"Музыкальные способности.Классификация"
методическая разработка по музыке на тему

Конова Ирина Владимировна
Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять центр музыкальности. Американские психологи Эндрьюс и Копп, отмечая врожденность музыкальных способностей, подчеркивали роль обучения в определенном возрасте для их развития. «Никакого ребенка, - писал Эндрьюс, - нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Музыкальные способности. Классификация.

Трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто «способности», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.

        В толковом словаре В.И.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». «Способливый» человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, т.е. как умеющий сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

        Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в успешной деятельности.

Б.М.Теплов в своей монографии «Психология музыкальных способностей» отмечает следующее: «Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности».

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

«Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств  и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения». Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей.

        Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и, особенно, воспитания.

Если говорить о музыкальных способностях, то они тоже не формируются без соответствующих специальных задатков. Развитие каждой из способностей обусловлено специальными задатками и требует осмысления в теории, а также должно быть подкреплено практикой.

В музыкально-педагогической практике под основными способностями подразумеваются обычно три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Б.Теплов в своей работе разделяет понятие «музыкальный слух» на понятие звуковысотный и тембровый слух. «Музыкальный слух в широком понимании -  это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический.

Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Музыка -  явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н. А.Римским-Корсаковым). Все это говорит о том, что музыкальный слух – это многосоставная система со сложной иерархической структурой.

Особое внимание психологов и музыкантов привлекает способность, названная «абсолютным слухом». Б.Теплов указывал, что абсолютный слух обусловлен наличием каких-то врожденных, неизвестных пока особенностей в строении слуховых центров мозга. Что характерно для обладателей абсолютного слуха? Постоянство и быстрота ответов. Все попытки выработать абсолютный слух у детей и взрослых показали, что как только тренировка заканчивалась, точность узнавания и сама эта способность угасали. В отличие от этого врожденные виды абсолютного слуха – пассивный и активный – единожды проявившись, остаются у человека на всю жизнь.

        Наиболее  важны  мелодический и гармонический слух.

Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, а гармонический -  по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношениях  друг к другу, в их тяготении между собою и их общем стремлении к тонике. Это переживание отношений между звуками называют «ладовым чувством».

        Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Это чувство можно назвать иначе – эмоциональный компонент музыкального слуха. Ладовое чувство проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости. В детском возрасте его характерное проявление -  любовь и интерес к слушанию музыки.

Совместно с ладовым чувством в основе гармонического слуха лежит способность к слуховому представлению. Эта способность проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. На более высоких ступенях развития способность к слуховому представлению образует то, что обычно называют внутренним слухом.

        Музыкальный ритм. «Обычно под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии».

«В музыкальной практике под чувством ритма обычно разумеется способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке».

В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеет место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра.

Темп – это основная скорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения.

Ритм – это временная организация музыкального движения, образующая форму данного сочинения. Ритм помогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром.

Метр – соотношение опорных и равных неопорных длительностей, создающих равномерную пульсацию всего движения.

Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно формирует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

        Музыкальная память.

Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.

«Музыкальная память активно включается во все познавательные процессы и во все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности».

Ультракороткая (мгновенная) память – отпечаток коротких, прерывистых и неожиданных звуков, главным образом признаков звука – высоты и тембра.

Кратковременная память – отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обеспечивает запоминание не отдельных звуков, а блоков, имеющих смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.

Оперативная память – использует как материал непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное её содержание – обслуживание непосредственной протекающей музыкальной деятельности – представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.

Долговременная память – сохраняет надолго все запечатленное.

В зависимости от содержания мнемических процессов выделяют двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.

Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоминаются исполнительские движения. Признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями. Она имеет большое значение для исполнителя, облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.

Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной памяти. Зрительная память – легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием. Эмоциональная память – память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность».Эмоциональная память  - основа ладового чувства и музыкальности.

Словесно-логическая память – проявляется в облегченном запоминании формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.

Хорошую память связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры исполнительской памяти у выдающихся людей. Феноменальной памятью обладали композиторы В.Моцарт, А.Глазунов, С.Рахманинов, дирижер А.Тосканини.

        Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять центр музыкальности. Американские психологи Эндрьюс и Копп, отмечая врожденность музыкальных способностей, подчеркивали роль обучения в определенном возрасте для их развития. «Никакого ребенка, - писал Эндрьюс, - нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики».

                        Литература:

  1. Берлянчик М.М.  Проблемы одаренности// Основы учения юного скрипача:  Мышление. Технология. Творчество. – М.,1983
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М. Просвещение, 1983
  3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1983
  4. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве //Вопросы фортепианного исполнительства. М. 1965
  5. Лейтес М.С. Возрастная одаренность// Семья и школа., 1990 №3
  6. Мелхорн Г.   Гениями не рождаются: Общество и способности. М. Просвещение.1989
  7. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб.ст. / Сост. и ред. Готсдинер А. – Л.Музыка. 1980
  8. Петрушин В.И.  Музыкальная психология. – М.1997
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.//Избранные труды в 2 т.– М.Педагогика 1988
  10. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М. Интерпракс.1994
  11. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М.Знание.1991

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...