Внеурочная деятельность "Вокально-хоровая студия" 5 классы
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Внеурочная деятельность "Вокально-хоровая студия" 5 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud50_kl.docx52.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 24 корп. 2.

тел. 599-25-34, www.school120spb.ru

___________________________________________________________________________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ школы № 120          

Выборгского района Санкт-Петербурга

__________________А.С. Козлов

«___» _______________ 2015 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ школы № 120          

Выборгского района Санкт-Петербурга

_______________Борисова Н.Ю.

«___» _______________ 2015 года

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для 5 классов

направленность

духовно-нравственная, общекультурная

название курса

«Вокально-хоровая студия»

РЕЕСТРОВЫЙ НОМЕР:

120-ВУД-   /15

Составила:

Шафикова Ольга Юрьевна

учитель музыки

категория

Санкт-Петербург

2015 год

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Вокально-хоровая студия»  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
  5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга от «31» августа 2015 года;
  6. Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.

Направленность программы курса внеурочной деятельности

Данная программа  внеурочной деятельности имеет духовно-нравственную, общекультурную направленность, способствует формированию у детей качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Курс предназначен для учащихся 5 классов, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.

Цель программы

  • привить любовь к вокальному искусству
  • научить грамотно исполнять вокальные произведения

Задачи программы

  • На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  • Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  • Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива. 

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий, совместную работу педагога, родителей и детей.

Задания практических занятий направлены на умение:

  • определять основные жанры песенного искусства;
  • знать физиологические особенности голосового аппарата
  • использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
  • исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;
  • уметь брать дыхание в характере произведения.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  • репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

  • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
  • дыхательная гимнастика;
  • речевые упражнения;
  • распевание;
  • пение вокализов;
  • работа над произведением;
  • анализ занятия;

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Методические рекомендации

Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается, ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты.

На занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку.

Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и четко.

Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения.

Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.

Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Система К. Орфа выстроена от простого к сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему усмотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, больший диапазон.

Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах.

Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.


  1. Основное содержание курса внеурочной деятельности

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Пение как вид музыкальной деятельности

10

Формирование детского голоса.

11

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

12

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

Концертно-исполнительская деятельность

                                                                                              Итого:

 34 часа

       Содержание программы внеурочной деятельности способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

       Содержание  курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание программы внеурочной деятельности  «Вокально-хоровая студия» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД

  • Формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой деятельности в вокальном искусстве.
  • Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей.

Познавательные УУД

  • Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • Формирование умения работать с моделями, схемами.

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст
  • Формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.

Регулятивные УУД

  • Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.
  • Формирование умения отличать правильно выполненное задание от неверного.

 

Личностные результаты:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Предметные результаты:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.



  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Раздел: I.Пение как вид музыкальной деятельности.

Понятие о сольном и ансамблевом пении

Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов

Проверка музыкальных и вокальных  данных учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1

Строение голосового аппарата

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

2

Правила охраны детского голоса

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях

1

Вокально-певческая установка

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

2

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

3

Раздел: II. Формирование детского голоса.

Звукообразование.

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2

Певческое дыхание

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2

Дикция и артикуляция

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf, не форсируя  звук.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня, формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

3

Раздел: III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

Работа с народной песней.

 Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3

Работа с произведениями русских композиторов-классиков

Знакомство с  классикой. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения.

3

Работа с произведениями современных отечественных композиторов

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3

Работа с солистами

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

2

Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

1

Раздел: V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1.

Прослушивание аудио- и видеозаписей 

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

1

Раздел: VI. Концертная деятельность

1.

Выступление солистов и группы (дуэт).

 

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • сольное и ансамблевое пение,
  • слушание различных интерпретаций исполнения,
  • пластическое интонирование,
  • добавление элементов импровизации,
  • движения под музыку,
  • элементы театрализации.


  1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса по внеурочной деятельности «Вокально-хоровая студия»:

Ученик научиться:

Ученик получит возможность научиться:


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

Список литературы для учащихся

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
  10. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998

Материально-техническое обеспечение

  1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  2. Наличие репетиционного зала (сцена, актовый зал).
  3. Фортепиано
  4. Музыкальный центр, компьютер.
  5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  6. Электроаппаратура.
  7. Зеркало.
  8. Нотный материал, подборка репертуара.
  9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  10. Записи выступлений, концертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС

Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс

 Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...