Методические рекомендации по проведению обзорного тренинга по вокалу и актерскому мастерству
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Методические рекомендации по проведению обзорного тренинга по вокалу и актерскому мастерству для педагогов УДО и ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_karimova.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ДДТ«Дружный»

городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

Методические рекомендации

к проведению обзорного тренинга по вокалу

и сценическому мастерству  

Тема: « Вокально-сценический тренинг как способ формирования целостной, гармоничной,  всесторонне развитой личности ребёнка».

Автор: Каримова Юлия Алексеевна

Педагог дополнительного образования

              Объединение эстрадный вокал «Тутти-Фрутти»

г.Уфа 2016г.

Аннотация: Методические рекомендации к проведению обзорного тренинга по вокалу и сценическому мастерству  для педагогов дополнительного образования, учителей музыки.

Пояснительная записка:

      Современный  уклад жизни и деятельности человека, его насыщенность и темп требуют всё новые и новые методики в сфере педагогической деятельности, в дополнительном образовании в частности.

Моя цель- Социальная адаптация, путём формирования артистической личность с набором функций пригодных не столько к использованию на сцене, но и в большей степени в жизни: коммуникативность и стрессоустойчивость, последовательность и поэтапность в действиях, равномерное распределение усилий и анализ продуктивности. Всё это я стараюсь привить путём внедрения на занятиях аспектов, формирующих задатки к этим качествам

Задачей педагогов нового поколения является формирование разносторонне развитой, коммуникативной, творческой личности с хорошо развитым логическим и ассоциативным мышлением, широким кругозором, быстрой реакцией и гибкой способностью адаптироваться к заданным обстоятельствам. Вот почему я рассматриваю вокал, не как узкую специализацию, а стараюсь раскрывать много попутных направлений и межпредметных связей, таких как: ораторское искусство, актёрское мастерство, музыкальное творчество, литература и т.д.  

Основная часть:

Описание  методической разработки тренинга:

Цель занятия: Освоение теории,  практики вокала и сценического мастерства путём коллективного решения поставленных задач.

Задачи: 

- Способность снимать через занятия вокалом и творчеством стресс- так же является важной задачей педагога. Психологическая разгрузка путём занятий ведёт к отсутствию зажимов и раздражительности у детей и подростков.

- Умение анализировать свои способности и ставить цели в соответствии с ними, находить подход для решения важных вопросов, стремление самосовершенствоваться и развиваться - так же актуальные навыки.

- Привить лояльность и умение «ладить» с соратниками по коллективу и научить его взаимосвязи и взаимодействию с педагогом -значит социализировать ученика и подготовить его к выходу во «взрослую жизнь» с множеством иерархий и градаций, поскольку в данном случае эстрадный ансамбль расценивается мной как мини-модель общества.

 - Чему нас учит музыка-сначала фундамент-потом дом, движение от простого к сложному, спокойствие и целеустремлённость, рассудительность, трудолюбие и последовательность, систематичность и регулярность действий для достижения поставленной задачи, безусловно, нужные в жизни факторы.

       Все мы разные, индивидуальные, не похожие друг на друга, но именно от умения сгенерировать общие усилия для достижения единой цели и зависит наш общий успех в жизни и деятельности. Безусловно, приобретение этих жизненных навыков происходит  ненавязчиво в связке с освоением технических, теоретических и практических навыков вокального искусства и сценического мастерства. Собрав воедино все вышеуказанные аспекты, реализовав методику формирования артистической  личности, мы можем помочь воспитаннику развиться в целостного, гармонично развитого, всесторонне одарённого  гражданина с созидательным представлением о нашем мире и гуманистическими взглядами на жизнь.

      В программе обучения предусмотрены: викторины, коллективные музыкальные игры, тренинги на сплочение группы, мастер классы, семинары, что приводит к тесному контакту всех участников процесса.

      В данном конкретном случае рассмотрим  форму обзорный ТРЕНИНГ:

  1. Приветствие и установление взаимодействия с педагогом и между участниками коллектива
  2. Мимические и характерно-эмоциональные  упражнения
  3. Артикуляционные упражнения
  4. Дикционные упражнения-скороговорки
  5. Упражнения на формирования устойчивого чувства ритма
  6. Жестикуляционные упражнения
  7. Дыхательная гимнастика
  8. Игровая перемена с упражнениями на ассоциативное и логическое мышление
  9. Распевка: Технические и мелодические упражнения с использованием ассоциативного жестового сопровождения
  10. Слуховой анализ музыкального материала и приёмы наиболее продуктивной работы с ним
  11. Разбор и детальное рассмотрение репертуара-желательно взять 3-4 контрастных произведения отличающих жанром, формой, эмоциональным наполнением, смысловой нагрузкой и т.д.
  12. Перевоплощение в образы, согласно выбранному репертуару
  13. Разбор занятия и обзорное рассмотрение затронутых в ходе него вопросов

Ход тренинга:

1) Педагог в начале занятия  проводит приветственную игру-кричалку:

-Настроенье каковО? -задаёт вопрос педагог;

-ВО (показывая большой палец руки (символизирует знак-отлично, здОрово)- обучающиеся;

-А здоровье каковО?- педагог;

-ВО-отвечают обучающиеся.

Далее игра «Цепная реакция»

Педагог  предлагает произнести слово «Здравствуйте» с различной интонацией-утвердительно, вопросительно, тихо, громко, с восторгом, печально, удивлённо, официально и т.д.

2) игра «Смайлики» выражением лица показать-весёлый смайлик, грустный, удивлённый, испуганный, сердитый и т.д.

3) Беззвучно произносим У О А И Ы активно формируя артикуляционную позицию, далее эти же буквы проговариваем с различной динамикой-коротко или длинно, громко или тихо, амплитудно от тихого к громкому и наоборот на одной звуковысотности, затем снизу вверх и обратно.

4) Очень весело и непринуждённо дети усваивают речетативные упражнения в связке с движениями:

Говорим и показываем:

-Течёт речка, печёт печка (рука делает «волну», печку изображаем «пыхтя»)

-У ежа ежата, у ужа ужата (ежа и ежат символизирует пятерня рук, ужа и его детёнышей  изображаем сложенными кистями волнообразными движениями)

-От топота копыт пыль по полю летит (топаем на сильную долю)

И другие

5) Можно взять тамбурины и бубны или деревянные ложки и выполнять простые ритмические упражнения- 1 2 длинные доли, 345-короткие, затем топ (ногой) хлоп (рукой) и различные вариации: топ хлоп топ топ хлоп или хлоп-хлоп топ и т.д.

6) Жестикуляцией показываем сказку (пантомима)  

Привет. (машем ладошкой)

Я-девочка (изображаем руками взятую за краешки юбочку),  или мальчик (мальчика могут символизировать жесты такие как отдать честь или маршировать)

Я просыпаюсь (потянулись)

Делаю зарядку (приседаем и делаем махи руками)

Выпью чашечку кофе (изображаем)

Умываюсь и чищу зубы

Причёсываюсь

Одеваюсь

Иду на учёбу

В школе я буду много читать, писать, работать за компьютером на уроках информатики, отвечать у доски (изображаем указку),

На продлёнке я буду заниматься танцами (изображаем), пением, и игрой на инструментах: (изображаем игру на скрипке, фортепиано, барабанах, гитаре ит.д.)

Затем я позвоню маме и скажу, что иду домой (изображаем разговор по телефону)

Прихожу домой (открываем дверь ключом, заходим)

Покушаю

Посмотрю телевизор (нажимаем кнопки на пульте переключая каналы)

Поглажу любимую кошку

Постираю рубашку или блузку, поглажу чистые брюки на завтра

Встречу с работа маму (изображаем как мы её целуем и обнимаем)

Приму вечерний душ

Я очень устала за день (вытираем лоб)

Мне хочется спать (зеваем)

Я сплю (руки прикладываем к уху, изображая позу лёжа на подушке)

Эта игра поможет заложить неосознанную модель поведения в ребёнке и дать ему правильные ориентиры в вопросе построения режима дня, а так же разовьёт фантазийность и ассоциативное мышление.

7) Чтоб развить в ребёнке диафрагмальное дыхание, нужно подышать с ним по-собачьи, высунув язык. Далее выполняем дыхательное упражнение «Ветер» носом делаем короткий вдох, выдуваем через рот тонкой струйкой, затем ветер дует-деревья качаются (добавляем руки поднятые вверх, изображая покачивания крон деревьев на ветру), далее делаем один вдох и один выдох, следом-один вдох и два выдоха, затем один вдох и три выдоха и так по нарастающей.

8) Показываем детям карточки на которых изображены герои мультиков, ребята должны вспомнить какую песенку пел этот герой или какая песня звучала в этом мультике: Антошка, По дороге с облаками, Облака-белогривые лошадки, Крошка енот, Голубой вагон бежит качается идр

Эта игра поможет расширить музыкальный кругозор и научить детей ассоциативному мышлению, внимательности и любознательности

9) Распевки:

Поём и показываем рукой движение мелодии-я иду наверх, я спускаюсь вниз

Или я пою-хорошо пою (сольно) ты поёшь-хорошо поёшь (в дуэте) и мы поём хорошо поём (взявшись за руки с движениями)

10) Имитируя ртом звук мотора автомобиля мы даём детям задание (машина едет снизу в гору) наоборот (с горы едет вниз), два круга снизу вверх и вниз и вверх и вниз и другие подобные комбинации. Это основа слухового анализа позволяет в дальнейшем ребёнку точно определять движение мелодии.

11)  к примеру, возьмём одну патриотическую песню, одну морской тематики быструю, одну лирическую и одну пионерскую

В разбор песни входит два подпункта

А) работа с текстом: выявление главного героя или события вокруг которого вертится весь сюжет песни, разбор смысловой нагрузки-чему учит нас песня, что хотел донести автор своим произведением, какое настроение у песни и эмоции, звуковая амплитуда и динамика (например патриотические песни могут начинаться во «взрывном режиме», а могут идти по нарастанию динамики к кульминации и тд, отмечаем, где можно брать дыхание с учётом фразировки.

Б) работа с мелодией и ритмом: Форма песни-вступление, куплеты, припевы и проигрыши (схематично зарисовываем на листке бумаги)

Ритмический рисунок простукиваем или прохлопываем или протопываем, далее разбираем мелодию под аккомпанемент, затем акапелльно .

Соединяем воедино все аспекты.

12) На патриотическую песню надеваем пилотки, в руки можно взять флажки, очень часто патриотический репертуар-это марш, поэтому можно походить строем и попеть его маршируя -так дети лучше чувствуют стилистические особенности

На морскую песню можно надеть тельняшки и бескозырки

На пионерскую песню-галстук и пилотку

На лирический репертуар (в зависимости от смысла песни) можно взять в руки цветок, зонтик или любой другой аксессуар и обыграть его.

  1. Обсудите с детьми полученную ими информацию, спросите, что они усвоили, а что недопоняли, как им могут пригодиться полученные навыки и что они могут сделать, чтоб их деятельность была продуктивнее и разнообразнее

 Необходимое оборудование для проведения тренинга;

Звуковая аппаратура, мультимедиа. Карточки с изображением муз. инструментов, игрушечные музыкальные инструменты, диск с образцами звучания музыкальных инструментов, диск с музыкой народов мира, диск с песнями различной тематики, настроения, темпо-ритма, разных по характеру и содержанию, аксессуары для перевоплощения в различные образы, представляющие различные музыкальные стили и направления.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические и практические рекомендации по проведению игровых тренингов

На протяжении всей жизни человек постигает искусство культурного диалога, который основывается на абсолютном понимании и принятии субъектами диалога друг друга. Основой культурного диалога являе...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации к авторскому речевому тренингу по автоматизации звука [Ш], созданному в пространстве Mimio

Это описание авторской методической разработки, которая предтавляет из себя речевой тренинг индивидуального плана, ориентированный на старших дошкольников (5 – 6 лет) с диагнозом ОНР, ФФНР, НПОЗ. Трен...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Мастер-класс "Тренинг-как основа развития актерского мастерства"

Данный мастер-класс разработан для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников....

Методические рекомендации по проведению практического занятия - психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию».

Мной разработаны методические рекомендации по проведению практической работы - тренинга "Угадай эмоцию" -  в рамках практических занятий по дисциплине "Психология общения"....