рабочая программа по музыке 6-9 классы
рабочая программа по музыке на тему

Поливцева Ольга Юрьевна

рабочая программа по музыке 6-9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6-9_klass.docx40.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

        

Рабочая программа по музыке

 на 2015-2016 учебный год

6-9  классы

Разработчик программы:

учитель музыки,

Поливцева Ольга Юрьевна.

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Использовались нормативные документы:

- Примерные образовательные программы для общеобразовательной школы;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

Направленность программы: основная общеобразовательная.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Рабочая программа  по музыке 6-9 классы составлено на основе авторской программы  В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Москва, Дрофа, 2009.

Тематическое планирование по музыке рассчитано на 1 час в неделю в 6-9 классах, что составляет 35 учебных часов за учебный год.

Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

6 класс

Содержание рабочей программы:

       6 класс – «В чем сила музыки»;

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

1. Слушание музыки;

2. Творческие задания;

3. Хоровое пение.

4.Игра на детских музыкальных инструментах.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса:

-  умение определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

-  умение отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

-  умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом).

Учащиеся должны знать:

- в чём состоит сила музыки;

- главные выразительные средства музыки;

- взаимодействие между музыкой и другими видами искусства;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых из учебника для 6 класса;

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- викторина;

- тест;

- хоровое пение;

7 класс

Содержание рабочей программы:

7 класс – «Содержание и форма в музыке».

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

1. Слушание музыки;

2. Выполнение проблемно-творческих заданий;

3. Хоровое пение.

4. Дидактические игры.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса.

Учащиеся должны знать:

- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- развитие музыкального образа;

- музыкальные формы;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- тест;

-кроссворд;

- викторина;

8 класс

Содержание рабочей программы:

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

1. Слушание музыки;

2. Выполнение проблемно-творческих заданий;

3. Дидактические игры.

4. Музыкально – ритмическая деятельность.

       Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

  1. иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
  2. определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
  3. знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
  4. размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  5. давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  6. исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  7. использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания.
  8.  использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение музыкальному искусству в 8 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

9 класс.

        Содержание рабочей программы:

В  9 классе в соответствии с предложенной программой главная тема года – «Музыка как часть духовной культуры». Она раскрывается в трёх основных разделах: «Что такое «музыка сегодня»?», «Человек в музыке», «Новые музыкальные взаимодействия». Содержание углубляется за счёт привлечения широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие  и углубление таких тем, как «О понятии «современная музыка», «Почему и как меняется музыка», «О неизменном в музыке», «Музыкальная среда», «Какая музыка нам нужна», «Новая» жизнь «старой» музыки», «Современное композиторское творчество», «Виды музыки в современном мире», «Искусство – это твой собственный голос», «Музыка и музицирование», «О любительской музыке», «Авторская песня», «Рок-музыка», «О разности вкусов», «О музыке «лёгкой» и «серьёзной», «Стилевые взаимодействия», «Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище», «Музыка за пределами сцены», «Музыка – целый мир».

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- понимать роль музыки в жизни человека;

- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

- оценивать произведения разных направлений  музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- совершенствовать умения и навыки самообразования

- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов - исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки

( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно-симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,

- понимать роль музыки в жизни человека;

- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- тест;

- хоровое пение;

Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе.

Автор Т.И. Науменко (35ч).

Дата планир

Дата фактич

Тема урока

Страница учебника

02.09.

1

«Музыка души»

3

«Тысяча миров музыки» (7ч)

09.09

2

Наш вечный спутник

9

16.09

3

Искусство и фантазия

23.09

4

Искусство – память человечества

30.09

5

Какой бывает музыка

23

07.10

6

Волшебная сила музыки

14.10

7

Музыка объединяет людей

21.10

8

Музыка объединяет людей

28.10

9

Урок-концерт

11.11

10

Единство музыкального произведения (1ч)

32

Ритм (6ч)

18.11

25.11

11

В начале был ритм

37

02.12

12

О чем рассказывает музыкальный ритм

09.12

13

О чем рассказывает музыкальный ритм

16.12

14

Диалог метра и ритма

23.12

15

От адажио к престо

30.12

16

От адажио к престо

Мелодия(3)

17

Мелодия – душа музыки

59

18

Мелодией одной звучит печаль и радость

19

Мелодия угадывает нас самих

Гармония (4)

20

Что такое гармония в музыке

73

21

Два начала гармонии

22

Эмоциональный мир гармонии

23

Красочность музыкальной гармонии

Полифония(2)

24

Мир образов полифонической музыки

93

25

Философия фуги

Фактура (2)

26

Какой бывает музыкальная фактура

105

27

Пространство фактуры

Тембры(2)

28

Тембры- музыкальные краски

117

29

Соло и тутти

Динамика (2ч)

30

Громкость и тишина в музыке

129

31

Тонкая палитра оттенков

Чудесная тайна музыки (2ч)

32

По законам красоты

129

33

По законам красоты

34

В чем сила музыки (1ч). Урок-концерт

153

35

Обобщающий урок года. Итоговая творческая работа

Тематическое планирование уроков музыки в 7 классе.

Автор Т.И. Науменко (35ч).

Раздел

Дата

План.

Дата фактич

Тема урока

Страница учебника

01.09.

1        

«Магическая единственность» музыкального произведения

08.09

2

Музыку трудно объяснить словами

15.09

3

Что такое музыкальное содержание

22.09

4

Что такое музыкальное содержание

Каким бывает музыкальное содержание (5ч)

29.09

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

06.10

6

Ноябрьский образ  в пьесе П. Чайковского

13.10

7

Восточная партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

20.10

8

Когда музыка не нуждается в словах

27.10

9

Урок-концерт

Музыкальный образ (3)

10.11

10

Лирические образы

17.11

11

Драматические образы

24.11

12

Эпические образы в музыке

О чем рассказывает музыкальный жанр (4)

01.12

13

Память жанра

08.12

14

Такие разные песни, танцы, марши

15.12

15

Такие разные песни, танцы, марши

22.12

16

Такие разные песни, танцы, марши

Что такое музыкальная форма (3)

17

Сюжеты и герои музыкальной формы

18

Художественная форма- это ставшее зримым содержание

19

От целого к деталям

Музыкальная композиция(8)

20

Какой бывает музыкальная композиция

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

22

Напевы (двухчастная форма)

23

Трехчастность в музыкальных произведениях

24

Многомерность образа в форме рондо

25

Многомерность образа в форме рондо

26

Образ ВОВ

27

Урок-концерт

Музыкальная драматургия (7ч)

28

Музыка в развитии

29

Музыкальный порыв

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

31

Диалог искусств

32

Диалог искусств

33

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

34

Обобщение, повторение. Урок-концерт

35

Здравствуй,лето! Итоговая творческая работа

Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе.

Автор Т.И. Науменко (35ч).

Раздел

Дата

План.

Дата фактич

Тема урока

Страница учебника

Традиции в музыке (3)

1        

Музыка старая и новая

2

Настоящая музыка не бывает старой

3

Живая сила традиции

Вечные темы в музыке(6)

4

Искусство начинается с мифа

5

Мир сказочной мифологии опера «Снегурочка»

6

Языческая Русь в Весне Священной

7

Природа в музыке как вечная тема

8

Благословляю, Вас, леса…

9

Заключительный урок

Мир человеческих чувств(10)

10

Образы радости в музыке

11

Мелодией одной звучит печаль и радость

12

Слезы людские, о слезы людские

13

Бессмертные звуки лунной сонаты

14

Тема любви в музыке Чайковского

15

В крови горит огонь желанья

16

Трагедия любви в музыке

17

Л.В.Бетховен. увертюра Эгмонт

18

Мотивы, пути и дороги в русском искусстве

19

Мир духовной музыки

В поисках истины и красоты(4)

20

Колокольный звон на Руси

21

Рождественская звезда

22

От рождества до крещения

23

Светлый праздник

Современный стиль музыки

(11часов)

24

Как мы понимаем современность

25

Вечные сюжеты

26

Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана.

27

Джазовая и эстрадная музыка.

28

Джазовая и эстрадная музыка.

29

Лирические страницы советской музыки

30

Диалог времен в музыке А.Шнитке

31

«Любовь никогда не перестанет»

32

«Музыка всегда остается»

33

«Музыка всегда остается»

34

«Музыка всегда остается»

35

Обобщающий урок года.Итоговая творческая работа.

Тематическое планирование уроков музыки в 9 классе.

Автор Т.И. Науменко (35ч).

Раздел программы

Тема урока

Дата

планир.

Дата

фактич.

Основные понятия

Термины

Словарная работа

Произведения искусства, музыкальный материал

1

Что такое «музыка сегодня»?

Слушательская аудитория, джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп, музыкальная сфера, направления, стили, жанры

Примеры современной музыки разных направлений.

2

О понятии «современная музыка»

Современная музыка, музыка классическая, молодёжные направления

Г.Канчели «Симфония № 6. I часть» (фрагмент), Г.Климт «Музыка»

3

Почему меняется музыка?

Смысл, ностальгия, традиция, неустойчивая гармония

Е.Куманьков «У Сивцева Вражка», «Петровские ворота», «Последние дни. Гнездниковский переулок», В Семёнов «Шарманщик», Г Свиридов «По-осеннему кычет сова…» из поэмы «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на стихи С.Есенина

4

Как меняется музыка

Музыка старинная и современная, переживания, академическая музыка, дух эпохи, эволюция, духовная атмосфера

Б.Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром. I часть» (фрагмент), М.Тиме-Блок «Городской пейзаж с луной»

5

О неизменном в музыке

Содержание, композиция, особенности формы, человеческие мысли и чувства, художественное воздействие, подлинное эстетическое переживание

К.Богаевский «Радуга», И.Шишкин «Нижний Новгород. Печерский монастырь», В.Маковский «Варят варенье», Б.Чайковский «Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть» (фрагмент)

6

Сказочные истории Эдварда Грига

Песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, динамика, изменения, пьеса

 Отрывки из произведений Э.-Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», Х.-К.Андерсена «Снежная королева», А.Грина «Алые паруса», Г.Ибсена «Пер Гюнт», Э.Григ «В пещере горного короля»

7

Сольвейг

Мажор, минор

 Э.Григ «Песня Сольвейг»

8

Утро

Пробуждение, музыкальный образ

Э.Григ «Утро»

9

Музыкальные образы в пещере Горного короля

Ритмический рисунок, темп, динамика, регистр, надежда, вера, любовь

Э.Григ «Пер Гюнт»

10

Э.Григ «Пер Гюнт»

Викторина, мировая классика

Все пройденные произведения Э.Грига

11

Волшебная книга

Вступление, завязка, развитие, развязка

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»,

12

Всё растёт, всё изменяется

Интонация, музыкальные инструменты: маракас, бубен, барабан, тарелка, треугольник, дудочка, труба, оркестр

Оркестровая музыка

13

Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали

Скороговорка, дыхание, интонация

Попевки-скороговорки «Наш Полкан», «Ходит перепел»

14

Музыка живая

Дыхание, музыкальные фразы, движение

Музыкальные фразы – жизненные выражения

15

«Звуки человеческой речи делаются музыкой»

Воплощение, профессионал, музыкант, цикл

М.П.Мусоргский «Кот Матрос»

16

«Звуки человеческой речи делаются музыкой»

Опера, фрагмент, потешки, Борис Годунов

Детские песенки-потешки, фрагмент из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, эскиз с

17

Где родился, там и сгодился (Р.К.)

Роспись, колыбелька, сундучок, прялка

Русские народные мелодии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...