Развивающие технологии на уроках музыки
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Использование современных развивающих технологий способствует мотивации обучения на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развивающее обучение49.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                            Содержание

Титульный лист……………………………………………1

Введение……………………………………………………..2

Актуальность и новизна…………………………………..3

Цель и задачи………………………………………….........7

 Развивающие технологии на уроках музыки………….8

Методы педагогики искусства на уроках музыки…….11

Применение современных компьютерных

технологий в обучении…………………………………….15

Заключение………………………………………………….18

Список литературы………………………………………...19                                                  

 

                                               Введение

      Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.

 С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика.

 В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать как активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения,

 личности учителя

 личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Наиболее значимыми отличительными чертами ИКТ являются:

непрерывное и опережающее образование,

его фундаментальность,

 направленность на личностное ориентирование обучение

 развитие творческих способностей обучаемых, широкое и постоянное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.                                                                                                                                              

                                                        2.

                                         Актуальность и новизна

Музыка и компьютер вполне  совместимые вещи.

Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать. Изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.

                                                         

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование.

 В области образования имеют место процессы компьютеризации, информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения.

 Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию. 

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.

 С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика.

 В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Наиболее значимыми отличительными чертами ИКТ являются: непрерывное и опережающее образование,

его фундаментальность,

 направленность на личностное ориентирование обучение

 развитие творческих способностей обучаемых,

широкое и постоянное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

                                                                3.

В процессе использования ИКТ в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется информационная компетентность и учителя музыки, педагога-музыканта дополнительного образования – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

На современном уроке музыки все более значимыми становятся информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.

                                                             

Итак, тема моей работы является актуальной.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

  • технические средства: компьютерная техника и средства связи;
  • программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением компьютера преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

Методическими возможностями информационных технологий считают:

  • усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);
  • формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
  • развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);
  • формирование культуры учебной деятельности;
  • формирование информационной культуры;
  • экономию учебного времени.

Модернизация музыкального образования, повышение его качества, разработка и внедрение инновационных подходов и перспективных методов в практику обучения – задачи, стоящие перед каждой общеобразовательной школой. Педагогические цели использования информационных технологии в музыке

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.

                                                           4.

Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету)

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий необходимо: во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

 во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.). Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки - это применение Интернета.

Музыка и информационные технологии – совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использовать при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.

Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать).

Демонстрация материала выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.

                                                          5.

Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплексов «Музыка» которые могут быть выполнены в формате мультемидийных проектов.

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки. фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд – это портреты композиторов, исполнителей, и исполнительных коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки; нотная графика; фрагменты рукописей музыкальных произведений репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей; документальных и художественных фотографии.

Дикторский текст - комментирующий различные явления музыкальной культуры. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная, (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функции контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.Сегодня компьютер, аудио и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь, помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная демонстрация работ учеников.

                                                              6.

Наша жизнь немыслима без телевидения и Интернета. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и моими учениками к изучаемым темам, и использовании, CD, DVD, MP3 – дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок – опер.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыке. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества о

Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценку, интерпретацию и т.д.)

Использование ИКТ на уроках музыки бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией Цель использования таких форм – создать комфортное условие обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой.

Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.

Цель

1.Использования ИКТ для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках музыки;

2.Формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

3.Создать мультимедийное пособие на тему «Мой музыкальный мир», с использованием компьютерных музыкальных программ.

Задачи:

1.Определить направления использования ИКТ;

2.Расставить приоритеты в уровнях взаимодействия объективно – субъективных отношений при работе с материалами, создающимися с помощью компьютерных технологий на уроке;

3.Изучить материалы курсов «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», литературу и музыкальные компьютерные программы, соответствующие теме;

4.Подобрать материалы (аудио, видео, иллюстрации) по теме «Мой музыкальный мир»;

5.Создать презентацию.

6.Выработать навыки поиска информации о музыкальных явлениях с помощью различных источников информации (книги, словари, справочники, энциклопедии, журнальные и газетные публикации, Интернет, видеофильмы).

                                                             7.

                             Развивающие технологии на уроках музыки.                                

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления».

 Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит,

 чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе

. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам,

к родителям,

 к самому себе.

В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна.

 В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения.

Вот как я использую ситуацию успеха на своих уроках. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы.

                                   Для этого необходимы:

 -1. проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;

-2. активные усилия в ходе поисковых ситуаций;

-3. увлеченность и рост музыкальных способностей;

-4.острота слуховой наблюдательности;

-5. интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;

-6. осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;

-7. интерес к другим видам искусства.

                                                                8.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия,увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Все вышеперечисленное позволило мне включить информационно-коммуникативные технологии в преподавание музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения  позволяет добиваться хороших результатов. Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:

-1. индивидуальное развитие и самовоспитание;

-2. средство дополнительной мотивации к деятельности;

-3. новый вид наглядности;

-4. эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.

Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка.  Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий ( трехмерность,  анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. В своей работе я использую технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.

Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:

- 1.оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

-2. опора на познавательный интерес каждого ребенка;

-3. создание позитивной психологической атмосферы;

-4.. саморазвитие личности;

-5. личностная направленность.

                                                       9.

Значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих

технологий.

Это – ритмотерапия, арттерапия, эстетотерапия музыкального искусства для достижения комфортности душевного состояния учащихся,

снятия эмоциональных стрессов,

 гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

 А так же упражнения по системе Стрельниковой и Емельянова, без которых невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности.

 Условиями успешности обучения на уроках музыки являются;

 

1.проблематизация учебного материала,

2.познавательная активность учащихся,

3.связь обучения с жизнью,

4.организация обучения как деятельности.

                                                                                                                                 Ребенок творит ради радости.

 И эта радость есть особая сила, которая питает его.

 

Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует

 приобретению веры в себя,  

                               

уверенности в своих силах,

 

воспитывает творческую личность.

 Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками,

 быть постоянно в творческом поиске

                                                          10.

                        Методы педагогики искусства на уроках музыки

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.

Основной тезис педагогики музыкального образования: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности учащегося как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

 Организация собственной творческой практики детей, по мнению известных педагогов, - надёжный путь, к развитию восприятия искусства и общения учащихся его средствами.

Специфику данного вида работы со школьниками детально исследовал Б. В. Асафьев. Основной идеей его подхода является организация своеобразных музыкальных лабораторий в средних школах, ядром которых выступает вовлечение учащихся в творческие  коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли.

Школьники, работающие в этих коллективах, могут быть из разных классов, т. к. здесь важен не возраст, а, в первую очередь, степень музыкальных способностей, заинтересованность, энтузиазм и стремление к творчеству.

 Однако, организация таких коллективов в современных условиях средней школы часто представляет значительные трудности, связанные с позицией родителей учащихся, рассматривающих школьное образование с точки зрения пользы для будущей судьбы своих детей, а также с низким уровнем общей культуры и музыкальных пристрастий учащихся.

 Всё это ориентирует педагога-музыканта на выбор методов работы по организации музыкального творчества школьников в средней школе.

                               

         К таким методам Э. Б. Абдуллин и Е. В Николаева относят специальные методы эмоциональной драматургии (автор - Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова). Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством - все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества.

                                                    11.

 При этом данные методы могут применяться как в организации урока, выступающего своеобразным "художественным произведением" учителя и учеников, так и коллективного творческого дела во внеклассной работе.

Так, метод эмоциональной драматургии предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности.

Суть данного метода в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен и урок, и музыкальный фестиваль, и концерт, и конкурс, и т.д.  Существование данной модели допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития учащихся, их художественных пристрастий.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Однако метод создания композиций требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. Метод создания художественного контекста позволяет обеспечить ту необходимую связь музыки с жизнью, о которой пишет Б. В. Асафьев: "Лаборатория расширяет круг своих наблюдений за пределы школы и возможно детально организует обсуждение и оценку происходящих вокруг музыкально-общественных дел и проявлений музыкального творчества и исполнительства".

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики учащихся.  

Обращение к музыке как средству воспитания подрастающего человека основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла".  

                                                          12.

Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение учащихся школы в музыкально творческой деятельности, которое даёт эффективные воспитательные

результаты том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.

Урок музыки – это не только основная форма учебного процесса, но и урок искусства. Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учеников. Такое обучение способно изменить ход развития ребенка. Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». В основе технологии развивающего обучения на уроках музыки лежат следующие принципы:

 1.Принцип  полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;  

2. принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей, познавательных процессов и личностных новообразований;  

3. принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства; 4.принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара;

5. принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов;                                            13.                                                                                    

6. принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования;

 7. принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

 Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности обучающихся: хоровое пение, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, восприятие музыки, нотная грамота. Современные методы музыкального образования (наблюдение за музыкой; не развлекать, а радовать; импровизация; музыкальное обобщение; размышление о музыке; развитие стилеразличения, сопереживание…) направлены на развитие художественного мышления младших школьников, целям и задачам музыкального воспитания обучаемых.

 На уроках музыки используем различные развивающие приёмы: определения ритмических рисунков;

 театрализации; сравнения; ритмопластики; соучастия  игры голосом; персонификации; новизны; использования игровых движений и элементов танцев и плясок;

 Как показали  наблюдения, в результате такой целенаправленной работы по реализации технологии развивающего обучения, у детей расширился кругозор,

 повысился уровень их общей культуры,

 изменилось отношение к урокам музыки,

 оно стало более позитивным,

 дети стали более артистичными.

 В целом наметились положительные тенденции в поведении детей: они стали более добрыми, отзывчивыми, вежливыми.                                                                                          

                                                            14.

Применение современных компьютерных технологий в обучении
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.В последние годы при изучении музыки в общеобразовательной школе все чаще используется компьютерная техника, поэтому мы можем значительно обогатить методические возможности урока.

Мультимедийные ресурсы для уроков музыки подразделяются на:

музыкальные игры;

музыкальные произведения;

зрительный ряд;

справочные, энциклопедические издания;

программные средства для создания, записи, воспроизведения музыки.

Использование ИКТ на уроках музыки бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, просто зрительного ряда, который я стараюсь использовать как можно чаще.

Цель использования этих форм - создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.

                                                              15.

Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видеофильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок - операми.

       Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет  проводить виртуальные экскурсии и путешествия по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства.

-- Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

В урочной деятельности я использую компьютерную обучающую программу "Мой любимый видио клип", которая включает в себя не только информацию по теории музыки, музыкальной литературе, но и игровую деятельность, что позволяет использовать ее для смены видов деятельности на уроках. В программе пять разделов, в конце каждого из них имеются тесты по пройденному материалу. Ученики, сидя каждый за своим домашним компьютером, с удовольствием осваивают весь предложенный материал. Например озвучить любимого героя своей понравившейся песенкой, подобрать рисунки природы к музыке известных композиторов, озвучить музыкальную сценку «мои  одноклассники »,сделать мини фильм из жизни животных и т.д. Благодаря урокам информатики дети среднего звена с удовольствием делают презентации на заданные темы.

Имеющийся в классе синтезатор позволяет ребятам, не имеющим профессиональной музыкальной подготовки понять азы применения аккомпанемента к песням.

Раскрывается возможность показать детям каким может быть разным аккомпанемент на пианино и на синтезаторе.

Понять отличие классических произведений от эстрадной обработки или обработки для оркестра народных инструментов и духовых.

Программы "Энциклопедия классической музыки", аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты" заинтересовывают даже самых отчаянных "нелюбителей" классической музыки, позволяют в близкой для ребят манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.

                                                                     16.

Программа "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным" в доступной форме приближает каждого обучающегося к познанию тайн музыкального искусства.

 Программа включает в себя игры и задания на развитие музыкальности, способы изготовления музыкальных инструментов из подручных материалов,

удобный словарик музыкальных терминов,

информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту.

 Все упражнения по нотной грамоте озвучены и в доступной форме рассказывают об азах музыкальной теории.

Кроме того, музыкальные сказки радуют каждого ученика начальных классов.

Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным.

 Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения;

формируется положительное отношение к предмету.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов.

Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства.

 Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

                                                                    17.

                                      заключение

Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми.

Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач,

 достижению нового качества обучения.

Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки»

 (диск содержит большой информационный материал, словарь музыкальных терминов),

«Соната» (это электронный путеводитель по собранию современных записей, европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, всех стилей и направлений).

 Мультимедийное издание на DVD

 Под моим руководством ребята готовят творческие работы,

 презентации,

 рефераты,

 исследовательские проекты.

                                                               18.

                                   

                                  Литература

1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2007г. – 416с. 

 2. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. – Ростов-на-Дону: Р.Г.У., 1992.


3.Затямина Т.А. “Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности” монография Волгоград, издательство ВГАПК РО. 2008 г.

      4.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. “Методика преподавания музыки в                    общеобразовательных учреждениях” учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. М.: Академия. 2002 г.

      5.Критская Е.Д., Школяр Л.В. “Теория и методика музыкального    образования детей”. М.: 1999 г.

            6.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. “  

             7. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 198 Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.3.

                                                                  19.

                     

                                                                     

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Научно-методическая статья "Включение школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки"

Научно-методическая статья "Включение школьников  в личностно-развивающую среду на уроках музыки"...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"

1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...