполнение правил внутреннего распорядка.

Участие в концертах, конкурсах, различных мероприятиях.

Максимальное приближение предмета деятельности к социуму.

Педагогическое наблюдение.

Текущий и индивидуальный контроль.

Эмоционально-ценностная

Изучение и исполнение эмоциональных по настроению и тексту песен.

Ритмическое сопровождение музыкальных произведений.

Творческое перевоплощение в музыкальные образы.

Удовлетворенность публичным  выступлением.

Педагогическое наблюдение.

Рефлексивная

Анализ предложенного музыкального произведения.

Оценка собственного выступления.

Создание собственных текстов и мелодий.

Педагогическое наблюдение.

Принципы, определяющие общую организацию, содержание, формы и методы работы:

- принцип гуманистической направленности;

- принцип природосообразности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип индивидуального подхода.

Применяемые в процессе обучения методы:

        - активизации (обучение действием, инсценировка);

        -стимулирования и мотивации (создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания);

-творческой коммуникации (совместная творческая деятельность, обсуждение);

-познавательной деятельности (словесный, практический, наглядный);

Программа по эстрадному вокалу является здоровьесберегающей, так как в ней предусмотрены  условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, психического и физического здоровья воспитанников.

Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

Дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться.

Во время пения уравновешиваются психофизические процессы в организме, развивается способность противостоять стрессам.

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Дыхательная гимнастика эффективна при заболеваниях дыхательной системы,  при различных сердечно-сосудистых проблемах, вегето-сосудистой дистонии. Упражнения на дыхание улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение.

В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка формирует хорошую осанку. 

Занятия вокалом способствуют профилактике психических расстройств (неврозов, фобий, депрессий).

Воспитательный компонент  программы.

«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая». К.Д. Ушинский.

 Воспитательными задачами являются:

- оптимизация эмоционально-личностного потенциала;

- музыкально-педагогическая коррекция деятельности и поведения воспитанников;

 -формирование хорошего музыкального вкуса;

- создание условий для творческого самовыражения и личностного развития.

На занятии создаётся атмосфера сотрудничества и радости, самовыражения и самореализации.

Проводятся беседы и дискуссии, чтобы пробудить желание высказаться о содержании музыкального произведения, нравственных аспектах, заложенных в нём.

Значительное место уделяется импровизации - самой доступной форме продуктивного самовыражения детей, ведущей к раскрепощению личности.

В процессе проведения игр развивается самостоятельность музыкального мышления, способность к оценке, критике, выводам и умению обосновать своё мнение.

Важная роль принадлежит совместным переживаниям в ходе концертов, конкурсов, различных учебно-познавательных мероприятий.

 

                          V. Материально-техническое обеспечение:

* наличие специального кабинета (кабинет музыки);

* наличие репетиционного зала (сцена);

* синтезатор;

 * усилитель;

* микшерский пульт;

* микрофоны;

* компьютер с программами обработки звука (Adobe Audition, Cakewalk Pro Audio, Time Factory, Audiograbber и др.)

* магнитофон, СД-проигрыватель, видеомагнитофон;

* костюмы;

*зеркало;

* шумовые инструменты (бубен, маракасы, коробочка, трещотки, колокольчик).

                                 

                              VI. Дидактический материал:

* записи фонограмм в режиме «+» и «-»;

* нотный материал, подборка репертуара;

* записи аудио, видео, формат CD, MP3, DVD;

* раздаточный материал;

* дидактические карточки.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

«Хоровое пение – путь к оздоровлению» (многофункциональный комплекс дыхательных образовательно - оздоровительных упражнений)

В основе проекта - описание многофункционального комплекса образовательно-оздоровительных упражнений, которые применяются автором-разрабодчиком при работе с хором в течение 30 лет, из них 9 лет с Хоро...

Авторская образовательная программа "Эстрадное сольное пение"

Новизна программы состоит:§применение здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии;§в возможности сочетания традиционных и инновационных методов обучения, воспитания и развития детей;в предс...

Дополнительная образовательная программа "Хоровое пение" (год создания 2008 г.)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-18 лет....

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...