Пришло Рождество-начинается торжество
план-конспект урока по музыке

Тиханова Антонина Александровна

Цели:

создать условия для приобщения учащихся к православной музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова;

формировать духовную культуру учащихся через музыку родного народа и других народов мира;

совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний о традициях и обычаях празднования Рождества в России.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с православным праздником Рождеством Христовым; расширить знания об истории рождения Иисуса Христа и народных обычаях празднования Рождества Христова.

развивающие: расширять кругозор воспитанников, развивать интерес и любовь к музыке и творческие способности учащихся (воображение, память, внимание); развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;

воспитательные: воспитывать интерес к традициям православного праздника Рождество Христово и истории его возникновения; прививать чувство уважения к православным традициям России; побуждать учащихся продолжать традиции русского народа;

Планируемые результаты

Предметные: понимать значение терминов «волхвы», «вифлеемская звезда», «колядки», «вертеп», «традиция»; соединить слуховые представления Рождественской музыки со зрительными.

Личностные: участвовать в коллективно-творческой деятельности; реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать выводы, строить суждения;

регулятивные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно формулировать тему и цель урока; умение объяснять свой выбор, строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

коммуникативные: стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач; быть терпимыми к мнениям других, учитывая их в совместной работе.

Основная педагогическая технология: развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Используемые методы и приемы: эмоциональной драматургии, объяснительно-иллюстративный, словесный и наглядный, частично-поисковый, музыкальной пластики; методы развития ритмического чувства, музыкального слуха, мышления, восприятия, памяти; прием контраста.

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, литература.

Тип урока: открытие новых знаний.

Материалы к уроку:

1) презентация

2) аудиозаписи: «Христово Рождество» (П. Синявский); песнопение «Ночь тиха над Палестиной»; «Silent Night» (англ.)  Ф. Грубер + «Тихая ночь» (на русском);  тропарь Рождеству ( церковный хор)

3) видео: «Небо и земля» - русская  народная колядка; «Щедрик»- украинская народная колядка., Колядка «Рождество Христово, ангел прилетел».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,аудиозаписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_rh.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 класс , 13 урок . Тема: Пришло Рождество - начинается торжество

Автор: Тиханова Антонина Александровна-учитель музыки.

Организация: МБОУ СОШ №14

Населенный пункт: город Сергиев Посад

Цели:

создать условия для приобщения учащихся к православной музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова;

формировать духовную культуру учащихся через музыку родного народа и других народов мира;

совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний о традициях и обычаях празднования Рождества в России.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с православным праздником Рождеством Христовым; расширить знания об истории рождения Иисуса Христа и народных обычаях празднования Рождества Христова.

развивающие: расширять кругозор воспитанников, развивать интерес и любовь к музыке и творческие способности учащихся (воображение, память, внимание); развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;

воспитательные: воспитывать интерес к традициям православного праздника Рождество Христово и истории его возникновения; прививать чувство уважения к православным традициям России; побуждать учащихся продолжать традиции русского народа;

Планируемые результаты

Предметные: понимать значение терминов «волхвы», «вифлеемская звезда», «колядки», «вертеп», «традиция»; соединить слуховые представления Рождественской музыки со зрительными.

Личностные: участвовать в коллективно-творческой деятельности; реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать выводы, строить суждения;

регулятивные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно формулировать тему и цель урока; умение объяснять свой выбор, строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

коммуникативные: стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач; быть терпимыми к мнениям других, учитывая их в совместной работе.

Основная педагогическая технология: развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Используемые методы и приемы: эмоциональной драматургии, объяснительно-иллюстративный, словесный и наглядный, частично-поисковый, музыкальной пластики; методы развития ритмического чувства, музыкального слуха, мышления, восприятия, памяти; прием контраста.

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, литература.

Тип урока: открытие новых знаний.

Материалы к уроку:

1) презентация

2) аудиозаписи: «Христово Рождество» (П. Синявский); песнопение «Ночь тиха над Палестиной»; «Silent Night» (англ.)  Ф. Грубер + «Тихая ночь» (на русском);  тропарь Рождеству ( церковный хор)

3) видео: «Небо и земля» - русская  народная колядка; «Щедрик»- украинская народная колядка., Колядка «Рождество Христово, ангел прилетел».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,аудиозаписи.

Ход урока:

 Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Актуализация, мотивация опорных знаний.

Ребята! Я сегодня хочу вас пригласить на праздник! Только сначала угадайте, на какой!

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель демонстрирует Звучит «Христово Рождество» - сл. и муз. П. Синявского(55сек.)

Беседа

Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке? Ответы учеников.

Учитель.

В аудиофрагменте позвучало название праздника. Произнесем его хором!

Что означает слово «Рождество»?

Кто родился в эту ночь?

Ответы на вопросы.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ(3мин.)

Учитель

Сегодня я хочу вас пригласить на праздник. Зимой мы отмечаем большое количество праздников, и Новый год, и Рождество и еще много других. Я, ваша прекрасная Звездочка (в руках у учителя рождественская звезда), приглашаю вас всех на самый яркий, самый красивый, самый музыкальный праздник года – Рождество Христово.

Беседа

Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний об этом празднике?

О чем же мы с вами поговорим на уроке?

Что нового и интересного вам хотелось бы узнать?

Ответы учеников.

Да, вы правы. Тема нашего урока «Пришло Рождество, начинается торжество!». Наш урок сегодня посвящен большому христианскому празднику Рождеству Христову. В нашей стране праздник Рождества Христова будет отмечаться после празднования Нового года, а именно в ночь с 6 на 7 января. И сегодня мы узнаем об истории праздника.

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ(20мин.)

Учитель

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус. Произошло это чудо в ночь на 7 января.

Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи! Хотите?

Ответы учеников.

Ну, тогда слушайте и смотрите! (учитель дотрагивается Звездочкой до экрана).

Видеофрагмент видеоурока о Рождестве Христовом.(4.19мин)

Давайте закроем глаза, прослушаем  песнопение, которое называется «Ночь тиха над Палестиной» и представим, как это было.

Слушание -  фрагмент  песнопения  «Ночь тиха над Палестиной» (хор)-(3.26мин)

В видеофрагменте прозвучала история появления Иисуса Христа. Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь».

Беседа

Кто же родился?

Как зовут Мать Иисуса Христа?

С кем отправилась Мария на перепись в город Вифлеем?

Как вы думаете, что такое перепись?

Где они нашли место для ночлега?

Куда положили родившегося Христа?

А кто первым узнал о рождении Младенца Иисуса?

Так кто же возвестил о Рождении Христа пастухам?

Кто еще приходил поклониться Иисусу Христу?

Кто такие волхвы?

А как они нашли путь к Младенцу Иисусу?

Ответы учеников.

Учитель

Труден и долог был путь волхвов. Немного устали и мы с вами. Давайте встанем. Поднимите руки вверх, большие пальцы прижмите к ладони, будем считать лучики Вифлеемской звезды.

Организация игровой деятельности.Музыкальная разминка.(2.32мин)

Лучик надежды, лучик спасения,

Кротости лучик, лучик смирения.

Правды, любви, красоты, доброты.

Сколько лучей в Рождество у звезды?

Учитель

Я убеждена, что любое торжество начинается с главной песни. Я предлагаю вам прослушать Международный рождественский гимн «Тихая ночь», который возвещает о рождении Иисуса Христа….Это произведение перешагнуло границы. Написан гимн австрийским композитором Францем Груббером. Несмотря на то, что текст гимна исполняется не на русском языке, постарайтесь понять его смысл. Вслушайтесь в мелодию гимна и прочувствуйте торжество этого праздника!!!

Слушание Рождественского гимна «Тихая ночь».(1.41мин.)

Беседа.

Слышали ли вы музыкальные инструменты в этом песнопении? Почему?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Песня написана в мажоре или миноре?

Ответы учеников.

Учитель.

Какие вы внимательные! Даже не понимая языка, вы очень верно передали смысл этого произведения. А давайте послушаем, как она звучит на русском языке.

«Тихая ночь»

* Каким был темп песни? (медленным)

* Как вы думаете, кто исполнил эту песню? (хор)

СЛАЙД 3. Рождественский сочельник

День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после праздничной службы  в центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Давайте и мы послушаем тропарь Рождеству.

* Как вы думаете, где может звучать  это песнопение? (в церкви)

* Какие чувства  у вас возникли после прослушивания?

Продолжаем знакомиться с традициями праздника.

СЛАЙД 4.  Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святому вечеру готовят двенадцать постных блюд. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.

СЛАЙД 5.  Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Позже в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар.

СЛАЙД 6 . За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.

Учитель.

По традиции, люди накануне праздника наряжают елочку.

А вы знаете, почему именно елочку наряжают на Рождество и Новый год?

Ответы учеников.

Учитель

Есть народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки: яблоня – яблоки, вишня – вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, боясь уколоть младенца. Но он пожалел ее и украсил игрушками и сладостями, оттого и сегодня ель украшают к Новому году и Рождеству.

А ещё – ходят и колядуют . Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

А сейчас мы посмотрим, как душевно встречают праздник Рождества Христова у нас  в России!

Видео. Русская народная  колядка «Небо и земля»

- Как вы думаете,  какими музыкальными инструментами  можно сопровождать  свое выступление во время колядования? ( Колокольчиками,  бубенцами,  бубном, ложками и другими инструментами.)

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ-КОЛЯДКИ. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

Учитель поет(2мин.)

На Руси Рождество ждали особенно. Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. В Рождество (7 января) дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением. А песенки, которые рассказывают о рождении Христа, величают хозяина называются Колядки. Это песенки-похвалы. Колядовать – значит петь колядки, заходя в каждый дом.

могут все – и взрослые, и дети. а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может. Впереди колядовщиков шел звездарь. А человека, который нес мешок со сладостями, которыми угощали хозяева, называют Михоношей. Сегодня и мы попробуем с вами стать самыми настоящими колядовщиками.

А для этого я предлагаю вам собрать Рождественскую колядку и спеть ее.

Практическая работа в группах. Задание: собрать куплет по строчкам.(5мин.)

1-я группа:

Рождество Христово, ангел прилетел

Он летел по небу, людям песню пел

Вы, люди ликуйте, этот день торжествуйте Рождество Христовое 2р.

2-я группа:

Я лечу от Бога,радость Вам принес,

Что в вертепе темном родился Христос

Скорей поспешайте,младенца встречайте новонарожденного.2р.

3-я группа:

А Ирод проклятый о Христе узнал

Вырубить младенцев воинов послал

Всех детей рубили,мечи притупили,

А Христос в Египте был 2р.

4-я группа:

Много мы грешили, Спасе перед тобой

Все мы люди грешны, ты один святой

Прости прегрешенья, дай же нам избавленье

И ты с нами будь всегда.2р

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА(2мин.)

Беседа

Какой теме был посвящен наш урок?

Что означает слово Рождество? (рождение)

Когда в России празднуют Рождество Христово?

Колядование – это что?

Какие рождественские песни вы услышали и спели сегодня на уроке?

Образ кого славят рождественские песнопения и колядки?

О чем поётся в песнях-колядках?

Почему именно ёлочку наряжают на Рождество и Новый год?

Ответы учеников.

А теперь, посидите-отдохните, да мои загадки рождественские послушайте:

1.Средь зимы - большое торжество.

Великий праздник - Христово… РОЖДЕСТВО

2.Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-

На земле родился …. ИИСУС ХРИСТОС

3.Где родился наш Спаситель-

Место вам известно всем

Ну, скорее назовите.

Это город… ВИФЛЕЕМ

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ(2мин.)

Дорогие друзья, вот и подошел наш урок к концу. Сегодня, как и две тысячи лет назад, Рождество - это праздник милосердия и добра.

Беседа

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Чтобы вы пожелали людям, к которым пойдет в гости на Рождество? Начинайте ответ со слов: «Я хочу пожелать…».

Ответы учеников.

Заключительное слово учителя

Спасибо всем за активную работу на уроке! Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, оставит в ваших сердцах и душах глубокий след и поможет осознать, как важно знать историю и культуру своей Родины.

Ребята, скажите, без чего не обходится праздник Рождества?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нарисовать поздравительную открытку с пожеланиями тем, к кому вы пойдете в гости на Рождество и красиво оформить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОПК в 4 классе по теме: "Праздник праздников. Торжество торжеств".

В разработке урока  особое  внимание уделяется  знакомству учащихся с  обычаями  и традициями празднования главного православного праздника –  Светлого Христова Воск...

внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздников праздник, торжество из торжеств"

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздник праздников, торжество из торжеств" разработано для учащихся 3-5 классов....

Презентация "Праздников праздник, торжество из торжеств"

"Праздников праздник, торжество из торжеств" - мультиедийная презентация к внеклассному мероприятию по основам православной культуры....

Сценарий праздника: "Пришло Рождество - начинаем торжество"

Сценарий праздника: "Пришло Рождество - начинаем торжество"...

Пришло Рождество - начинай торжество

Текст выступления на международной научно-практической конференции Методологические и методические проблемы общего музыкального образования...

Самоанализ открытого урока "Пришло Рождество-начинается торжество"

Тип урока:  Урок открытия нового знанияЦель: создать условия для приобщения учащихся к православной музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова;формировать духовную культуру ...