Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Музыкальные инструменты. Скрипка"
план-конспект урока по музыке на тему

Отрохов Александр Иванович

Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Музыкальные инструменты. Скрипка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otrohov_2.docx37.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по музыке (2 класс) по теме: 
Технологическая карта урока музыки. 2 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 2 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.

Цели урока:

1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. 

2.     Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.

3.     Знакомство с музыкальными произведениями:

- «Мелодия» П.И. Чайковский;
- «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

- «Каприс № 24» Н. Паганини.

 

Технологическая карта урока музыки по теме «Музыкальные инструменты. Скрипка» 2 класс.  (Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).

Подготовил учитель музыки Куйбышевской СОШ - Отрохов Александр Иванович.

Предмет: музыка 2 класс.

Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка». 

Цели урока:

  1. Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте.  
  2. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.
  3. Знакомство с музыкальными произведениями:

- «Мелодия» П.И. Чайковский;
- «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

- «Каприс № 24» Н. Паганини.

Задачи урока:

•        Образовательные:

  1. Получение  знаний о музыкальном инструменте  – скрипка, истории её создания и особенностях звучания.
  2. Закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского.
  3. Знакомство с музыкальными произведениями  для скрипки Чайковского, Вивальди, Паганини.
  4. Введение музыкального понятия “Каприс”.

•        Развивающие:

      1. Развитие навыков анализа музыкального произведения.

      2. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.

•        Воспитательные:

  1. Воспитание интереса и любви к музыке, миру прекрасного.

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Направленные на достижение предметных результатов:

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский, «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Каприс № 24» Н. Паганини;  

- понимание особенностей музыкального жанра «Каприс».

  1. Направленные на достижение метапредметных результатов:

- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;

- формирование  информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.

- формирование коммуникативных компетенций.

  1. Направленных на достижение личностных результатов:

- формирование интереса к музыкальным занятиям;

- понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

 

- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

Оборудование и средства обучения:

- учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 2 класс;

- магнитофон, компьютер, проектор, экран.

Художественный материал:

- портрет композиторов П. Чайковского, А. Вивальди;

- репродукция картины С. Коненкова «Паганини»;

- изображения музыкальных инструментов;

- К. Глюк. Фрагмент «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (запись);

- П. Чайковский «Мелодия» (запись);

- А. Вивальди. «Гроза» (видеофрагмент);

- Н. Паганини «Каприс № 24» (запись);

-  «Слон  и  скрипочка»  муз. Юдахиной, сл. Татаринова (аудиозапись).

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Само-опре-деление к деятель-ности.

Орг. момент

Звучит «Мелодия»

К. Глюка

Подготовка класса к работе.

Регулятивные:

- настрой на урок.

Личностные УУД:

- формирование эмоциональной отзывчивости.

1.Вхожде-ние в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

- Как называется услышанное нами произведение? Кто его автор? Из какого музыкального произведения этот отрывок?

- Какой инструмент солирует?

- Как звучит голос флейты в этом произведении, какое настроение передаёт флейта?

- Давайте вспомним, а что мы узнали о флейте на прошлом уроке?

Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.

Индивидуальные ответы.

Познавательные УУД:

- повторение ранее изученного материала.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение строить грамотное, красивое сообщение.

Регулятивные УУД:

- контроль;

- коррекция.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыке;

- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

3.Фиксация затрудне-ний в деятель-ности.

- А сейчас мы послушаем ещё одно произведение, которое тоже называется «Мелодия», но автор его П.И. Чайковский.

(Слушают «Мелодия» П. И. Чайковского)

- Как вы думаете, похожи ли эти произведения: «Мелодия» Глюка и «Мелодия» Чайковского, и чем они отличаются друг от друга?

- Верно, мы слышим солирующее звучание другого инструмента, и вы правильно определили, что это скрипка.

(показ скрипки).

- Что вы знаете об этом инструменте?

- Где и когда появились первые скрипки?

- Каких известных скрипачей вы знаете?

Слушание музыкального произведения.

Выявление характерных при-знаков произведений (анализ характер звучания, узнавание музыкальных инструментов);  сравнение и поиск схожести и различия.

Ответы на поставленные вопросы и выяснение недостатка имеющихся знаний по обсуждаемому вопросу.

Познавательные УУД:

- знакомство с новым музыкальным произведением:

«Мелодия» П. И. Чайковского).

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

- умение сравнивать, видеть общее и различие;

- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.

4.Определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка».

А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент  и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки.

Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение темы и целей урока;

Регулятивные УУД:

- планирование деятельности на уроке.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение слушать и размышлять.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыкальным занятиям.

5.Построение проекта выхода из затруднений.

- Откройте с. 100 в учебнике и посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». Попробуйте описать этот инструмент.

- А теперь прочитайте статью в учебнике на с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о скрипке.

(Учитель расширяет сведения, полученные из учебника).

Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из  ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.

Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.

Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

- Давайте сейчас ещё раз послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом?

(Звучит запись произведения).

- О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?

- Именно благодаря теплому певучему

задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы

чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты:

Звезды водят хоровод.

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка.

П. Синявский, «Мелодия»

- Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем,  как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

(Звучит произведение

 А. Вивальди. Гроза.  Из цикла «Времена года»).

- Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

- Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.

Работают с учебником: описание-рассуждение о репродукции к картине.

Читают статью учебника о скрипке и готовят небольшой рассказ об инструменте.

2-3 ученика, дополняя друг друга, рассказывают о скрипке.

Слушают дополнения учителя.

Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём рассказывает скрипка.

Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки.

(Возможные ответы детей:

-настроение оживления, волнения, пробуждения, мечтательности, поэтичности).

Слушают пояснения учителя.

Слушают фрагмент «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди (названия произведения не знают), пытаются, проанализировав те чувства и настроения, которые вызывает музыка, придумать ей название.

Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно...) и

обосновывают выбранное название произведения.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и выделение информации;

- осознанное построение речевого высказывания;

- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский и «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения;

Регулятивные УУД:

-прогнозирование.

Коммуникатив-ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыке.

6.Первичное закрепление

- Вспомните имена великих мастеров, которые делали скрипки, и известных исполнителей-скрипачей.

Сказка об Антонио Страдивари.

В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— рассказывает одна старинная легенда,—волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

—   Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.

—   Я  хочу жить вечно,— ответил юноша.

—   Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

—   Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

-              Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя  этого  мастера   известно  всему  миру — Антонио Страдивари.

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке  - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии.

(Рассказ о Н. Паганини).

Музыкант - легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей.  Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили,  что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу.

- Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»).

- Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, и поработаем с нашими  словарями эмоциональных терминов.

(Слушание произведения

Н. Паганини «Каприс № 24»).

- Скажите, звучание какого инструмента вы услышали?

- Какая музыка была по характеру?

- Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему? 

Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро.

Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть.

Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к  своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе?

Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность- всё это сочетается в жанре

 «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке.  Можем ли мы назвать виртуозом  Н. Паганини?

Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока.

Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) рассказывают о творчестве виртуозного итальянского скрипача Н. Паганини и о жизни скрипичного мастера Антонио Страдивари.

 

Рассматривают репродукцию картины С. Коненкова «Паганини», пытаются нарисовать с её помощью образ великого музыканта.

Слушают произведения

Н. Паганини «Каприс № 24».

Беседа.

Осознание смысла нового музыкального термина «каприс», знакомство с особенностями жанра «Каприс».

Делают пометку о новом жанре в музыкальной тетради.

Познавательные УУД:
- расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки;

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

- знакомство с музыкальным жанром «Каприс».

Регулятивные УУД:

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение слушать;

- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;

- участие в коллективном обсуждении проблем урока.

Личностные УУД:

- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

- понимание эмоциональной силы музыки.

7.Физ. пауза.

Музыкальная игра «Тук-тук, молотком».

Музыкально-

ритмические движения.

Коммуникатив-ные УУД:

- учатся взаимодейство-вать в совместной музыкальной деятельности.

Личностные УУД:

- формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.

8.Вокально-хоровая работа

1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка)

2.Дыхательная гимнастика.

3.Распевание.

- «Петушок»;

- «Лесенка» муз. Тиличеевой сл. Долинова.

4.Разучивание новой песни «Скрипочка и слон».

- Показ песни « Слон и скрипочка»  учителем.  

- Разучивание по фразам.

- Пение трудных мелодических оборотов.

- Работа  над текстом.

- Показ игры на воображаемой скрипке в 1  и 3 куплетах.

- Исполнение с движением.

Коллективно-исполнительская деятельность.

Познавательные УУД:

- знакомство с мелодией и словами новой песни.

Регулятивные УУД:

-

Коммуникатив-ные УУД:

- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностные УУД:

- формирование исполнительских навыков;

- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

8.Самос-тоятельная работа с взаимопроверкой по коллективно созданному эталону.

(Проверяет, усвоен ли учебный материал).

- Перед вами лежат небольшие тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-).

Тест.

1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…

2.Родина скрипки – Россия…

3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…

4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди…

5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…

6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма…

 

Ответы.

  1. +
  2. +
  3. +
  4. +

- Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»;

Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника.

 Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа).

Взаимопроверка по коллективно созданному эталону.

(Обсуждение правильных ответов).

Оценивание собственных работ.

Познавательные УУД:

- развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;

- осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;

- оценивание качества усвоения.

Коммуникатив-ные УУД:

- взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.

Личностные УУД:

- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

9. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»?

- А работу класса в целом?

Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного.

«Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен,

Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.

Регулятивные УУД:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- смыслообразо-вание.

10.Домашнее задание

- Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.

Слушают домашнее задание.

Познавательные УУД:

- поиск и чтение художественных произведений о скрипках и скрипачах.

Регулятивные УУД:

- целеполагание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. МУЗЫКА. «Волшебство музыкальных инструментов. Виды оркестров»

Класс:5Тема урока «Волшебство музыкальных инструментов. Виды оркестров»Тип: открытие новых знанийЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышлениеМузыкальный материал: С.С. Прокофьев «Золушка», М...

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальные инструменты. Времена года П. Чайковский" (4 класс)

Цель: знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов группы медные духовые. ...

Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"

Технологическая карта открытого урока музыки  Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"...