Пришло Рождество - начинай торжество
план-конспект урока по музыке по теме

Борисова Ирина Анатольевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Факультет музыки

Международная научно-практическая конференция

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование информационных технологий в области общего музыкального образования

Борисова Ирина Анатольевна

ГБОУСОШ №512

Санкт – Петербург

2013


План:

  1. Введение
  2. Информационно компьютерные технологии  и современный урок музыки

Интернет в музыкальном образовательном пространстве

Основные направления применения компьютерных  технологий на уроках музыки.

  1.  Заключение

I.  Введение

В условиях нового времени использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Процесс информатизации образования в настоящее время находится в стадии интенсивного роста. Новые информационные технологии, возникающие как следствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Идёт поиск приёмов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволили бы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

 предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

 ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;

 движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

 ИКТявляется отличным средством для решения задач обучения.

II. Информационно компьютерные технологии  и современный урок музыки

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека. Молодое поколение, в большинстве своём,  не имеет четкого представления о том, какую практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому.

 И в этих условиях возникает необходимость сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся. Через формирование слушательского интереса, достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания эстетического вкуса и высоких нравственных качеств.

Чтобы решить поставленные задачи, урок необходимо  сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.  Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.                                                                        

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.                                                                        

Использование современных информационных технологий позволяет осуществить ранее неосуществимое в рамках урока музыки – соединить два важных вида восприятия музыкального произведения – слуховое и визуальное. Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.

Это способствует наилучшему пониманию предмета, делает урок ярким, запоминающимся, интересным  для учащихся, формирует эмоционально положительное отношение к музыке.

Интернет в музыкальном образовательном пространстве

Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Качественное  звуковоспроизведение музыкальных произведений, возможность непосредственного погружения в концертную обстановку, виртуального перемещения в музыкальный театр, видения изучаемого предмета: музыкального инструмента,  жанра, исполнителя – всё это неполный перечень новых возможностей  современного урока музыки.  Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете:

  1. видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,
  2. зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
  3. звуковой ряд: звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  4. литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.
  5. анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

 Так же это даёт возможность широкой исследовательской и творческой деятельности учащихся: создание  и озвучивание мультимедийных презентаций, видеороликов, сочинения собственных мелодий…

            Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки  – это объективная необходимость, продиктованная самой жизнью.  Компьютер -

  • источник учебной информации
  • наглядное пособие
  • средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  • средство подготовки выступлений.

              Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

              – личностному развитию учащихся;

– повышению интереса школьников к урокам музыки;

– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

– воспитанию активности и самостоятельности;

– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;

– формированию у школьников основ теоретического мышления,                                                                                          - развитию творческих способностей учащихся

Основные направления применения компьютерных  технологий на уроках музыки.

         Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

  •  прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;                                                                          
  • вокально-хоровая работа (использование минусовок,  визуального ряда для разучивания песен) ;
  •  изучение истории и теории музыкального материала;
  •  получение разнообразной  музыкальной информации с использованием сети Интернет;
  1. Заключение

Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет-технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей.

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:                                  

- систематичность применения ИКТ.

- компетентность учителя в компьютерных технологиях.

- интерес и инициатива учителя.

- творческий подход в применении ИКТ.

- свободное владение современными  техническими средствами.

-программно – методическое и техническое  обеспечение.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.  Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Источники информации:

  1. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»

  1. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/novye-informacionnye-tehnologii-v-muzykalnom-

obrazovanii.html

  1. http://www.coolreferat.com/Применение_информационных_технологий_в_музыке_часть=2
  2. http://allforchildren.ru/songs/kid35.php

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Факультет музыки

Международных научно-практических конференций

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование современных и информационных технологий в области общего музыкального образования.



Предварительный просмотр:

Методологические проблемы

 современного музыкального образования

Статья

Тема: Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.

                                             

                                                    Автор статьи: Борисова Ирина Анатольевна

                                                        Должность: учитель музыки

                                       Место работы: ГБОУСОШ № 512

                                           Адрес: 192029 г. Санкт – Петербург,

                              Невский р-н, ул. Ткачей д.5 кв.21,

                                 тел. (812)5745209;89119123695;

                        e-mail: ira.sura@yandex.ru

Санкт – Петербург

2012

Оглавление:

Введение.  Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта.

Глава 1. Из истории музыкального просветительства России.

1.1.   Музыкальное просветительство в дореволюционной России.

  1. Музыкальное просветительство послереволюционного периода.
  2.  Современная музыкально -  просветительская деятельность.

Заключение.

Литература.

Введение.  Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта

Социологические исследования последних лет говорят о том, что в нашей стране произошли большие изменения в области культуры. Перестройка 90-х годов в России привела к тому, что  в стране мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие и т.п. Духовному миру человека противопоставлены стереотипы потребительства и прагматизма. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи.

Критическое состояние духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасение. Утрата нравственных ориентиров, растворение национальной самобытности в массовой культуре отрицательным образом сказались на обще-музыкальном образовании и воспитании целого поколения.

В настоящее время в средствах массовой информации широкое распространение получили произведения «массовой культуры», как правило, низкого качества, оттесняющие на задний план музыкальную классику, духовную и подлинно народную музыку, которые в такой социокультурной ситуации оказываются по своей сути искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения.

Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности а, зачастую и потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. В этом факте кроется опасность обеднения духовного мира человека, оскудение его мироощущения, и, как следствие, формирование нежелательных черт в его характере.

Отсутствие должного внимания эстетическим и этическим вопросам воспитания привело  почти к полной деградации большей части современной молодёжи. О губительном влиянии безнравственной музыки на детей предостерегал В.А.Сухомлинский: «… стихийное ,  неорганизованное   воздействие   на   детей   кино , радио и телевидения не способствует,  а , скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие  стихийных  музыкальных впечатлений» [5,171]. Противоядием негативному воздействию музыкальной поп-масс-культуры является классическая и народная музыка. Однако, чтобы воспринимать классическую музыку, ее надо слушать и понимать с детства. Современной молодёжи, в большинстве своем, эта область музыкальной культуры не интересна. Классическая и народная музыка все реже звучит в повседневной жизни, ее не слышит и не желает понимать целое поколение молодежи. Изменить сложившуюся сегодня критическую ситуацию в обществе можно лишь возрождением просветительства - проводника культуры и духовности нации.

  1. Из истории музыкального просветительства России
  1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России

Музыкальное просветительство в России возникло более ста лет назад. Оплотом музыкального просветительства в России было Императорское Российское музыкальное общество. Открытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России, свидетельствовали о большом размахе народного просветительского движения.

Такие деятели музыкальной культуры, как композиторы «Могучей кучки», М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов были великими просветителями своего времени, активными пропагандистами своей национальной музыкальной культуры.

Многие выдающиеся композиторы и исполнители этого периода считали просветительство высшей формой музыкальной деятельности: «Думалось, что, может быть, самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от её великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» – подчёркивал Б.В.Асафьев [4,65].

  1. Музыкальное просветительство послереволюционного периода

В первое послереволюционное десятилетие молодая страна Советов в число важнейших задач поставила задачи просвещения рабочих и крестьян. Для решения задач музыкального просвещения стало необходимым развитие профессионального музыкального образования и обще-музыкального воспитания.

Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки,  хоровые кружки, оркестровые и театральные коллективы. В оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы. С подобными программами филармонические коллективы выступали и на школьных площадках, в пионерских лагерях и.т.д.  

Для взрослого населения в Петербурге, а, затем, в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения. Требования к специализированным музыкальным  школам заключалось в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы.

В свете решения этих задач были национализированы Петербургская и Московская консерваторий, обучение в которых стало бесплатным. Музыкальному просветительству была подчинена в значительной степени концертная деятельность консерваторий. Студенты и преподаватели регулярно выступали с лекциями-концертами для населения. Они несли в массы прекрасные образцы симфонической, оперной и камерной музыки.

 В ходе реформ музыкального образования учебные заведения были разделены на три типа: музыкальные школы,  техникумы и консерватории. Большое место в их работе занимала просветительская деятельность. С огромным энтузиазмом педагоги и учащиеся вели систематическую концертную деятельность. Музыкальные учебные заведения стали очагами музыкального просвещения населения районов и городов.

Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей всей страны. Солисты и участники камерных ансамблей, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов ездили с концертами в самые отдалённые уголки страны.

Большой популярностью пользовался «Московский университет музыкальной культуры для детей и юношества», который ежемесячно проводил свои концерты-лекции в Колонном зале Дома Союзов, а затем в Большом зале консерватории.

В Ленинграде эту работу возглавил методический центр «Дом художественного воспитания детей».

     Зарождались прекрасные традиции музыкального просвещения детей и юношества в больших и маленьких городах России. Виднейшие музыкальные деятели Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, В.Г.Каратыгин, Н.Л.Гродзенская, В.Н.Шацкая, А.Д.Кастальский, Н.Я.Брюсова, считали, что главное в музыкальном воспитании не абстрактное усвоение правил, а умение привить детям потребность слушать музыку, воспроизводить её и даже «производить».

Тесная связь с профессиональными музыкантами способствовала небывалому росту музыкальной культуры простого населения. В результате чего образовывалось множество новых самодеятельных музыкальных коллективов, появлялись  талантливые исполнители, переходившие зачастую на профессиональную работу. Культурно-просветительское движение распространилось по всей стране и охватило различные слои общества.

Музыкальное просветительство в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи просвещения масс были поставлены на уровень государственной политики. Главным непременным требованием к таким мероприятиям был высокий художественный уровень музыкальных произведений.

1.3. Современная музыкально -  просветительская деятельность.

 Современное отечественное музыковедение, многие годы разрабатывавшее научные и педагогические направления в академическом образовании, явно снизило интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в искусстве.

Сегодня мы зачастую сталкиваемся с тем фактом, что, педагоги  музыкальных учебных заведений ставят перед собой задачу  обучения игре на инструменте  на первый план, по отношению к духовно – эстетическому воспитанию учащегося, пониманию  просветительской миссии будущего музыканта-профессионала или любителя. Основное внимание в музыкальных учебных заведениях отдаётся выполнению программ, подготовке к экзаменам, зачётам, конкурсам и т.д. Педагоги больше всего заботятся о том, чтобы вырастить солиста-исполнителя. «Нередко даже в музыкальной школе детей учат не музыке, а лишь игре на инструменте, и поэтому многие из них, вступая в самостоятельную жизнь, легко расстаются с музыкой. Их собственное восприятие музыки порой становится вялым и пассивным. А ведь они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих» – считает М. А. Гольденштейн [4,21].  В этой связи нельзя не согласиться со словами профессора Г. Р. Гинзбурга, заявившего в одном из своих выступлений: «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» [6,127].

Новое время, новые информационные технологии ХХ-ХI веков открыли перед музыкантами большие возможности в получении и передаче музыкальной информации, ее обработке и воспроизведении. Сегодня просветительство вооружено информационной и технической базой. Остается только подготовить передовые кадры музыкантов- просветителей и с их помощью создать новую систему музыкального просветительства в России. Подготовка или переподготовка нового поколения музыкальных просветителей - задача сегодняшнего дня. Так, во многих музыкальных и музыкально- педагогических Вузах России вводятся новые специальности и специализации, связанные с просветительской направленностью. Пересматривается учебный план, реализуются новые спецкурсы (например, «Просветительская деятельность учителя музыки» и другие).

Проблема просветительства широко рассматривается на межрегиональных и общероссийских педагогических конференциях, находит отражение в печати.

В некоторых ведущих российских консерваториях (Нижний Новгород, Казань, Москва) на базе академического музыковедения открываются дополнительные образовательные направления: «Музыкальный критик-журналист СМИ и редактор музыкальных программ ТВ, радио программ», «Лектор-музыковед».

Заключение

Влияние на общественную жизнь музыкального просветительства бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. Уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно - просветительскую работу.

Музыкально - педагогические Вузы и консерватории должны обеспечить кадровый потенциал музыкантов - просветителей, которые должны стать трибунами духовного и культурного возрождения России. В крупных городах этим должны заниматься не только театры, Вузы, филармонии, но и музыкальные школы, клубы, дома и дворцы культуры. Необходимо наладить связь филармоний, театров со школами, больницами, предприятиями. Чтобы в каждую школу один или два раза в месяц приезжали с лекциями-концертами артисты или музыканты.

 В настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности, однако эти положительные тенденции занимают в общей картине музыкальной культуры страны, к сожалению,  не самое большое место. Понадобятся десятилетия интенсивной работы, прежде чем восстановятся утраченные Российские традиции музыкального просветительства. 

Литература:

  1. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992.
  2. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1982.
  4. Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 - М., «Музыка», 1981.
  5. Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998.
  6. Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1970.
  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Сов. композитор», 1989.
  2. Сухомлинский В. А. О воспитании. –  М., «Педагогика», 1973.

9. Сухомлинский В. А. Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985  OCR Конник М.В.

10. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С-П., «Лань», 2001

Приложение

Аннотация к статье

В статье «Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе»  рассматривается проблема падения культуры и критическое состояние духовного уровня населения нашей страны, особенно молодёжи. Обращается внимание читателя на вопрос утраты людьми нравственных ориентиров, растворение национальной самобытности в массовой культуре, снижения уровня обще-музыкального образования и воспитания целого поколения. Поднимается вопрос популяризации классической и народной музыки, которая все реже звучит в повседневной жизни и ее не слышит  и не желает понимать целое поколение молодежи.

 Изменить сложившуюся сегодня критическую ситуацию в обществе, по мнению автора, возможно лишь возрождением музыкального просветительства - проводника культуры и духовности нации.

 Проанализировав историю музыкального просветительства России дореволюционного, революционного,  послереволюционного и современного периодов, автор делает вывод о важной  роли музыкального просветительства  в приобщении людей к высочайшим образцам музыкального искусства, которое способно вызывать в людях катарсис, влиять на формирование  общечеловеческой культуры, духовности, нравственности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российский государственный университет имени А. И. Герцена Факультет музыки Международная научно – практическая конференция Методологические и методические проблемы общего музыкального образования. Доклад Тема : Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе. Автор : Борисова Ирина Анатольевна Должность : учитель музыки Место работы : ГБОУСОШ № 512 Адрес: 192029 г. Санкт – Петербург, Невский р-н, ул. Ткачей д.5 кв.21, тел. (812)5745209;89119123695; e-mail: ira.sura@yandex.ru

Слайд 2

Оглавление: Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта. Глава 1. Из истории музыкального просветительства России. 1.1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России. 1.2. Музыкальное просветительство послереволюционного периода . 1.3. Современная музыкально - просветительская деятельность. Заключение. Литература.

Слайд 3

Социологические исследования последних лет говорят… Отношение молодежи к идеалам Мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи.

Слайд 4

Отношение молодежи к идеалам (в молодежных подгруппах) Критическое состояние духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасение.

Слайд 5

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, % Музыкальная классика, духовная и народная музыка оказались искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения.

Слайд 6

Опасность обеднения духовного мира человека… Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности а, зачастую и потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры .

Слайд 7

О губительном влиянии безнравственной музыки на детей «… стихийное , неорганизованное воздействие на детей кино , радио и телевидения не способствует, а , скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений» Сухомлинский В. А.

Слайд 8

Из истории музыкального просветительства России Музыкальное просветительство в дореволюционной России Открытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России. Оплотом музыкального просветительства в России было Императорское Российское музыкальное общество Композиторы « Могучей кучки » - М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов были великими просветителями своего времени, активными пропагандистами своей национальной музыкальной культуры .

Слайд 9

«Думалось, что, может быть, самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от её великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» Б.В.Асафьев Бори́с Влади́мирович Аса́фьев (литературный псевдоним — И́горь Гле́бов). Русский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог.

Слайд 10

Музыкальное просветительство послереволюционного периода Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки, хоровые кружки, оркестровые и театральные коллективы. В оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы. С подобными программами филармонические коллективы выступали и на школьных площадках, в пионерских лагерях и.т.д .

Слайд 11

Концерты профессионалов в самых отдалённых уголках страны. Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей всей страны. Солисты и участники камерных ансамблей, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов ездили с концертами в самые отдалённые уголки страны.

Слайд 12

«…Они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих». М. А. Гольденштейн Виртуозы Якутии и не только… Молодые таланты России Звезды музыкальных театров Исполнители - просветители «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» Г. Р. Гинзбург

Слайд 13

Литература: Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1982. Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 - М., «Музыка», 1981. Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998. Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1970. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Сов. композитор», 1989. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., «Педагогика», 1973. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985 OCR Конник М.В. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С-П., «Лань», 2001


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах Ты, ………., бог и сам того не знаешь А. С. Пушкин . Тема урока:

Слайд 2

Маленькая ночная серенада ( финал ) Композитор?

Слайд 3

Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её «душой» музыки. Музыкально-театральный жанр , где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев. С их помощью мы записываем годы жизни композитора. Сольная вокальная партия в опере (она даёт характеристику героя)? Второе название фортепиано (сценический, концертный вариант) Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»? Музыкальный чайнворд ( из первых букв разгаданных слов сложится фамилия композитора )

Слайд 4

1 М е л о д и я 2 О п е р а 3 Ц и ф р ы 4 А р и я 5 Р о я л ь 6 Т е м п Музыкальный чайнворд ( из первых букв разгаданных слов сложилась фамилия композитора )

Слайд 5

Маленькая ночная серенада ( финал ) В. А. Моцарт

Слайд 6

Писатели и поэты о музыке и музыкантах Ты, Моцарт , бог и сам того не знаешь А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери Тема урока:

Слайд 7

Сформировать представление о том, как в творчестве писателей и поэтов использовались произведения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и факты его жизни Цель урока

Слайд 8

Повторить отдельные факты биографии В. А. Моцарта Познакомиться с музыкальными произведениями В. А. Моцарта Определить, как жизнь и музыка В. А. Моцарта повлияли на творчество писателей и поэтов. Задачи

Слайд 9

ВУНДЕРКИНД! ГЕНИЙ!

Слайд 10

Таинственное имя… Смерть Вольфганга Амадея Моцарта-это большая тайна, которая остаётся неразгаданной и по сей день. Основная версия, описана А.С.Пушкиным в «Маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» – это то, что он был отравлен ядом, который начинает действовать через месяц, маэстро Антонио Сальери, который, якобы, видел в Моцарте соперника.



Предварительный просмотр:

Пришло Рождество, начинается торжество.

Урок музыки, 1 класс.

Цель урока: познакомить детей с христианским праздником Рождество Христово.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать знания об истории праздника, традициях, образах Рождества в музыке, живописи, литературе.
  2. Воспитательная: формировать уважение к традициям и культуре разных народов, воспитывать любовь и понимание музыки.

Планируемые результаты:

  1. Сформировать у обучающихся комплекс универсальных учебных действий:
  • Предметные: обучающиеся научатся выполнять дыхательные и метроритмические упражнения, понимать роль ритма, как одного из важных средств выразительности музыки, выразительно исполнять песню, определять характер музыкальных произведений и значение музыки в праздничном действии.
  • Метапредметные: обучающиеся формируют умение работать с книгой, репродукцией, предложенным текстом, картой.
  • Личностные: восприятие себя, как элемента продолжения жизни, культуры, традиций своего народа, необходимости знания культуры, искусства и традиций других народов в жизни человека

Тип урока: урок – формирование новых знаний.

Музыкальное сопровождение: дети входят в кабинет музыки и выходят из него под «Рождественскую песенку» (авторы?)

Образовательные ресурсы: геометрические фигуры разных форм и цветов, развешенные в хаотичном порядке для проведения физкультминутки, слайдовая презентация на интерактивной доске, стикеры-звездочки для рефлексии, карта Евразии, шумовые музыкальные  инструменты (тамбурины, бубны, треугольники), маски для театрализации.

Ход урока

Организационный момент:

  1. вход под музыку («Рождественская песенка»),
  2. музыкальное приветствие, приветствие гостей
  3. Погладьте свои ручки, ножки. Погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите их – сбросьте с себя все плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг-друга доброй энергией. Проверим готовность к уроку.

- На какой урок вы сейчас пришли, ребята

ХОРОМ: Музыка

- А под  какую музыку входили в кабинет?

Песня

- Почему вы так думаете?

Потому, что ее поют.

- А какой характер у этой песни и какие чувства она у вас вызвала?

Радость, добро, веселье…

- Правильно. Мне хотелось дать вам хорошее настроение на весь наш урок.

 С этой песенкой мы еще не прощаемся и встретимся с ней немного попозже…

- А начнем урок, как всегда с чего?

С музыкальной разминки

- Для чего нужна музыкальная разминка на уроке музыки?

Чтобы красиво петь песни.

Разминка дыхательная см. стр

Начнем разминку 

с дыхательной  игры, поучимся правильно дышать: сделайте носом активный вдох и медленно выдыхайте воздух губами, собранными в трубочку. При этом сделаем на вдох, - два хлопка в ладоши, на выдох – два удара пальчиками друг о друга. Чтобы выдох получился более длинным, удары пальцами выполняйте не спеша

(упр. Повторить два-три раза)

Теперь удлиним наши вдохи и выдохи: во время них будем делать по 4 хлопка и 4 удара пальчиками.

(уч. Повторяют 2-3 раза упр.)

Музыкальная разминка

 вокальные упражнения, понятие о движении мелодии.

Вспомним упражнение для горлышка, которые вы делали в первой четверти.

Я вам подскажу: начну петь, а вы закончите хором: «Ши-ши-ши, ши-ши-ши, у нас песни …»(хороши) Спойте упражнение самостоятельно.

Двигается ли мелодия по звукам или звучит на одной ноте?

Звучит на одной ноте. Давайте покажем ступеньку на которой звучит мелодия.

Споем эту фразу от разных звуков и продолжим показ ладонью.

- Второе упражнение «Куры, гуси да индюшки» Вы помните слова этой народной песенки? Кто может их напомнить? (Дети повторяют текст и поют попевку)

Движутся ли звуки в этой попевке и если движутся, то куда? (сверху вниз)

Исполним от разных звуков попевку и покажем движение мелодии ладошкой.

Ритмический диктант

Педагог просит повторить ритмические рисунки, которые он прохлопывает в ладоши (хором) – ритм произвольный и знакомых песенок «Во поле береза стояла», «Песня о школе», «Маленькой елочке»

Знакомство с новым материалом

СЛАЙД 1(тема)

- Откройте учебник и посмотрите куда приглашает нас эта прекрасная девушка которую зовут? (вопрос к детям)

Ответ – Муза

Читаю: «Яркая звездочка на небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество,

Наступило Рождество,

Наступило Рождество!»

- И куда же нас приглашает муза музыки?

- Прочитайте тему урока (ДЕТИ ЧИТАЮТ ВСЛУХ)

- Учитель озвучивает тему «Пришло рождество, начинается торжество»

-  Обратите особое внимание на последнее слово? (дети - ТОРЖЕСТВО) и скажите Куда же нас приглашает Муза музыки

- На торжество!

- А торжество это что, как вы понимаете?, каким другим словом мы называем торжество» -(ПРАЗДНИК)

- Правильно. Фея Музыки нас приглашает на… (праздник Рождество)

СЛАЙД 2 (ЕЛКА)

ВЫХОД НА ЦЕЛИ      (1. ЧТО значит слово Рождество)  

  • - А вы понимаете, что значит слово РОЖДЕСТВО? (Понимают не все ребята). Значит что мы должны узнать на уроке в первую очередь? (Узнать, что означает  слово РОЖДЕСТВО) Остается  Слайд 3. (Цели) «По щелчку» – первую строчку    

(Переход ко второй цели - «С каким событием связан праздник Рождество» )

  • Всякий праздник связан с каким-либо событием: Новый год?-  (с наступлением нового 2017 года); День Победы? -  (с Победой в войне); День матери – посвящен? ( мама)

Знаем ли мы с каким событием связан праздник РОЖДЕСТВО? (Не знаем, не все знают)

Значит  на уроке мы должны? (узнать о событиях…)  

Остается СЛАЙД 3 (Цели) 

«КЛИК» по 2 строчке «цели»

 

Переход к 3 цели: Кто празднует Рождество?

  Скажите, ребята,  торжество- «День рождение» все люди празднуют или только семья имениника и друзья? (ответ); А Новый – 2017 год будут встречать все люди? (Да!) А знаем ли мы кто празднует Рождество? (Не все) Значит какая у нас задача на уроке? (Узнать кто празднует Рождество?) «По щелчку открыть 3 строчку «Цели»)

 

(Переход к 4 цели –«Какая музыка звучит в Рождество»)

  • На уроках музыки мы знакомимся с чем? (с музыкой).  Значит, мы не случайно говорим сегодня о Рождестве. Если это торжество значит звучит? (музыка) А мы знаем какая музыка звучит? (Нет)

Значит что мы должны узнать на уроке музыки? Какая наша 3-я цель? (познакомиться с Рождественской музыкой)

СЛАЙД «ЦЕЛИ» (ОТКРЫТ)

  • 1. Что такое РОЖДЕСТВО?
  • С каким событием связан этот праздник?
  • Кто празднует Рождество
  • Какая музыка звучит на Рождество?

ПУСТОЙ СЛАЙД 4          ГЛОБУС, карта, работа в парах

- Этот праздник будут праздновать 25 декабря вся Европа (?), а в Россию Рождество придет в ночь с 6 на 7 января. А знаете ли вы какие города есть в Европейской части земного шара? Конечно не все знают какие города находятся в Европе. А что нам может помочь узнать это? Конечно глобус или  карта земного шара и она у вас на столах. Поработайте в парах: посмотрите на карту и прочитайте названия городов, которые находятся в Европейской части земного шара.

Карта: Работа в парах  Европейская часть – города (Германия, Франция, Англия…

СОБЫТИЕ РОЖДЕСТВА

- Ребята,  праздник всегда связан с каким-то событием. Вчитайтесь внимательно в слово РОЖДЕСТВО и рассмотрите картинку на стр. 35, и определи – с каким же событием связан праздник Рождество?

- Правильно. Этот праздник связан с рождением ребенка!

СЛАЙД 5 НОВОРОЖДЕННЫЙ

Давайте прочитаем слова Колыбельной песенки на стр. 35, которые рассказывают, что же за ребенок родился 2000 лет назад и его День рождения люди празднуют до сих пор.

Дети читают слова Колыбельной и отвечают

- Младенец Божественный

Правильно! Две тысячи лет назад родился ребенок. Которого назвали Иисус Христос – спаситель мира.

Произошло это великое событие 2000 тысячи лет назад в стране Палестине, в маленьком городке Вифлееме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Но прежде, чем я расскажу вам об этом чудесном событии, я проверю, все ли вы готовы внимательно слушать. Вы все внимательные? (вопрос к классу)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на внимательность:

- По кабинету расклеены различные фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Я буду называть фигуру, а вы должны к ней повернуться и хлопнуть два раза в ладоши

(упражнение выполняется детьми)

2-е упражнение (Вслед за звездочкой) см. стр

- «Вслед за звездочкой» я позаимствовала у Музы звездочку. Звездочка будет плавно перемещаться вправо. Влево и вы должны глазками следовать ее движению (упр. Выполняется)

3- упражнение «Поморгашки» (поморгать и посмотреть на вытянутые перед собой руки)

- Вы хорошо сконцентрировали свое внимание и теперь мы можем продолжать разговор о Рождестве.

 - Во многих произведениях живописи запечатлено это событие. И сейчас репродукции этих картин вы увидите на слайдах, а я вам расскажу, как это было…

- Слайды( 3-15) –рассказ о Рождестве

Произошло это великое событие 2000 тысячи лет назад в стране Палестине, в маленьком городке Вифлееме.

СЛАЙД 6,7, 8 Палестина, карта, Вертеп – необычные условия рождения ребенка…

СЛАЙД 9 - 14

ЖИЛА ДАВНЫМ-ДАВНО ДЕВУШКА ПО ИМЕНИ МАРИЯ. ЕЕ ОБРУЧИЛИ С ПЛОТНИКОМ ИОСИФОМ, ПРОИСХОДИВШИМ ИЗ ВЕЛИКОГО РОДА ЦАРЯ ДАВИДА. И ВОТ ОДНАЖДЫ МАРИИ ЯВИЛСЯ АНГЕЛ ГАВРИИЛ И ВОЗВЕСТИЛ ЕЙ: «РАДУЙСЯ! ИЗ ВСЕХ ЖЕНЩИН БОГ ИЗБРАЛ ТЕБЯ.

Рождественская музыка: СЛАЙД 14

Рождественский гимн «Тихая ночь» Франца Грубера

 ( Ночь тиха над Палестиной,

Спит усталая земля..)

Как звучит музыка? Светло, тихо, ласково, нежно, тепло. Настроение намного грустное.

Колядка

Добрый вечер люди вашей доброй хати (дому),

Что вы были люди щедры и богати (богаты)

Рождество Христово вас благословляет,

Бог зарождае (родился)Вопросы к песне: что звучит? (песня), характер?, чувства муз. шумовые инструменты (Добрая, шуточная, веселая, задорная, громкая)  см.стр.

Детская песенка «Рождественская песенка» П. Синявского

Яркая звездочка на небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество

Наступило Рождество,

Наступило Рождество.

Друзья, узнали ли вы эту музыку? (да, она звучала в начале урока)

Вопросы детям:

  1. Что звучит (песня)
  2. Какие чувства вызывает у вас (Веселая, праздничная, танцевальная, задорная, звонкая)
  3. Образ?
  4. Какой темп в песне, динамика, ритм создают этот образ?

Сегодня, начиная рождественское торжество, мы начнем разучивать одну из  песенок. Как вы считаете, на какой песенке нам остановиться. (Рождественская праздничная….)

На этом наш сегодняшний урок заканчивается, но Рождественское торжество мы продолжи на следующем уроке…  А сейчас давайте вспомним все что мы делали на уроке и что мы узнали нового:

Рефлексия:

Какая задача стояла перед нами стояла? (узнать о празднике Рождество Христово и о Рождественской музыке)

Удалось ли ее решить? (Да, мы узнали. что Рождество-это праздник в честь Дня рождения божественного ребенка Иисуса Христа. Мы слушали и исполняли рождественскую музыку и узнали, что это праздник зимний, праздник рождения нового года, праздник добрый, веселый, светлый).

Кто справился с задачей? Кто испытывал затруднения? (почему?)

Театрализация стихотворения Саши Черного…



Предварительный просмотр:

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

"Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь".

Цель: повторить биографию В. А. Моцарта; провести анализ языково-образной стилистики его произведений; познакомить с термином «реквием»; завершить разучивание песни.

Планируемые результаты: школьники познакомятся с тождеством «Моцарт»=гениальность», научатся узнавать на слух изобразительные и выразительные средства «Реквиема», продолжат работать над продолжительным дыханием при пении, выразительным исполнением, образным содержанием песни.

ХОД урока

Организационный момент

Учитель: Музыкальное приветствие : ( Я приветствую сейчас мой любимый пятый класс

Ученики: И учителя сейчас поприветствует весь класс

Учитель: Ребята, сегодня вы  разделились на три группы и заняли  места за «круглыми столами». Вам предлагается выступить в роли музыковедов. Музыковеды ведают чем?

- Музыкой.

- Да, это люди, которые изучают, исследуют, рассуждают о вопросах музыки. Вы уже имеете определенный багаж знаний о музыке и поэтому можете попробовать себя в этой роли.

Введение в тему урока:  Откройте пожалуйста учебник на стр. 4-5 и вспомните тему главы в рамках которой мы знакомимся с новыми темами.

Ученики:- Музыка и литература.

- Мы продолжаем разговор о музыке и литературе, о связи этих видов искусств.

-Откройте учебник на стр.8, прочитайте начало первого абзаца и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке.

- Во многих литературных произведениях говорится о музыке и музыкантах…

Итак, тема урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (СЛАЙД 1 ОТКРЫТЬ) По щелчку

Но сегодня мы будем рассматривать эту тему на примере творчества одного великого композитора-классика.

фамилия, которого пока остается скрытой и под музыку которого вы вошли в класс.

Слайд 1 По щелчку: Ты, …….бог…

Тема урока «Ты,…………..бог, и сам того не знаешь». Эта строчки из трагедии А. С. Пушкина  «……………….и Сальери)

- Итак, первое, что нам предстоит узнать?

- Скрытую фамилию композитора.

Итак, вы музыковеды и можете определить по музыкально-образному строю  произведения эпоху, автора музыкального произведения.

Кроме этого вам будет предложено разгадать чайнворд, который поможет определить фамилию таинственного композитора

Учитель:  Сейчас прозвучит финал «Маленькой ночной серенада».. Каждой группе экспертов будет предложено отдельное задание, выполнив которое  вы определите фамилию композитора и некоторые особенности его музыки.

Ваша задача определить эпоху, в которую могла бы звучать эта музыка, выбрать из предложенных карточек, карточку с фамилией  композитора, который сочинил это музыкальное произведение  (и чья фамилия пока не вписана в тему урока)?

Первой группе музыковедов  предложено разгадать чайнворд из музыкальных терминов  и определений. Из первых букв угаданных слов  сложится фамилия композитора. Кроме этого вы должны сообщить о нем краткие сведения…Для этого вы можете воспользоваться необходимыми средствами. (словарем библиографическим)  Интернетом, если он есть в ваших телефонах.  

ВТОРАЯ ГРУППА музыковедов определяет форму произведения из трех предложенных: (куплетная, трехчастная, рондо). Также вам нужно узнать и рассказать нам, что значит непонятное слово? (серенада). Вы так же можете воспользоваться средствами, который вам необходим и имеется у нас в класс.

ТРЕТЬЯ ГРУППА - определит эпоху,  характер музыки, чувства; выберет из предложенных карточек, карточку с фамилией композитора… Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка.

Выберете для себя задания и я включаю «Маленькую ночную серенаду». (Листочки чистые для ответов на столах)

Чайнворд  Сдайд 2 (включить)

1

2

3

4

5

6

  1. Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её  «душой» музыкального произведения.
  2. Музыкально-театральный жанр, где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев.
  3. С их  помощью мы записываем годы жизни композитора.
  4. Сольная вокальная партия  в опере (она даёт характеристику героя)?
  5. Второе название  фортепиано (сценический, концертный вариант)
  6. Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»?

                                  ОТВЕТЫ МУЗЫКОВЕДОВ

Учащиеся 1 гр: Разгадав чайнворд мы определили, что скрытая фамилия композитора - Моцарт

СЛАЙД (ЧАЙНВОРД) – Моцарт

Учащиеся 2 группы: Произведение – «Маленькая ночная серенада» Музыка легкая, танцевальная, игривая…   18 века – (дворцы. Салонность (камерность), парики, дамы, кавалеры, галантность, утонченность, изысканность) Слушали подобную в филармонии. Жизненное кредо композитора  – жизнь прекрасна и удивительна…

Учащиеся 3 группы: Форма музыкального произведения  – рондо (круг) (гл. тема-рефрен чередуется с эпизодами). Эта форма выбрана для того, чтобы показать что в жизни бывают разные моменты, краски, чувства, но что-то главное, хорошее и светлое всегда ря дом, жизнь прекрасна и своим постоянством и разнообразием.

СЛАЙД 6 (ТЕМА урока)

ЗАЧИТЫВАЮ ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРОКИ О МУЗЫКЕ Моцарта (: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет, Сколько в ней солнца, огня и простора, Сколько надежды на новый рассвет.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ УРОКА

Учитель: А какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны узнать, с чем или с кем познакомиться?

Ученики:  Цель:

  • Сформировать представление о том, как в творчестве писателей и поэтов использовались произведения великого австрийского композитора В. А. Моцарта и факты его жизни

Ученики:  Задачи:

  • Повторить отдельные факты биографии В. А. Моцарта
  • Познакомиться с музыкальными произведениями В. А. Моцарта
  • Определить, как жизнь и музыка В. А. Моцарта повлияли на творчество писателей и поэтов.

С одним произведением мы уже сегодня познакомились: с его стилистикой, образным строем. И,  прежде чем пойдем дальше, давайте немного разомнемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА…

Продолжим!

СЛАЙД (9)

Учитель: «Ты Моцарт, Бог и сам того не знаешь…». Эти строки из трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери",.

Антонио Сальери – композитор,  современник, друг Моцарта, но и тайный завистник композитора. В трагедии описывается, как Моцарт исполняет свое новое произведение, а Сальери послушав,  произносит:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

 Моцарта действительно были завистники среди его коллег композиторов.

Чтобы это понять в чем могла быть причина зависти, я предлагаю музыковедам прочитать выдержки из биографии Моцарта и определить, что в его жизни необычного, особенного вызывающего зависть коллег. И второй вопрос: как называют человека обладающего такими способностями?

Учитель: Прочитайте предложенные тексты вслух

  1. В четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:
    - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
    - Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.

  1. В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет.
    Когда отец поздравлял его, он сказал:
    - Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

  1. В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского.

СЛАЙД 9 (с комментариями учителя)

- ОБУЧАЮЩИЕСЯ (определяют что Моцарт ВУНДЕРКИНД и ГЕНИЙ (щелч. Заголовок слайда)

  Учитель: Объясните, как вы понимаете эти слова

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Гений — человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями

Молодцы, справились хорошо.

Идем дальше:

СЛАЙД 10 (с комментариями о тайнственной жизни композитора)

Ребята, откройте учебник на стр. 44 и прочитайте текст со слов: Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти….до последнего сочинения, его «лебединой песни- «Реквиема»

Сейчас мы обратимся к этому произведению, но прежде давайте прочитаем в учебнике на стр. 45 что же такое - «Реквием» ЗАПИШИТЕ в ТЕТРАДЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  «Реквием». (первое предложение)

Выключить проектор

Какая же «Дымка тайны» сопутствовала сочинению Реквиема. Вот как пишет в трагедии Моцарт и Сальери А. С. Пушкин.

Трактир. За столом сидят Моцарт и Сальери:

Моцарт:

Признаться

Мой Requiem меня тревожит.

Но странный случай.

Не сказывал тебе я?

Так слушай.

Недели три тому, пришёл я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего - не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашёл и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в чёрном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой чёрный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем…

Мне совестно признаться в этом.

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень, он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третий

Сидит. и ответим на вопрос

Трудно давалось сочинение Реквиема Моцарту и об этом он пишет в письме своему другу. Давайте прочитаем отрывок из письма на стр.45 и ответим на вопрос № 2

(О каких чувствах…), который изложен после письма (О каких чувствах…).

Прочитайте сначала вопрос.

Теперь прочитаем текст письма и ответим на поставленный вопрос. (стр.45)

Выполним задание в учебнике № 3, (послушать и ответить на вопрос…) на стр.45

СЛУШАНИЕ      «LACRIMOZO»

Lacrymosa - плавно, печально. В самой мелодии интонации как тихо падает слеза. Звучание напоминает молитву о прощении человека.

  • Вот как подействовала музыка на Булата Окуджаву, что появилось удивительное стихотворение, которое называется: «Вот музыка та, под которую…»

Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней…

Меня же оставьте с той музыкой:

Мы будем беседовать с ней.

Это все, что мы должны были сегодня изучить.

Подведем итоги.

Музыку каких композиторов вы слушали на уроке

Кто такой вундеркинд?

Кого из композиторов так называли?

Какое музыкальное произведение было последним в жизни Моцарта?

Что означает слово «Реквием»?

Какие контрастные произведения Моцарта вы слушали?

Какая легенда связана со смертью Моцарта?

Кто написал драму «Моцарт и Сальери»?

Почему Сальери называет Моцарта Богом?

ПЕРЕХОД К ИСПОЛНЕНИЮ ПЕСНИ

Учитедь:

Каково назначение хорошей музыки?

Ученики: Музыка помогает в трудные минуты, она окрыляет. Музыка «лечит душу» и в предстоящие праздничные дни такая музыка будет звучать – это музыка Рождества и Нового года. Давайте и мы обратимся к такой музыке, к песне…., которую начали  разучивать на прошлом уроке…

  1. Но прежде мы должны?
  2. Ученики: Распеться.

(разучивание песни)

Учитель: Много звучало стихов, цитат о музыке. Д. З. сделайте подборку стихов, отрывком из прозы о музыке и музыкантах. Расскажите о своем «Музыкальном впечатлении, потрясении»

Учитель: Калифорнийские учёные исследовали влияние музыки на человека и выяснилось, что музыка Вольфганга Амадея Моцарта влияет на умственные способности людей. Кто слушает музыку этого австрийского композитора тот выигрывает в шахматы и лучше даются такие предметы как математика и иностранный язык. Поэтому я желаю вам больше слушать музыку Моцарта и быть здоровыми.

Вот на этом интересном факте я заканчиваю урок.

До свидания.

1 группа музыковедов: Композитор –автор прозвучавшего произведения фамилия, которого зашифрована в сканворде.

  1. Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. П. И. Чайковский называл её  «душой» музыкального произведения.
  2. Музыкально-театральный жанр, где пение –главное средство раскрытия содержания, характера и взаимоотношения героев.
  3. С помощью них мы записываем годы композитора.
  4. Сольная вокальная партия  в опере (она даёт характеристику героя)?
  5. Название концертного  фортепиано?
  6. Музыкальное средство выразительности, означающее «скорость»?

2-я группа музыковедов должна определить в какой форме написано это произведение?.  Что значит слово «Серенада». (Воспользуйтесь необходимыми средствами: музыкальный словарь, интернет в телефоне)

Выберете из трех вариантов:

Куплетная форма – характерна для песен.

Трехчастная форма –главная тема звучит 2 раза –в начале и –конце произведения. (формула: а-б-а)

Форма РОНДО (круг) – главная тема повторяется много раз (по кругу), чередуясь с эпизодами – другими темами.

 Формула рондо:

3-я группа: определить эпоху,  характер музыки, чувства; Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/310/309216/310/img18.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=320x1024:format=jpg/path/s32d82480aef8f908/image/iea94c3ce52da22ad/version/1437325157/image.jpg

Н. А. Римский-Корсаков. Русский композитор 19 века

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/836/65836696_Mozart.jpg

В. А. Моцарт. Австрийский композитор 18 века (1756-1791)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»

Фольклорная программа  «Пришла Коляда накануне Рождества»...

Сценарий мероприятия "Пришла Коляда накануне Рождества"

Педагоги: Барышникова Любовь Васильевна, Нестеренко Ольга Викторовна...

Сценарий праздника: "Пришло Рождество - начинаем торжество"

Сценарий праздника: "Пришло Рождество - начинаем торжество"...

ПРИШЛА КОЛЯДА НАКАУНЕ РОЖДЕСТВА

Сценарий рождественских колядок...

Пришло Рождество-начинается торжество

Цели:создать условия для приобщения учащихся к православной музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова;формировать духовную культуру учащихся через музыку родного народа и других...

Самоанализ открытого урока "Пришло Рождество-начинается торжество"

Тип урока:  Урок открытия нового знанияЦель: создать условия для приобщения учащихся к православной музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова;формировать духовную культуру ...