Рабочая программа по предмету "Музыка", 9 класс, надомное обучение.
рабочая программа по музыке (9 класс) на тему

Калугина Лидия николаевна
Рабочая учебная программа по музыке для 9 класса 0,25 часа в неделю (всего 8,5 часов) -надомное обучение. 9 класс « Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая  учебная  программа  по музыке  для  9  класса

0,25 часа  в неделю (всего 8,5 часов)

Пояснительная записка

9 класс « Музыка»

Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Ведущей содержательной линией курса IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на  осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.

Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре»

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско – эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

       Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».

Музыкальная форма – как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.

        Драматические, лирические, характерно – бытовые и народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно – симфонической, кантатно – ораториальной музыки).

Раздел 2.  « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее,            

                      будущее»

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно – жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.

        Восприятие – осознание – воспроизведение (исполнение) – оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов 

Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- понимать роль музыки в жизни человека;

- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

- оценивать произведения разных направлений  музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- совершенствовать умения и навыки самообразования

- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,

- понимать роль музыки в жизни человека;

- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

Учебно-тематическое планирование  по музыке

Количество часов   всего: 8,5 ч.; в неделю 0,25 час

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству;

- программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка»» для 9 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;

- учебного плана общеобразовательного учреждения.

Учебно – методический комплект:

 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). –

М.: Просвещение, 2009.

Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 9 класс.

Дополнительная литература:

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.


№ п\п урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

    Вид урока  

Наглядные пособия

Домашнее задание

Вид контроля

1

Образ человека в мировой музыкальной культуре

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего

Урок формирований совершенствования

знаний.

Урок – путешествие

Презентация,

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск  

Эссе

«Искусство

музыкальных

звуков»

Устный

2

Народно  -эпические, характерно – бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок – обзор  

Презентация,

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск  

Подобрать иллюстрации  к музыке

Музыкальная викторина

3

Лирические, драматические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства

 1ч

Урок формирований совершенствования

знаний.

Урок – экскурсия

Презентация,

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск  

Анализ любимого музыкального образа

Устный опрос

4

5

Образ человека в мировом

искусстве  

Традиции и новаторство

в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее,

будущее

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (колокольность в музыке)

4,5ч

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Урок – викторина

Урок формирований совершенствования

знаний.

Урок – исторического путешествия

Презентация,

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск  

Презентация,

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск  

Сопоставить с картинами художников

Выявить традиции и новаторство в музыкальных

произведениях

(колокольные звоны храмов России, концерт № 2 Рахманинова,

Кикта «Фрески

Софии Киевской»)

Викторина  

Устный контроль

6

Новаторство в симфонической музыке

Д.Д.Шостаковича

Урок закрепления

             и совершенствования

знаний. Урок –

путешествие

Презентация, аудиодиск, учебник,

хрестоматия

Подобрать иллюстрации к музыке Шостаковича

Музыкальная викторина  

7

Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация)

Урок формирований совершенствования

знаний.

Урок – эврика  

Презентация, аудиодиск, учебник,

хрестоматия

Объяснить значение традиций и новаторства в жизни человека

Устный опрос

8

Рок – опера

Урок закрепления

             и совершенствования

знаний.

Урок  -  дискуссия  

Презентация, аудиодиск, видеофрагмент,

дидактический

материал  

 

Объяснить значение традиций и новаторства в

Рок- опере

Выходная

диагностика

9

Мировое значение музыкального искусства

0,5ч

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Урок – викторина

Аудиодиск,

хрестоматия,

раздаточный материал,

учебник  

Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс...

Методическая разработка рабочей программы по геометрии для надомного обучения 11 класс.

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 11 класс....

Рабочая программа по русскому языку надомного обучения. 8 класс

Рабочая программапо  русскому языкудля 8  класса/надомное обучение/на  2015/ 2016  учебный год...

Рабочая программа по английскому языку (надомное обучение) УМК “Enjoy English” М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева 6 класс

Данная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа дает ус...

Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение

Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение...

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...