Рабочая программа по музыке 5-8 класс
рабочая программа по музыке на тему

Матвиенко Марина Николаевна

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) ( УМК «Школа 2100»);

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzyka_5_8_kl_2016_2017_2.zip220.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 Рабочая программа «Музыка»

Рабочая программа по музыке составлена на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка.

Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности и тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

        При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также  с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением, географией.  

Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок» и т. п.);

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.

Широкая познавательная панорама позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) её этапные уровни (подсистемы). Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:

5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;

6 класс – «В чём сила музыки»;

7 класс – «Содержание и форма в музыке»;

8 класс – «Традиция и современность в музыке».

Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.

Содержание тем учебного курса.

                     Тема года  «Музыка и другие виды искусства»

п/п

Наименование разделов

(Совпадают с четвертью)

Содержание разделов

Всего

часов

Из них

Контрольные и

диагностические материалы

I.

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

Искусство в нашей жизни.

Что я знаю о песне?

Как сложили песню?

Песни без слов.

Другая жизнь песни.

Жанр кантаты.

Опера.

Балет.

Превращение песен в симфонические мелодии.

9 ч.

II.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? »

Музыка- главный герой сказки

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

Музыка – главный герой басни.

Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского

«Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» Э.Григ

Музыка в жизни героев А.П.Гайдара

Музыка в кинофильмах

7 ч.

III.

«Можем ли мы увидеть музыку?»

Можем ли мы увидеть музыку

Музыка передаёт движения

Богатырские образы в искусстве

Героические образы в искусстве

Музыкальный портрет

Картины природы в музыке

Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение)

10 ч.

1 ч.

Обобщающий урок

IV.

«Можем ли мы услышать живопись?»

Можем ли мы услышать живопись?

Музыкальные краски

Музыкальная живопись и живописная музыка

Настроение картины и музыки

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

Вечная тема в искусстве

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (Обобщение)

8 ч.

1 ч.

Обобщающий урок

Итого:

34 ч.

2 ч.

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

п/п

Название темы урока

Кол-во часов

Музыкальный материал (оборудование)

Дата проведения

по плану/фактич.

Примечание

1-я четверть  «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» (9 ч.)

1.

Искусство в нашей жизни.

    1

Песня «Большой хоровод»

2.

Что я знаю о песне?

    1

Пластинка №4, 6 П. И. Чайковский (папка); песня «Во поле…»

3.

Как сложили песню?

    1

Пластинка №4, 6 П. И. Чайковский (папка); попевка «блины»

4.

Песни без слов.

    1

П.И.Чайковский «Грустная песенка»;  «Вальс цветов» кассета классич. музыки

5.

Другая жизнь песни

    1

М.И.Глинка (папка) «Жаворонок» романс

6.

Жанр кантаты

    1

«Поет зима аукает…» мелодия 2-й части кантаты

7.

Опера

     1

Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы из оперы «Садко»

8.

Балет

    1

Фрагменты балета

9.

Превращение песен в симфонические мелодии

    1

Симфонич. Картина «Сеча при Керженце» Н.А.Римский-Корсаков(папка); плакат симфон. оркестра

2-я четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» (7 ч.)

10(1)

Музыка- главный герой сказки

    1

Сказочные произведения

11(2)

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

    1

Песни разных народов мира (норвежская, грузинская и т.д.) на пластинке

12(3)

Музыка- главный герой басни

    1

А.П.Бородин квартет №2

13(4)

Чудо музыки в повестях К.Паустовского

    1

В.А.Моцарт (папка) фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»

14(5)

«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)

     1

Э.Григ мелодия из 1-й ч. Концерта с оркестром

15(6)

Музыка в жизни героев А.П.Гайдара

     1

М.Глинка «Жаворонок» А.Варлаамов, А.Рубинштейн «Горные вершины»

16(7)

Музыка в кинофильмах

     1

Е.Крылатов «Колокола»; Г.Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель»

3-я четверть «Можем ли мы увидеть музыку?» (10 ч.)

17(1)

Можем ли мы увидеть музыку

     1

Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда»

18(2)

Музыка передает движения

     1

Е.Крылатов «Крылатые качели»; песня о тачанке

19(3)

Богатырские образы в искусстве

     1

А.П.Бородин «Богатырская симфония», фрагмент «спящая княжна»

20(4)

Героические образы в искусстве

      1

С.С.Прокофьев(папка); кантата «Александр Невский»;хор «Вставайте, люди русские»

21-24

(5-8)

Музыкальный портрет

      4

М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»;С.С.Прокофьев Ария Кутузова из оперы «Война и мир»;

М.И.Глинка Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»;

(папки по композиторам)

25(9)

Картины природы в музыке

     1

Е.Матусовский «С чего начинается Родина?»

С.С.Прокофьев вальс из оперы «Война и мир».

26(10)

Можем ли мы увидеть музыку?

     1

М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

4-я четверть «Можем ли мы услышать живопись?» (8 ч.)

27(1)

Можем ли мы услышать живопись?

      1

С.В.Рахманинов Прелюдии

28(2)

Музыкальные краски

       1

Я.Френкель «Погоня»

29-30

(3-4)

Музыкальная живопись и живописная музыка

       2

К.Дебюсси « Праздненства»; «Лунный свет»;

31(5)

Настроение картины и музыки

       1  

«Вечерний звон» р.н.п.

32(6)

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

       1

И.Стравинский фрагмент балета «Петрушка»

33 (7)

Вечная тема в искусстве

       1

Ф.Шуберт «Аве, Мария»

С.Рахманинов «Богородице, Дева, радуйся»

34(8)

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи

(Обобщение)

       1

По выбору учителя

Планируемые результаты освоения предмета заключается:

- в умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных а также некоторых музыкальных рисунков;

- в умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- в знании новых имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля,

- в художественных особенностей музыкального импрессионизма; произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а сареllа в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...