Методические рекомендации
статья по музыке на тему

Методические рекомендации для учителей музыки и учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohrani_svoy_golos.docx13.34 КБ
Файл rabota_s_repertuarom.docx15.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         КОУ ОО «Знаменская общеобразовательная школа-интернат»

«Сохрани свой голос»

Рекомендации   для    учащихся       по  охране  голоса

Учитель музыки 1 квалификационной категории

 Худова Татьяна Валентиновна

                                                           

                                                             г. Орёл

                                                                 2016г.

                                         «Я красиво петь могу».

                                                             В. Степанов

«Однажды я разгорячась, воды холодной выпил всласть,

Потом мороженое съел и… захрипел, и засипел.

Стал голос тихим и больным, как будто вовсе не моим.

И, представляете, три дня никто не мог понять меня.

Играли как – то мы в хоккей, кричал я громче всех друзей,

Потом по грудь в сугроб залез – и голос мой совсем исчез.

С тех пор кричать я перестал, воды холодной пить не стал,

Не прихожу домой в снегу… зато красиво петь могу».

Рекомендации

-пойте не громко,  избегая крика

-пытайтесь интонацией подчеркнуть содержание песни

-пойте чаще

-разучивайте песни с голоса, чередуя пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения

-помните о правилах певческой установки

Гигиена голоса

        Гигиена голоса – группа мероприятий , направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

  • Избегать резких температурных перепадов тела, употребления холодных напитков.
  • Проводить общеукрепляющие,  закаливающие процедуры.
  • Избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку гортани.
  • Не петь сразу после приёма пищи.
  • Не перенапрягать голос при заболеваниях дыхательных путей.
  • Не петь на голодный желудок, перед выступлением не есть орехи ,шоколад ,печенье ,виноград.
  • Увлажнять помещение, где очень сухой воздух.
  • Выполнять упражнения, укрепляющие органы дыхания и голосовой аппарат.
  • Своевременно обследоваться у врача – ЛОР.

Лечение

Полезно полоскать горло настоем ромашки ,цветками липы.

Пить  минеральную негазированную воду с тёплым молоком.

Пить сырые яйца – желток, есть морковь ,апельсиновую кожицу , сливочное масло.

Закапывать в нос растительное масло (2 капли).



Предварительный просмотр:

            КОУ ОО «Знаменская общеобразовательная школа-интернат»

«Работа с репертуаром»

(методические рекомендации для учителя музыки)

Учитель музыки 1 квалификационной категории

 Худова Татьяна Валентиновна

г. Орёл

                                                                    2016г.

                                        «Работа с репертуаром»

«Педагог должен быть не только мастером своего дела, но и психологом. Он должен проникать в самую природу своих учеников и чувствовать, что им свойственно ,чего им не хватает , и репертуар ставить в зависимости от того пути , по которому их надо вести». А. Гондельвейзер.

Великий музыкант Антон Рубинштейн указывал, что именно истинно художественная музыка,  непостижимое, отвлечённое высокое искусство доступно детям. Постоянные наблюдения над детьми вполне и на каждом шагу подтверждают этот взгляд. Пошлые мотивы легко и навязчиво вкореняются в детскую жизнь,  у детей появляются привычки к пошлым музыкальным оборотам, эти обороты делаются уже своими ассоциирующимися со всеми явлениями жизни,  быта приобретают для него весьма нежелательную ценность.

В этом случае художественная музыка уже является чем-то чуждым, вкус его уже испорчен. Задача исправления музыкального вкуса требует работы  и энергии от лица, руководящего музыкальным воспитанием детей.

Помимо того, порядочная часть публики ещё сама не воспитана  на художественной музыке , поэтому во многих случаях сама не чувствует, не любит и не умеет дать её детям. Поэтому детей необходимо воспитывать на художественной музыке. Подходить к пониманию наиболее сложных музыкальных произведений следует постепенно и возможно более планомерно. Чем же руководствоваться в выборе репертуара? На этот счёт мнения расходятся. Одни говорят, что надо начинать с простейших музыкальных форм и потом постепенно усложнять, другие – что можно давать и последние - лишь бы было легко и нравилось. Третьи, что надо выбирать красивые песни на свой вкус. Четвёртые предлагают выбирать песни «с отчётливой мелодией и чётким ритмом», и т.д. Много раз проверенные произведения показывают,  что в большинстве случаев двух – трёхнотная песня гораздо труднее усваивается, чем более или менее широко развивающаяся мелодия, потому, что она более выразительна, более интересна. Интерес же возбужденной выразительной мелодией сосредотачивает на ней внимание и благодаря этому укрепляет её в памяти. Чтобы быть музыкантом, экспертом надо самому быть очень большим музыкантом, а ведь за эту оценку берутся сплошь и рядом совсем посредственные музыканты, подчас сами не подготовленные и со слабо развитым музыкальным вкусом , а то и вовсе не музыканты. Необходимо подыскать музыку, отвечающую необходимым требованиям и в то же время художественную. Художественность песне никак повредить не может, а скорее только подчеркнёт идею,  которую хотят внушить ребёнку. Если, например, есть задание показать детям весь ужас рабского труда,  который выполнял подневольный крепостной русский народ то почему бы не дать детям песню «Эй, ухнем», которая его подчеркивает? А если мы эту песню дадим не только как одну мелодию, но и ещё в обработке такого мастера как Римский – Корсаков  и желание так построит жизнь, неужели это будет плохо?

Ясно, что такая музыка ,созданная вдохновением коллективного народного творчества ,да ещё в отделке первоклассного художника, возбудит большую эмоцию ,вызванную состраданием угнетённого народа ,что пробудит в детях протест против рабства  и желание так построить жизнь ,чтобы не было больше рабов и угнетателей и чтобы труд был распределён между людьми правильно. Верный путь к выбору репертуара будет тогда будет тогда,  когда будем брать произведение первоклассных художников ,отмеченных историей и оценённых передовой частью людей. Все выдающиеся композиторы воспитывались на музыке своих великих предшественников. Классические произведения являлись фундаментом их воспитания, а затем уже сами они выходили на новые пути. Репертуар должен отвечать логике усвоения учащимися материала , учитывать конкретные особенности учеников. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лица»  учащихся, вслушиваться в их реакцию ,вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление , побуждает к творческим поискам, развивает их самостоятельность. При выборе репертуара необходимо учитывать черты характера детей, их интеллект , артистизм , душевные качества , наклонности.

Главная задача педагога – ознакомление учащихся с музыкой разных времён и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными задачами ,умение подобрать такие произведения , которые развивают и продвинут их способности. Приступая к подбору репертуара педагог выделяет три задачи:

-воспитание исполнительски – творческого понимания музыки.

-воспитание вокальных навыков учащихся.

-накопление репертуара

        Принципы подбора репертуара.

1.Учёт музыкальных способностей (музыкальный слух, ритм , память и д.р.)

2.учёт психологических особенностей (внимание, мышление ,темперамент и д.р.)

3.Учитывать возраст учащихся.

4.Репертуар должен отвечать критериям художественной увлекательности, педагогической целесообразности, с учётом воспитательных задач.

5.Репертуар должен обладать высокой художественной ценностью.

6.Подбирается репертуар по принципу постепенного усложнения.

Формирование, накопление , и сохранение репертуара должен контролировать педагог , чтобы репертуар не исчез. Репертуар  должен звучать на концертах, классных часах , дне рождения, в лесу , в туристическом походе. Учащиеся всегда должны быть готовы к выступлениям , только тогда это отразится на музыкальной деятельности.

Выступления учеников на сцене невозможно без предварительной подготовки. Для этого необходима психологическая адаптация,  ролевая подготовка – вхождение в образ . В процессе выступления у учащихся формируются такие качества как чувство ответственности ,сила воли ,исполнительский опыт, культура звука.

При систематической и последовательной работе педагога исполнительский репертуар будет формироваться, сохраняться, пополняться, помогая ученикам проявлять инициативу в творческой деятельности и являться важным фактором воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...