Конспект занятия по вокалу
план-конспект по музыке на тему

Угарова Александра Валерьевна

Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования и развития навыков певческой артикуляции и дикции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vokalu_2dopoln.docx33.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

  дополнительного образования

   «Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»  

Конспект занятия

«Развитие артикуляции и дикции на занятиях

по вокалу»

                                                                 

                                                                           Угарова

                                                                           Александра Валерьевна,

                                                                           педагог дополнительного

                                                                           образования

                                                                           высшая квалификационная

                                                                           категория

г. Арзамас

2016г.

Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования и развития навыков певческой артикуляции и дикции. Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем 4 – го года обучения. Возраст обучающихся 11- 14 лет.

Цель занятия:   формирование и развитие навыков певческой артикуляции и дикции для выразительного исполнения песен.

Задачи:

  • правильное  выполнение  комплекса  упражнений;
  • развитие  подвижности артикуляционного аппарата, четкой дикции;
  • правильное звукообразование;
  • выразительное пение.

                               План проведения занятия

  1.  Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Правильная певческая позиция.
  2. Подготовительный этап. Артикуляционная гимнастика. Интонационно-фонетические упражнения. Дыхательная гимнастика.
  3. Основной этап:
  • вокально-интонационные упражнения;
  • работа над репертуаром (над звукообразованием, над чистотой интонации, над выразительным пением, над  трехголосием).
  1. Рефлексивный этап: самооценка детей своего исполнения, эмоционального состояния.
  2. Итоговый этап. Исполнение песен от начала до конца под фонограмму  выразительно и с движениями. Подведение итогов (ошибки и успехи каждого ребенка).

              I.Организационный этап

                     Начало занятия  

Правильная певческая позиция: встать прямо, плечи развернуты и опущены вниз, упор на обе ноги, руки  и грудь свободны. Голову держать прямо, не запрокидывая назад и не поднимая вверх. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Улыбка на лице и в глазах (ощущение высокой певческой позиции).

                            II.Подготовительный этап

                          Артикуляционная гимнастика 

Начинаем  с гимнастики языка:

1.Покусываем язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как будто жуем его.

2.Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3.Несколько раз высовываем язык до отказа и убираем назад, при этом слегка прикусывая его.

4.«Укалываем» острыми движениями языка щёки в подвижном темпе.

5.Почувствуйте кончик языка, он активный и твёрдый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто беззвучно говорите:  «да-да-да-да». Хорошо в этот момент представить себе "высокое нёбо" и объёмный рот.

6.Активизации языка способствует энергичное произнесение согласных: Т-Д, Т-Д, Т-Д или в обратном порядке. Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Можно строчить языком как из пулемета звуками  «т-т-т-т-т-т», затем звуками «д-д-д-д-д-д».

Теперь делаем гимнастику для губ:

1Улыбка» - на счёт «раз» — губы вытянуть как для поцелуя,

   на «два» — растянуть губы в улыбку, не обнажая зубов (8-10 раз).

2.Покусываем нижнюю губу, верхнюю губу, втягиваем щеки и закусываем боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

3.«Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы (по 4-6 раз).

Следующий этап – скороговорки. Проговариваем их в разных темпах, с разными творческими задачами (меняем интонацию, передаём разное настроение, говорим в виде диалогов, двухголосно, трёхголосно, с разными логическими ударениями, проговариваем на одном дыхании несколько скороговорок и пр.):

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. Дом гнома, гном дома.
  3. Сорок сорок ели сырок.
  4. Проворонила ворона воронёнка.
  5. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель!

И матросы три недели карамель на мели ели!

  1. На дворе трава, на траве дрова.
  2. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Все скороговорки говорим на дыхании, направляем его к корням верхних зубов, в твёрдое нёбо.

                    Интонационно—фонетические упражнения

  1. Упражнение «Страшная сказка».

Здесь  осваивается  последовательность  гласных  в  низком  грудном  режиме (начинаем  с  p и доводим до f )

- угрожающая интонация - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ.

- обратный порядок - Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Челюсти во время этого упражнения раздвинуты максимально.

     2. Упражнение  «Вопросы - Ответы».

На  этом  упражнении  осознается  наличие  в  голосе  двух режимов гортани: грудного и фальцетного. Исходное  положение  такое  же. Рот  открыт  максимально,  и  пальцы контролируют  мягкость  щек. На этом  упражнении  мы  проверяем  регистровый  порог. Основной элемент - скользящая  восходящая  и  нисходящая  интонация  с  резким  переходом из одного регистра в другой.

У / о, У \ о, О / а, О \ а, А / э, А \ э, Э / ы, Э \  ы, Ы / и, Ы \ и.

    3.Сильно и активно произносить согласные звуки в следующей          последовательности:  Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж. Каждый звук произносится 4 раза.

                                  Дыхательная гимнастика

  1. Активный вдох и выдох через нос (6 раз).
  2. Энергичный вдох через нос и выдох через рот (6 раз).
  3. Вдох через рот, выдох через нос (6 раз).
  4. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую, зажимая пальцем нужную (6+6 раз).
  5. Присесть с выдохом на «ох», «ах». Встать со вдохом (6 раз).
  6. Втянуть (как насосом) воздух через губную гармошку до полного объёма лёгких, а потом так же постепенно выдохнуть (6 раз).

                                    III. Основной этап

                          Вокально - интонационные упражнения

Все упражнения выполняются по восходящей и нисходящей хроматической  секвенции в диапазоне:  сольм - соль2.

1. Пение с закрытым ртом, слегка разомкнув губы, с высоким нёбом с ощущением зевка на сонорном согласном звуке «М». Необходимо для выравнивания тембрового звучания, слуховой настройки.

2. Упражнение на расширение диапазона, построенное на восходящем  и нисходящем движении: вверх - мажорное трезвучие на полторы октавы, вниз - D3/4.Исполняется с помощью губных трелей.

3. То же. Исполняется с помощью трелей языка.

4. Отработка мягкой и точной атаки звука. Упражнение на одном звуке на легато с последующим «качанием» звука на полтона вверх и назад:

ДИ-ДЭ-ДА-ДО-ДУ; Ди-и-Дэ-э-Да-а-До-о-Ду (на одном дыхании).

5. Упражнение на легато и стаккато.  На одном звуке стаккато: Ми-и-и-и-Мэ-э-э-э – вверх и вниз поступенно 3 звука легато: Ма-а-а-А-а-а (с задержкой  на верхнем звуке). Перед слогом «Ма» - короткий вдох.

6. Упражнение на дыхание, основано на звуках трезвучия с движением вверх и вниз на стаккато: ЗИ-и-и-и-РЭ-э-э-э-ЛЁ-о-о-о-ДА.

7. Упражнение на дикцию, четкое произношение согласных звуков. Исполняется в высокой позиции на легато:

              ЗИ-и-и-РЭ-э-э-ЗИ-и-и-РЭ-э-э-МА.

Ступени: V- VI-V-IV-V-IV-III-IV-III-II-III-II-I.

                                  Работа над репертуаром

Работа над песнями «Птицы белые» и «Огонь души».

1.Работа над единым гармоническим ансамблем – слияние голосов по высоте. Выстраиваем гармонический ансамбль – полное равновесие всех вокальных партий  с некоторым усилением мелодического голоса. Из общего ансамбля  выделяем наиболее важные гармонические звуки. Мелодия должна звучать отчетливо, выпукло, чуть громче сопровождающих голосов, но при этом сохраняется «плотное»  звучание всей вокальной гармонической фактуры.

2. Работа над единым ритмическим ансамблем - все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом вокального исполнения. Учимся петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения.

3.Работа над единым тембровым звучанием. Стремимся, чтобы различные по тембру голоса при едином принципе дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции во время пения сливались в общий ровный тембр ансамбля, согласующийся с музыкально-образным содержанием  произведения.  Работаем над тембром, изменяя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо, преображая мимику. Главное - понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа.

4. Работа над единым динамическим ансамблем – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания вокальных партий в общем ансамбле. Для достижения согласованной громкости звучания вокальных партий в общем ансамбле устанавливаем подвижные нюансы: усиление звучности – crescendo (крещендо), а также и ослабление звучности – diminuendo (диминуэндо).

5. Работа над единым дыханием. Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука также обусловлен характером произведения. Отрабатываем одновременный  вдох  в заранее отмеченных в партитуре местах.

6.Работа над единой артикуляцией и дикцией. Работаем над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы) в каждой вокальной партии и в ансамбле в целом; такая однотипность гласных, их единый характер способствует наилучшему звучанию, совершенствуя вокальный ансамбль. Работа над единой дикцией: проработка сложных слов. Для выработки хорошей дикции четко проговариваем текст. Акустическая громкость согласных значительно меньше, чем громкость гласных, поэтому предварительно необходимо следить за их ясным произношением, при условии выдерживания длительности гласных. В работе над дикцией при пении ставим правильное формирование звуков. Обучающиеся произносят слова несколько преувеличенно, выговаривая их остро, мелко, близко. Уделяем внимание трудным для произношения в пении согласным. Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны.

7.Работа над единой фразировкой. Владеть фразировкой - значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль. Разбиваем произведение на фразы и в каждой фразе  выделяем главное слово, основную мысль. Для достижения выразительной фразировки используем  агогику, динамику, дыхание, тембр, цезуры.

Сначала песни исполняем под фортепианное сопровождение, сложные моменты отрабатываем а капелла. Затем исполняем произведение под фонограмму(-).

 

                                  IV. Рефлексивный этап

Самооценка детей своей работоспособности,  эмоционального состояния. Разбираем, что получилось лучше, что – хуже, в чем были ошибки, как их нужно исправить.

   

                                      V. Итоговый этап

Исполнение песен от начала до конца под фонограмму  выразительно и с движениями.

Заключение. Итак, для выразительного исполнения вокального произведения необходимо владение дыханием, динамикой звука; для передачи эмоционального содержания требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в патриотическом), различного соотношения между верхними и нижними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания. Таким образом, очевидно единство художественных и технических навыков в пении.

Список  использованной литературы

 1.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.

   Ростов-на-Дону: Феникс,2007.

 2.Никольская С.Т.  Работа с голосом. Техника речи (методические  

  рекомендации) М.: Знание, 1978.

3. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием,

    голосом, дикцией, орфоэпией. Учебно-практическое пособие. М.:

    Педагогическое общество России, 2005.

4. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.  

     С.-Петербург    Лань, 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспектов занятий по вокалу

Конспекты по вокалу, разработанные мной, помогают следить за динамикой развития ученика. Конспекты из трех частей: дыхательная гимнастика, работа над голосом и работа с песней....

План-конспект занятия по вокалу

Раздел программы: Музыкальная грамотаТема: Пение по нотам...

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...

План – конспект занятия по вокалу Пение вокальных упражнений, работа над музыкальным произведением "Лев - Брадобрей"

Цель занятия: Работа над вокальными упражнениями и музыкальным произведением «Лев и Брадобрей».Задачи занятия:Демонстрация упражнений на «постановку вокального дыхания»...

План – конспект занятия по вокалу Формирование у обучающихся исполнительских вокальных умений и навыков

Цели занятия:     1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.    2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­дость ...

Конспект занятия по вокалу для детей второго года обучения

Конспект занятия по вокалу для вокальной группы "Ника"...