Главные вкладки

    Тема урока: «Чудотворные образы» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.
    план-конспект урока по музыке на тему

    Запорожченко Светлана Дмитриевна

    Тема урока: «Чудотворные образы»

    Тип урока: интегрированный урок.

    Предметы: музыка, изобразительное искусство.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Чудотворные образы»

    Тип урока: интегрированный урок.

    Предметы: музыка, изобразительное искусство.

    Цели урока:

    создать условия для формирования представления о том, что такое икона и для чего создавались иконы православными мастерами;

    содействовать развитию любознательности, развивать умение мыслить и осознанно отвечать на вопросы;

    воспитывать доброе отношение к людям.

    Задачи урока:

    Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

    Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

    Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

              Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель ИЗО.: 

    Звучит колокольный звон.

    Под его сопровождение учитель читает отрывок из поэмы:

     Церковь та 
    Как невеста была!
    И с рогожкой своей,
    С бирюзовым колечком во рту,

    Непотребная девка 
    Стояла у Лобного места
    И, дивясь,
    Как на сказку,
    Глядела на ту красоту:

    А как храм освятили,
    То с посохом, 
    В шапке монашьей,
    Обошёл его царь

    От подвалов и служб
    До креста.
    И, окинувши взором
    Его узорчатые башни,
     Лепота!  молвил царь.
    И ответили все:
     Лепота!

    Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? (храм)

    Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов.

    Учитель ИЗО.: А что такое храм? (Храм – особое здание, посвященное Богу. Это дом Бога.)

    Учитель ИЗО.: Каково главное предназначение храма? (Это место, специально предназначенное для общения с Богом и для соборных молитв, для совершения богослужений, для совершения Таинств Православной Церкви).

    Учитель ИЗО.: Какие таинства православной церкви вам известны? (Крещение, венчание)

    Учитель ИЗО.: Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы. Люди в храм ходят по собственному желанию, для общения с Богом.

    Учитель ИЗО.: Как люди общаются с Богом? (С помощью молитвы)

    Учитель ИЗО.: Что мы называем молитвой? (Молитва – это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа).

    Учитель ИЗО.: Храм – это дом молитвы, место общения человека с Богом. Для этого люди и приходят в  храм.

    Учитель ИЗО.: Кто был в храме со своими мамами, папами, бабушками, дедушками или со своими родственниками? Поднимите руки.

    Учитель ИЗО.: Что почувствовали вы, зайдя в храм? ( Торжество, радость, замирание сердца).

    Учитель ИЗО.: Какими красками вы могли бы выразить свои чувства, с которыми вы вышли из храма? (Яркими, солнечными, золотыми, красками радости).

    1. Этап усвоения новых знаний

    Учитель ИЗО.: Давайте представим себе, что мы отправляемся на воображаемую экскурсию в храм. А поможет нам попасть в храм это изображение Троицкого собора Троице - Сергиевой Лавры. Итак, мы входим в храм.

    1. Прослушивание музыки. 

    Сядем поудобнее и послушаем музыку, которой нас встретит храм.

    (звучит колокольный звон, презентация)

    Учитель музыки:  Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли дверь в храм?  (ответ: Это колокольный звон)

    Учитель музыки:  Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.)

    О, Русь, благословенная моя!

    Познать тебя не хватит целой жизни.

    Твоих церквей златые купола

    И многовещный звон колоколов отчизны.

    Тот небесный гул, идущий от небес,

    Он гласом Божьим нисходил к народу.

    Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

    И родником, где пьют живую воду.

    Знакомый звон, любимый звон –

    Руси наследие святое

    Мое причастие к тебе да будет вечным,

    Как и все живое.

    Учитель музыки:  Какие чувства вызвало у вас стихотворение Евдокии Растопчиной, посвященное колокольному звону? (чувства радостные, восхищения, любви, гордости)

    Учитель музыки:  Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (нет. Это было придумано давно.)

    Учитель музыки:  Давайте совершим небольшой экскурс в историю. (Звучит фонограмма, рассказывающая о появлении колоколов на Руси (1,5 мин.)

    Учитель музыки:  Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? (Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония).

    Учитель музыки:  Существует несколько типов колокольного звона. С одним из них вы уже знакомы. Вспомните, как называются частые удары в один колокол, сообщающий о каком-либо бедствии. Он называется… (набат)

    А сегодня  мы узнаем о таких типах колок. Звона как благовест, трезвон, перезвон.

    Учитель музыки:  Внимание на экран! (Идет слайдовая презентация разных видов колокольного звона – 2 мин.)

    Учитель музыки:  Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне, в звонильне)

    Учитель музыки:  А кто звонит в колокол? (звонарь)

    Как вы думаете, каким должен быть этот человек? (сильным, т.к. колокола тяжелые, с хорошим чувством ритма, внутренним чутьем, прекрасным знанием звукоряда, владеть техникой исполнения). А кто из вас знает, где находится самая известная колокольня в России и самый большой в мире колокол?

    Учитель музыки:  Внимание на экран!

    На территории Московского Кремля находится Колокольня Ивана Великого. В её четырех ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн. (Легенда, как Наполеон хотел взорвать колокольню) Царь-Колокол не имеет равных по весу (масса =200 тонн) и художественному литью (1735 г.)

    Учитель музыки:  

    И только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.

    Учитель музыки:   Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?  (Да) (3 группы детей, идет наслоение ритмов) 

    Учитель музыки:  Молодцы. Ребята, колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Давайте освежим в памяти уже услышанные нами. (М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром»)

    Учитель музыки:  Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству нашего земляка С.Рахманинова, так как колокол как символ России пронизывает все его творчество, являясь отзвуком ярких воспоминаний детства. Чтобы перейти к слушанию музыки, давайте вспомним, какой великий праздник совсем недавно отмечали все православные христиане. (Пасху)

    Учитель музыки:  Кто-нибудь был из вас в церкви, слышал колокольный звон? (ответы детей) 

    Учитель музыки:  Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты  для двух фортепьяно С.В.Рахманинова, посвященную «празднику праздников», «торжеству из торжеств» - светлой Пасхе. 

    И мощный звон промчался над землею,

    И воздух, весь гудя, затрепетал.

    Певучие серебряные громы

    Сказали весть святого торжества.

    (А.Хомяков)

    Слушание финала Первой сюиты для двух фортепьяно «Светлый праздник».

    Ваши впечатления о прослушанной музыке. (Музыка звучит празднично, слышен непрерывный трезвон мелких колоколов. Колокольный напев носит плясовой характер.)

    Учитель музыки:  А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно).

     Учитель музыки:  Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»

    Специалисты утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека.

    Ученые установили факт вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

    Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…

    1. Этап усвоения новых знаний

    Учитель ИЗО.: Что мы увидим на внутренних стенах храма? (Живописное изображение).

    Учитель ИЗО.: Мы видим много живописных изображений Господа Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов. Это не обычные картины, нарисованные художниками. Это священные изображения, которые называются иконами. И сегодня мы будем говорить с вами об иконах.

    Учитель ИЗО.: Что же обозначает это слово, и из какого языка оно пришло к нам?

    Попробуем узнать об этом из толкового словаря. (Использовать словарь Ожегова).

    Учитель ИЗО.: Так, что же такое икона?

    Икона – это священное изображение (образ), который почитают (относятся с особым уважением).

    Учитель ИЗО.: Итак, сегодня мы узнали, что икона является не просто художественным изображением, но молитвенным образом. Человек, стоя перед иконой, не только видит изображение на ней, но также может мысленно обратиться к тому, кто изображен на иконе с помощью молитвы. Лица святых или Христа Спасителя, изображенные на иконах, мы называем ликами. Христиане относятся к иконе как к святыне. Иконы обязательно освящают святой водой.

    Учитель ИЗО.: Бывают иконы чудотворные (чудо творящие). Молясь Богу перед этими иконами, христиане получают исцеление от болезней, спасение от врагов.

    Учитель ИЗО.: А как появилась первая икона?

    Давайте познакомимся с первой иконой. Эта икона имеет свое имя: «Спас Нерукотворный». Показывает икону. 

    Учитель ИЗО.: Почему, эта икона получила такое название? (Нет рук, не сделано руками). Это изображение Спасителя, которое было создано не руками человека, но дано Самим Богом. Спас –это Спаситель (Иисус Христос).

    Учитель ИЗО.: Я расскажу вам, как по преданию возникла эта икона. Царь Авгарь, будучи тяжело болен, уверовал, что исцелится, если увидит Христа. Но он не мог ходить, и поэтому послал своего художника, чтобы тот написал портрет Иисуса Христа, – царь посмотрит на него и исцелится. Портрет никак не получался, тогда Спаситель попросил принести воды, и, омывши лицо, отерся поданным ему платом-убрусом. И тут произошло чудо. Вода превратилась в краски, и на убрусе осталось изображение Его Святого Лика. Когда царь Авгарь развернул убрус, лучи ослепительного света озарили дом. Вскоре царь полностью исцелился [9]. Существует и второе предание о появлении первой иконы. Когда Иисус Христос нес Крест на место казни, одна женщина по имени Вероника подала Ему платок вытереть пот с лица, Он вытер лицо, и на платке отпечатался Его Лик.

    Учитель ИЗО.: Эта икона имеет прямоугольную форму, на ней изображается только Лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Черты лица тонкие, одухотворенные. Взор Спасителя обращен прямо на стоящего перед иконой. Вокруг головы – нимб, символ святости.

    Итог урока

    Давайте, вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке. А поможет нам это сделать игра. Вам даны начало фразы и конец. Соберите определение  (работа в парах).

    Рефлексия

            Продолжи фразу:

            Самым интересным на занятии для меня было…

            Я считаю полезным…

            Я буду вспоминать…

            Я научился…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

    Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

    Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

    Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

    Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

    Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

    Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

    Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

    Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительное искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир".

    Интегрированный урок  "Музыка, поэзия, изобразительно искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир"...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»

    Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 6 классе коррекционной школы  VIII вида «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»...