Обобщающий урок в 6 классе на тему 2 четверти «Преобразующая сила музыки». «Созвездие Вальса».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Попова Галина Ивановна

обобщить знания учащихся о возникновения вальса и продвижения его во многие виды искусства и сферы человеческой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_o_valse.docx43.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 6 классе на тему 2 четверти                                                    «Преобразующая сила музыки». «Созвездие Вальса».                                                  Пусть проходят года,

                                                       Всё равно никогда

  Не состарится вальс…

                                                                    Э. Колмановский.

Цель: обобщить знания учащихся о возникновения вальса и продвижения его во многие виды искусства и сферы человеческой жизни.

Задачи: закрепить полученные знания учащихся в рамках культурологического проекта «О Вальсе прекрасном замолвим мы слово…», активизировать позитивную мотивацию к учению и к исследовательской деятельности, усилить творческую  активность учащихся, развивать музыкальную память.

       Звучит музыка И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», ученики входят в класс и рассаживаются по подгруппам.

У. Здравствуйте. Тема нашего урока: «Созвездие Вальса». Созвездие…Какое удивительно красивое слово. Людей всегда привлекало звёздное небо, планеты, созвездия. Привлекала не только их красота, но и их недосягаемость, таинственность. Побывав в планетарии, мы знаем, что звёзды, созвездия имеют определённые названия.                                                                                                   - А как вы думаете, есть ли звезды или созвездия связанные с музыкой?                                                                                                                     Д.  Да.(исследователи зачитывают)                                                                                                                                    У. Есть созвездие Лиры ( названной в честь древнего музыкального инструмента)-слайд.

У.Есть и звезда с названием Арракис (танцор)  - слайд. Как видите не очень много, но сегодня на уроке музыки у нас есть уникальная возможность открыть новое созвездие, связанное с темой нашего урока «Созвездие ВАЛЬСА».

Звучит песня «Ровесники, ровесницы» музыка Островского сл.

У. Если бы я спросила о характере песни, то вы дружно ответили …

Д. Песенно -танцевальная, жизнерадостная, быстрая, рассказывающая о жизни ребят в школе.

У. И написана она в ритме какого танца?

Д. Вальса.

У. И таких песен, написанных в ритме вальса , рассказывающих о школе очень много: Д.Б. Кабалевский «Школьные годы», Молчанов «Журавлиная песня» из к/ф «Доживём до понедельника! «Вальс расставания « из к/ф Розыгрыш» и т.д. Мы поём, танцуем, подчас не задумываясь, каковы особенности, происхождение этого танца… Но благодаря нашей работе над проектом мы многое узнали и можем рассказать о духовном развитии вальса, о великих композиторах, которые способствовали популяризации этого танца.                                                                                       -В каких видах искусства мы можем встретить вальс?                                                                          -Относится ли вальс только к танцевальной (развлекательной ) музыке?  

-Как преобразился вальс в творчестве разных композиторов?                                                      -Чем объяснить популярность этого танца на протяжении двух веков?

 -В чём секрет вальса?

У-ль: Давайте искать ответы на эти вопросы и обратимся к истории.

У-к: Свою родословную вальс ведёт от оживлённого крестьянского танца лендлер (Австрия), вольта(Франция), фуриант (Чехия), куявяк (Польша). Возможно, что соединив элементы различных европейских танцев, он так уверенно себя чувствует во многих странах мира. «Вальцер»-вращательный, «роллер» -круженец, «шпиннер»-прядильщик, «шляйфер»-точильщик. Столько названий, но потом все забылись и осталось только одно ВАЛЬС – танец, который танцуют парами, кружась и вращаясь на з-х дольный размер.                                                                                   У-ль: Когда же появился вальс? Об этом нам расскажут исследователи.

У-к: Исследователи относят рождение вальса к концу 18 века. Он стремительно врывается в бальные залы и встречает яростное сопротивление в аристократических салонах.                                                                                         У-к: Позвольте! Головокружительное вращение вместо надменной, но такой плавной поступи менуэта?

У-ца: А как же этикет? Разрешить публичные объятия танцующих? Стыд! Позор!

У-ль: И вальсу объявляют настоящую войну. Его высмеивали, клеймили позором, запрещали, но не победили!

У-ль: А что с ним произошло в 19 веке? Историки?

У-к:  В 19 веке вальс получил полное признание и достиг всемирной популярности. Вена! Город, который с полным правом именуют родиной вальса. С этим городом связана одна из самых ярких страниц в биографии танца. Ведь именно здесь, в Вене, родились лёгкие изящные мелодии вальсов, очаровавшие весь мир.

У-ль: Сейчас мы послушаем  фрагмент вальса, назовём имя композитора и вид искусства.

Звучит  фрагмент вальса  «Сказки Венского леса» И. Штрауса  из к/ф «Большой вальс».                                                                                                                                                       Уч-ки называют.  (подбор эмоциональных слов к мелодии вальса)

У-ль: Композитор в шутку говорил, что из него мелодии текут, как вода из крана .                                                                                                                                                                                                                                                                               Слушаем второй фрагмент вальса и определяем музыкальный жанр.                                                                                                                                                            Звучит Вальс  из оперетты «Летучая мышь».  (Ответ учащихся)                                              

У-ль:                                                                                                             У Иоганна Штрауса были не простые отношения с отцом.

(Небольшая сценка).

Ш.- с. Отец,  мне  нужно поговорить с вами!

Ш.-о. Мне некогда с тобой разговаривать!  Меня ждёт императорский оркестр! У меня гастроли в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне! Мной восхищаются Лист, Берлиоз!

Ш-с. Я тоже хочу учиться музыке!                                                                                                                 Ш.- о Ты недурно играешь на фортепиано, сочиняешь, поёшь в церковном хоре, что ещё?

Ш.с  Я хочу играть на скрипке, так же хорошо как делаете это вы! Хочу писать музыку, вальсы, но всему нужно учиться!

Ш.- о Нет, ты должен заниматься банковским делом! В семье Штраусов  должен быть только один музыкант - «король вальсов» - это я! Не смей даже думать об этом! (уходит)

Ш.- с. Я  всё равно научусь играть на скрипке, стану известным дирижёром и композитором! Вся Вена заговорит о том, что сын пришёл на смену отца! Весь мир назовёт меня «королём вальса», потому что я напишу вальсов гораздо больше  и лучше вас!

У-ль.                                                                                                                                                                     Как думают историки, сбылась ли мечта Штрауса – сына?

У-к. Штраусу сыну помогло Русское правительство. По заказу управления железных дорог он был приглашён в город Павловск, под Петербургом, где в течение нескольких сезонов работал в качестве дирижёра и композитора за царский гонорар. Он пережил отца на 30 лет и написал вальсов в 2 раза больше и по праву стал называться «королём вальса».

У-ль: Сейчас мы послушаем  два фрагмента двух вальсов  и попробуем назвать из каких  они музыкальных жанров.(Ответ учащихся)

Уч-ль:

Вальсы Штрауса, созданные для танцев, давно стали музыкой праздника и любви. « Жизнь прекрасна!» - говорит нам Иоганн Штраус.

Вот и появилась у нас первая звёздочка нашего созвездия «И. Штраус - Король вальса» (на доске прикрепляется звёздочка).

У-ль:                                                                                                                                                      Началось победное шествие вальса по Европе. В нём нашли выражения разные чувства людей. Всё может выразить вальс: печаль, восторг, радость, ожидание, воспоминание, нежность, даже признание в любви.

У-ль: А какие чувства  у вас появляются, когда вы слышите этот вальс?                                                                                                                                                                                                     Звучит (Ф. Шопен  Вальс №7)

У-ки: Грусти, нежности, и в тоже время лёгкости, игривости, света.

Уч-ль: (подберём слова к этому вальсу)                                                                                                                                                                                        Давайте назовём композитора, который  так виртуозно рассказывает нам о самом дорогом, но с глубокой грустью нежностью и волнением? Вальс стал

миниатюрой, рассказывающей о самом для него дорогом-родине.

У-ль: Ф. Шопен. Он обращался к вальсу на протяжении всей жизни. Их можно разделить на 2 группы: блестящие: виртуозные, концертные пьесы и небольшие фортепианные поэмы. Музыка вальса тронула души многих поэтов.

У-к:                                                                                                                                                                           Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.                                                                                                                                   (Л. Озеров)

(Прикрепляем 2 звёздочку)

У-ль: А как же вальс попал в Россию?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          После окончания Отечественной войны 1812 года для решения проблем послевоенного устройства, собрался Венский Конгресс (1814-1815гг). В Вену съехались императоры и короли со своими свитами, дипломаты и писатели со своими семьями. Днём решались судьбы Европы, а вечером бурно кипела светская жизнь, где на балах танцевали вальс. Участники Конгресса  из России привезли этот модный  танец в Петербург.  Балы не только дают возможность потанцевать, но и становятся «лирическим центром» общественной жизни эпохи, а так же и местом, где происходят деловые знакомства, совершаются финансовые сделки. Они определяют моду в обществе на тот или иной танец, стиль и манеру его исполнения.

Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать и играть вальс, было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом  может служить «Вальс» русского драматурга, поэта и музыканта А. С. Грибоедова. По сути – это первый инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам.

У-ль: О каких чувствах нам рассказывает А. Грибоедов? Какое важное событие произошло в его жизни?                                                                                                                                                                   

Звучит Вальс А. С. Грибоедова. ( Слайд).

У-ки: радость, восторг, восхищение,  взволнованность.

У-ль: Так, что же произошло?

У-ки: Ему кто-то нравится?

У-ль: Кто?

У-ки: Девушка.

У-ль: он говорит ей об этом?

У-ки: (разные ответы)

У-ль: В средней части вальса мы слышим и чувствуем, как он признаётся ей в любви: мужественно, торжественно, взволнованно звучит мелодия вальса.

Уч-ль: Как ответила девушка : согласием, отказом?

У-ки: Она согласилась, потому, что возвращается радость, восторг и нежность.

У-ль: Давайте сравним эти два вальса  (находят общие черты и различия)

Общее: эпоха, стиль-романтизм, жанр-вальс, миниатюра - камерная музыка, биографичен. Различие: национальность, муз.форма, настроение, разные чувства, содержание.

(.Звёздочка  третья).

У-ль:В России вальс проникает и не только в инструментальные миниатюры, но и становится любимым жанром песни и романса. Сейчас прозвучит романс Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный» в исполнении Даши.

У-ль:  В России вальс был всегда любим и популярен. В творчестве русских                                                                                                                                                                   композиторов он прошёл путь от любительского бытового музицирования  до поэтически обогащённого симфонического и концертного вальса в творчестве М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Глазунова А.Скрябина, С.Рахманинова, и А. Рубинштейна.

У-ль: Сейчас мы послушаем фрагмент вальса, постарайтесь назвать этот вальс и композитора его написавшего?                                                                                                                                                                        

М.И. Глинка звучит фрагмент «Вальс – фантазия» - слайд                                    (называют произведение и композитора. (Подбираем слова )                                                                           И этому вальсу посвящено стихотворение.

У-к:

Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло,
Забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
Увлекая, весь мир согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается вдаль.
                                                                                (У. Кумисбаев)

У-ль: На слайде есть портрет Е.Керн и бал-маскарад. Это как-то относится к «Вальсу – фантазии»?(Ответ учащихся)

У-к: В душе М. И. Глинки родилась эта музыка, потому, что он был влюблён в Е. Керн.

У-к: А бал- маскарад, потому, что долгое время этот вальс звучал в драматическом спектакле «Маскарад»  по поэме Ю. М. Лермонтова.

(Звёздочка четвёртая).

У-ль:  Хорошо ли был принят вальс при дворе в России?                                                                                                                                                                                                                                                                У-к: В России, при дворе, вальс тоже сначала не одобрили ни Екатерина 2, ни её сын Павел1, ни его жена Мария Фёдоровна. Он даже издал указ, в котором запрещалось танцевать вальс, но на частных балах русской знати вальс стал одним из популярнейших танцев.

 Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе…
   ( слайд)

  У-ль:    Сейчас мы увидим, как  вальс проникает в другой жанр музыкального искусства. Нужно определить его и назвать имя композитора.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       С. Прокофьев опера « Война и мир» - фрагмент. «Вальс Наташи Ростовой»(.  Звёздочка пятая)

Уч -ль: (Какие чувства вызывает этот вальс ?)-выбирается карточка и прикрепляется на доске. А теперь, внимание! Музыкальная загадка.                                                                                                                                                                   Продолжая традиции М. И. Глинки и П. ,И. Чайковского этот композитор обращался к танцу как к воплощению лирики и высоких человеческих чувств. Его вальсы полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованы, с красивыми мелодиями – легко запоминаются и оставляют  светлое впечатление.

У-ль: Попробуем назвать имя этого  русского композитора.                                                       

Звучит фрагмент вальса№1(ре мажор. Соч. 47,1893г.) А. Глазунова (звёздочка шестая) Какие чувства?)- карточка

(Ученики называют композитора)

У-ль:  Следующая загадка.                                                                                                                                                                    Он первым из русских композиторов ввёл вальс в симфонию(№5) где он становится целой частью (вместо менуэта). Вальсу становится тесно в танцевальных и концертных залах, и он стремительно несётся  уже по театральной сцене.

Звучит фрагмент и балета «Спящая Красавица» (Вальс  цветов) П. И. Чайковского. (Ответ учащихся)

( Звёздочка седьмая).  Какие чувства? – карточка

Уч-ль: И если мы соединим наши звёзды, то получится контур танцующей пары.  Смотрите! Мы с вами создали «Созвездие Вальса», которое появилось и сияет на нашем уроке. (Контур танцующей пары)                                                                             - В чём же секрет вальса?

- В каких видах искусства мы можем встретить вальс?                                                                          Относится ли вальс только к танцевальной (развлекательной ) музыке?  

-Как преобразился вальс в творчестве разных композиторов?                                                      - Чем объяснить популярность этого танца на протяжении двух веков?

(Учащиеся отвечают на эти вопросы)

Уч-ль: Обратимся к эпиграфу урока, вы согласны с этими словами композитора Э. Колмановского?                                                                                                                

Вывод: Вальсы продолжают оставаться любимыми, популярными танцами, с прекрасными мелодиями, раскрывающей внутренний, духовный мир человека, рассказывающими о жизни человека, жанром, рисующим картины мира. Музыка вальса может наполнить наши сердца разнообразными чувствами от грусти до бурного восторга, а без всего этого человек не может жить.

У-ль: Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он по праву может иметь своё созвездие, которое загорелось сегодня на небосклоне музыкального искусства.

У-ль: А что нам скажут исследователи про 21 век?                                                                          У-к: Вальс продолжает царствовать и сегодня. Ежегодно устраиваются конкурсы по венскому вальсу в разных странах мира.

У-к: Вальсы танцуют на школьных выпускных вечерах, торжественных мероприятиях, свадьбах  и даже на уроке музыки.

Звучит И. Штраус «Венский вальс» - танцует группа учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"

План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...

Обобщающий урок 11 класс по теме "Типы экологических взаимодействий организмов"

Урок проводится в 11-м классе в ходе изучения раздела "Основы экологии",это заключительный урок по теме....

Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"

Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....

Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"

Урок музыки в 6-м классе по теме  "В чем сила музыки М.И. Глинки"...

Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме: "В чём сила музыки" и анализ урока

Данный урок проводился на районном  конкурсе "Учитель года". Урок проводился по методу художественно-педагогической драматургии. В анализе чётко и подробно описано строение урока, а также все при...