Интегрированный урок музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Ильмендеева  Анжелика Ивановна

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» города Альметьевска, РТ

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО

«Широкая Масленица»

                                           

Учитель искусства (музыка, ИЗО)  

  Ильмендеева Анжелика Ивановна

2015-2016 уч.год

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель:  познакомиться с историей и традициями русской масленицы

Задачи:

Предметные:

Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Тип урока: урок-концерт с практической работой по ИЗО

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: метод эмоциональной драматургии, метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки, метод игры.

Виды деятельности учащихся:

- Слушание музыки

- Вокально-хоровая работа

- Музыкально –ритмическая деятельность

- Шумовой оркестр

- Практическая работа по ИЗО

Музыкальный материал:

Хор «Прощай, Масленица» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова

«Народный танец» из репертуара хореографического коллектива «Тодес»

Р.н.п.«Блины»

Р.н.п. «Прощай масленица»

План урока

Этап

Время

1

Организационный момент

2 мин

2

Актуализация знаний

2 мин

3

Постановка цели и задач урока

3 мин

4

Объяснение темы урока

10 мин

5

Музыкально-ритмическая деятельность

2 мин

6

Практическая работа

15 мин

7

Импровизация «Шумовой оркестр»

3 мин

8

Вокально-хоровая работа

3 мин

8

Подведение итогов, домашнее задание, выставление оценок

5 мин

ИТОГО

45 мин

 

Ход урока.

Слайд 1

1.Организационный момент (вход под музыку  «Прощай, Масленица» - хор  из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»)

Учитель: Добрый день, ребята и гости нашего сегодняшнего урока!

2. Актуализация знаний

Учитель: Какая музыка по настроению  встретила вас в классе? Вам понравилась музыка? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)  

Слайд 2

3. Постановка цели и задач урока

Учитель: Посмотрите на репродукцию художника Бориса Кустодиева и предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Широкая масленица)

 (Ответы детей)

Слайд 3

Учитель: Правильно!  «Широкая Масленица» - долгожданные  проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла

Учитель: Какова же цель нашего урока?  ( Познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы)

Слайд 4

3. Объяснение темы урока

Учитель: В 2016 году Масленица празднуется с 7 по 13 марта.


– Зачем нам надо говорить о русских народных праздниках? 
(Чтобы знать традиции и историю своей страны. Многие традиции народных праздников живы и сегодня)
– Какие праздники русского народа вы знаете?
– Какие из этих праздников мы отмечаем в наше время? 

Учитель: У наших предков не было календаря, похожего на наш, с красными числами, но они отлично знали, когда и что происходит. Вот наступает весна, чем не праздник, ведь начнется посадка урожая. Прошло определенное время – сбор урожая и снова праздник. Под праздником всегда подразумеваются и даже ожидаются положительные эмоции, радость, надежда. Мы ждем хорошего, лучшего, так как это заложили в нас предки.

Слайд №5

Учитель: Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя.  Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней .

Все дни  масленой недели имеют свои названия:

Слайд 6

Ученик 1: Понедельник

Сообщение ученика (Чавдарь Валентина)

Учитель: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Показ Чучела Масленицы

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

 Давайте вместе встретим масленицу современным народным танцем.

Слайд 7

5. Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкально-ритмическая деятельность «Народный танец»

Слайд 8

 Вторник – Заигрыш. –

Сообщение ученика ( Мезенцев Вадим)

Неподалеку от селенья  на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.

Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками(ветки без коры). 

Слайд 9

Учитель: Посмотрите вот на картине Сурикова изображено – « Взятие снежной крепости». Обратите внимание во что одеты люди – женщины в цветастых платках, мужчины подпоясаны яркими поясами, в шапках ушанках, у всех от мала до велика одеты валенки.     

Слайд 10 

Среда – Лакомка.

Сообщение ученика ( Калмыкова Таня)

В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца.         

Слайд 11

Четверг – Разгул

Сообщение ученика ( Мухин Илья )

В этот день ходили  друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои  по возрасту от мала, до велика.

Слайд 12.

Пятница - Тещины вечеринки.

Сообщение ученика Юнусова Эльзида

 Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то  тёще полагался подарок, а если нет- могли и обругать! После года зять ходил к тёще.

Слайд 13.

Суббота - Золовкины посиделки.

Сообщение ученика Нагорнов Влад 

Собирались за один стол все родные по старшинству- по левую руку у отца, по правую у матери.

6. Практическая работа – «Чучело Масленицы»

Учитель: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.

Слайд 14

А теперь давайте посмотрим как изобразил в серии картин « Масленицу» , русский художник Борис Михайлович Кустодиев.

Какими художественными приемами смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.

Отвечают дети.

Учитель: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают. Сани мчатся,  везут их лошади в узорных уздечках.

А вон ребята катаются на салазках, в снежки играют.

Слайд 15

Учитель: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».

Какие приметы Масленицы вы здесь видите?

Отвечают дети.

Слайд 16-17

Слайд 18

Учитель: Ребята, а мы ведь с вами забыли про вкусное-вкусное угощение, которым лакомились на Масленицу. Какое ?  

Отвечают дети: БЛИНЫ.

Учитель А знаете, ведь блин – это символ солнца. И сегодня мы с вами услышим русскую народную песню «Блины»

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

 (исполняется песня «Блины» в завершении которой выносятся блины и чай на стол гостям)

Слайд 19

Учитель: Итак, наступает последний день нашей МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

Сообщение ученика – Комиссарова Валерия

Воскресение - Прощеный день или проводы зимы. Праздник начинался к полудню на красной горке.

Учитель: Как вы думаете, почему ни с утра начинали гуляние? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое, людям нужна была защита бога Солнца.)

Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Масленицу сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!

Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день  праздника люди просили друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение?  Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .

Учитель: Шумный веселый праздник  заканчивался большой ярмаркой.

Слайд 20

Песня «Прощай, Масленица»

Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель:  И наш  урок подошел  к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  

(подведение итогов)

Учитель: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.

 Ребята,  я принесла каждому из вас – солнце, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнца написано для вас домашнее задание.

Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

Выставление оценок:

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, танцевали, импровизировали - Молодцы!

Спасибо за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе

Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...

"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе

Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Интегрированный урок музыка+математика в 5 классе

Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием презентации, раздаточного материала, НРК для аккомпанирования песни используется синтезатор. Этот ур...

Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"

Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"...

Технологическая карта интегрированного урока музыка ИЗО в 6 классе "Ночной пейзаж"

Технологическая карта разработана в соотвтетствии с требованиями ФГОС ....