Программа по музыке (Сергеева, Критская) 1-9 класс
рабочая программа по музыке на тему

Воробьева Оксана Павловна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для 1-9 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.rar210.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Степноозёрская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенский район Алтайский край

«Рассмотрено на МО»

Руководитель МО

_______ Воробьева О.П..

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ ССОШ

___________Бездольнова О.И.

«____»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СМСОШ

_____________Дьяченко Г.В.

Приказ № ___ от «___»____2014 г.

Рабочая программа по музыке

1 - 4 класс

 I ступень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, Просвещение, 2010 год.

Составил:

Воробьева Оксана Павловна

учитель музыки,

I квалификационной категории

р.п. Степное Озеро

2014 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 1, 2, 3 и 4 классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка».

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебники «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс»  (М.: Просвещение, 2010), рабочую тетрадь, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 1-4 классы"» (М.: Просвещение, 2010).

Содержание учебной программы

Содержание и организация уроков музыки определяются программой по данному предмету. Представленное тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием программы «Музыка», авторы - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева (М., 2010), разработанной в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и отражающей потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий массового музыкального образования.

        Целью данной программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Основным видом музыкальной деятельности выступает восприятие музыки и расширение тезауруса - интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Содержание тематического планирования базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков («золотой фонд»), сочинений современных композиторов.

Тематическое планирование основано на материале, охватывающем различные виды искусства, способствующем освоению духовного опыта поколений, нравственно-эстетических ценностей мировой художественной культуры.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

1 класс

Содержание программы первого года делится на   два  раздела:  “Музыка  вокруг  нас”  (посвящены  музыке  и  ее  роли  в  повседневной  жизни  человека) и  второго полугодия  “Музыка  и  ты” (знакомство  с  музыкой  в  широком  культорологическом  контексте). Учащиеся должны почувствовать,  осознать  и  постичь  своеобразие  выражения  в  музыкальных  произведениях  чувств  и  мыслей  человека,  отображения  окружающего  его  мира.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Содержание музыкального материала:

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
 Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко».   Н. Римский-      Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
 Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
 Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

 Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.   Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
 Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
 Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
   Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
 «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
  Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм.   Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

2 класс

Структуру программы 2 класса составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года:

  • Россия — Родина моя;
  • День, полный событий;
  • «О России петь — что стремиться в храм...»;
  • «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»;
  • В музыкальном театре;
  • В концертном Зале;
  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

      «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

      «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

      «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»        

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

      Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

      «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

      «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

      «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

      «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

      «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

      «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

      Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.

      Народные песнопения о Сергии Радонежском.

      «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

      «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.

      Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

      «Наигрыш». А. Шнитке.

      Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».

      «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

      «Камаринская». П. Чайковский.

      Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

      Масленичные песенки.

      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

 

Музыкальный материал

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

      «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

      «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

      «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

      «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

      Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

      Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

      Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

      «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

      «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

      «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.

      «Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

      «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

      «Песня жаворонка». П. Чайковский.

      Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.

      «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.

      «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

      «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

      «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

3 класс

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, поэтому в программу не внесено изменений.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

      Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Музыкальный материал

      Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.

      «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

      «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.

      «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

      «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».

      Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».

      «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Музыкальный материал

      «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.

      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

      «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

      «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

      «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

      «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

      «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

      «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Музыкальный материал

      «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

      Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

      «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

      Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

       «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

      «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

      «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.

      «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.

      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

       «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал

      «Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.

      «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).

      Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

      Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

      Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

      Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Музыкальный материал

      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

      «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.

      «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.

      «Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

      «Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.

      «Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

      «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Музыкальный материал

      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

      «Мелодия». П. Чайковский.

      «Каприс» № 24. Н. Паганини.

      «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.

      Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

      Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.

      «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен.

      «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

      «Волшебный смычок», норвежская народная песня.

      «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

      Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

Музыкальный материал

      «Мелодия». П. Чайковский.

      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

      «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

      «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

      «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

      «Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.

      Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.

      Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.

      «Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.

      «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.

      «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

      «Музыканты», немецкая народная песня.

      «Камертон», норвежская народная песня.

      «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

      «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

4 класс

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Музыкальный материал

      Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

      «Вокализ». С. Рахманинов.

      «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня.

      «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.

      Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

      «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

      «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. «День, полный событий»

      «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал

      «В деревне». М. Мусоргский.

      «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

      «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

      «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

      Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

      «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

      «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

      Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

      «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Музыкальный материал

      «Земле Русская», стихира.

      «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

      Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.

      «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

      Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.

      Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

      «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

      Тропарь праздника Пасхи.

      «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

      «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

      «Не шум шумит», русская народная песня.

      «Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальный материал

      Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;

      «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;

      «Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;

      «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;

      «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

      «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

      «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

      «Светит месяц», русская народная песня-пляска.

      «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

      Троицкие песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Музыкальный материал

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.

      Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

      «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

      «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

      «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

      Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

      «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

      Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

      «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

      «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

      «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал

      «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

      «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

      «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

      «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

      «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

      «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

      «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

      Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

      «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

      «Арагонская хота». М. Глинка.

      «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Музыкальный материал

      Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.

      Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.

      Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.

      Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.

      «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

      Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

      «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.

      «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

      «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

      «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.

       «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
  • побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
  • развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
  • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
  • развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
  • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
  • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

-        освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи. Обучение музыкальному искусству в 1 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса:

  • развитие у учащихся эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • развитие умений и навыков хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Обучение музыкальному искусству во 2 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель слушатель);
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
  • развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;

-        развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства. Обучение музыкальному искусству в 3 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Тематическое планирование:

Темы

Количество часов

1 класс

Музыка вокруг нас

16

Музыка и ты

17

2 класс

Россия – Родина моя

3

День, полный событий

6

О России петь- что стремиться в храм

5

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

В музыкальном театре

5

В концертном зале

5

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6

3 класс

Россия – Родина моя

5

День, полный событий

4

О России петь- что стремиться в храм

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

В музыкальном театре

6

В концертном зале

6

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

4 класс

Россия – Родина моя

3

О России петь- что стремиться в храм

4

День, полный событий

6

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3

В концертном зале

5

В музыкальном театре

6

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

7


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип

урока

Формы и методы, используемые на уроке обучения

Оборудование и инструменты

Д/З

план

факт

Музыка вокруг нас. (16 часов)

1

«И Муза вечная со мной!»

1

02.09

урок изучения нового материала.

слушание музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

2

Хоровод муз

1

09.09

комбинированный урок

слушание музыки хоровое пение музыкально-ритмические движения

компьютер проектор синтезатор

3

«Повсюду музыка слышна...»

1

16.09

комбинированный урок

ролевая игра «Играем в композитора»

компьютер проектор синтезатор

4

Душа музыки -мелодия

1

23.09

урок изучения нового материала.

слушание музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

5

Музыка осени

1

30.09

комбинированный урок

слушание музыки. чтение стихов. разучивание песен

компьютер проектор синтезатор

6

Сочини мелодию

1

07.10

урок обобщения, систематизации навыков

ролевая игра «Играем в композитора»

компьютер проектор синтезатор

7

«Азбука, азбука каждому нужна!»

1

14.10

комбинированный урок

разучивание новых и повторение ранее изученных песен

компьютер проектор синтезатор

8

Музыкальная азбука

1

21.10

урок изучения нового материала.

хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

9

Музыка вокруг нас

1

28.10

урок обобщения, систематизации навыков

фронтальный опрос, слушание музыки, хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

10

Музыкальные инструменты

1

11.11

урок изучения нового материала.

слушание музыки хоровое пение ролевая игра «Играем в композитора»

компьютер проектор синтезатор

11

Музыкальные инструменты

1

18.11

урок изучения нового материала.

слушание музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

12

Звучащие картины

1

25.11

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

13

Разыграй песню

1

02.12

комбинированный урок

слушание музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

14

«Пришло Рождество, начинается торжество»

1

09.12

урок изучения нового материала.

выразительное исполнение рождественских песен

компьютер проектор синтезатор

15

Родной обычай старины

1

16.12

комбинированный урок

слушание музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

16

Добрый праздник среди зимы

1

23.12

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

Музыка и ты (17 часов)

17

Край, в котором ты живешь

1

13.01

урок изучения нового материала.

слушание музыки. исполнение песен о Родине

компьютер проектор синтезатор

18

Художник, поэт, композитор

1

20.01

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

19

Музыка утра

1

27.01

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

20

Музыка  вечера

1

03.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

21

Музыкальные портреты

1

10.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

22

«Музы не молчали...»

1

17.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

23

Музыкальные инструменты

1

24.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

24

Мамин праздник

1

03.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

25

Музыкальные инструменты

1

10.03

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

26

Музыка в цирке

1

17.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

27

Дом, который звучит

1

31.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

28

Опера-сказка

1

07.04

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

29

«Ничего на свете лучше нету...»

1

14.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

30

Афиша. Программа

1

21.04

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

31-33

Музыка вокруг нас. Музыканты

1

28.04

05.05

12.05

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип

урока

Формы и методы, используемые на уроке обучения

Оборудование и инструменты

Д/З

план

факт

Россия - Родина моя (3 часа)

1

Музыкальные образцы родного края

1

04.09

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 5(т) рисунок

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

1

11.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

слова песни

3

Гимн России

1

18.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 4 (т) гимн

День, полный событий (6 часов)

4

Музыкальный инструменты.

1

25.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с 9 (т) инструменты

5

Природа и музыка. Прогулка.

1

02.10

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

6

Танцы, танцы, танцы...

1

09.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

расскажи о танцах

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

16.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

расскажи о марше

8

Расскажи сказку.

1

23.10

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

расскажи о произведениях

9

Колыбельные. Мама.

1

30.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

спой колыбельную

О России петь - что стремиться в храм (5 часов)

10

Великий колокольный звон.

1

13.11

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 12-13 (т) спеть песенки

11

Звучащие картины.

1

20.11

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 16-17 (т) прочитать

12

Святые земли Русской

1

27.11

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

13

Молитва

1

04.12

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 18-19 (т)

14

С Рождеством Христовым!

1

11.12

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

повторить новогодние песни

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

1

18.12

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 19 (т) нарисовать инструмент

16

Разыграй песню.

1

25.12

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

выучить песни

17

Музыка в народном стиле.

1

15.01

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

сочинить мелодию

18

Проводы зимы, встреча весны.

1

22.01

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

рассказать о масленице

В музыкальном театре (5 часов)

19

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.

1

29.01

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать сказку «Золушка»

20

Театр оперы и балета

1

05.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 20-21 (т)

21

Волшебная палочка.

1

12.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать «Руслан и Людмила»

22

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки Сцены из оперы.

1

19.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить новые слова

23

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Финал.

1

26.02

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 22-23 (т)

В концертном зале (5 часа)

24

Симфоническая сказка.

1

05.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

25

Картинки с выставки.

1

12.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 24-25 (т)

26

Музыкальное впечатление.

1

19.03

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

рисунок к пьесе

27

Звучит нестареющий Моцарт!

1

02.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

сведения о композиторе

28

Увертюра.

1

09.04

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов)

29

Волшебный цветик-семицветик. «И все это - И. С. Бах»

1

16.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 32 (т)

30

Все  в движении

1

23.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 26-27 (т)

31

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада

1

30.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

32

Природа и музыка.

1

07.05

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 28-29 (т)

33

Мир композитора.

1

14.05

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 30-31 (т)

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

1

21.05

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

слова песен


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип

урока

Формы и методы, используемые на уроке обучения

Оборудование и инструменты

Д/З

план

факт

Россия - Родина моя (5 часов)

1

Мелодия - душа музыки

1

02.09

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 4(т) рисунок

2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

09.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 5 (т)

3

«Виват, Россия!» Наша слава – русская держава.

1

16.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить новые слова

4

Кантата «Александр Невский»

1

23.09

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать об А.Невском

5

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна…

1

30.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 20-21 (т)

День, полный событий (4 часа)

6

Утро.

1

07.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 7 (т) выучить слова песен

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

14.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

расскажи о произведениях

8

В детской! Игры и игрушки. На прогулке.

1

21.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 10-11 (т) прочитать и разукрасить

9

Вечер.

1

28.10

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

О России петь - что стремиться в храм (4 часа)

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

1

11.11

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

песни о маме

11

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

1

18.11

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

песни о маме и бабушке

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

225.11

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

13

Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир)

1

02.12

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать о княгине Ольге и князе Владимире

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

14

Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе.

1

09.12

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 14-15 (т)

15

Певцы русской старины (Баян, Садко, Лель)

1

16.12

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать былину «Садко», сказку «Снегурочка»

16

Певцы русской старины (Баян, Садко, Лель)

1

23.12

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

повторить о Масленице

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

1

13.01

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать «Руслан и Людмила»

В музыкальном театре (6 часов)

18

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.

1

20.01

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить новые слова, с. 32 (т)

19

Опера «Орфей и Эвридика»

1

27.01

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать древние мифы и рассказать

20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу.

1

03.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить новые слова

21

Океан - море синее.

1

10.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать сказку «Спящая красавица»

22

Балет «Спящая красавица» Две феи. Сцена на балу.

1

17.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 18-19 (т)

23

В современных ритмах

1

24.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 18-19 (т)

В концертном зале (6 часов)

24

Музыкальное состязание

1

03.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 22-23 (т)

25

Музыкальные инструменты – флейта. Звучащие картины.

1

10.03

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

стихи, рассказы, песни о скрипке и скрипачах

26

Музыкальные инструменты – скрипка

1

17.03

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

27

Сюита «Пер Гюнт» Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная.

1

31.03

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

28

«Героическая» Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии.

1

07.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить о композиторе

29

Мир Бетховена.

1

14.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов)

30

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

21.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

31

Люблю я грусть твоих просторов.

1

28.04

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

32

Мир Прокофьева

1

05.05

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 24-25 (т)

33

Певцы родной природы.

1

12.05

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

34

Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

19.05

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип

урока

Формы и методы, используемые на уроке обучения

Оборудование и инструменты

Д/З

план

факт

Россия - Родина моя (3 часа)

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню…Что не выразишь словами, звуком на душу навей…

1

05.09

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить новые слова

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

12.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 3 (т)

3

Ты откуда, русская, зародилась музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

1

19.09

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 6-7 (т)

О России петь - что стремиться в храм (4 часа)

4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

26.09

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

5

Кирилл и Мефодий.

1

03.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 8-9 (т)

6

«Праздников праздник, торжество из торжеств» Ангел вопияше.

1

10.10

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

7

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

17.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 10-11 (т)

День, полный событий (6 часов)

8

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

1

24.10

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

стихи А.С.Пушкина о зиме

9

Зимнее утро. Зимний вечер

1

31.10

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

прочитать «Сказку о царе Салтане»

10

«Что за прелесть эти сказки...» Три чуда.

1

14.11

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

рисунок «чуда»

11

Ярмарочное гулянье.

1

21.10

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

рассказать о ярмарке

12

Святогорский монастырь

1

28.11

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

песни о маме

13

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

05.12

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

пени о маме и бабушке

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

14

Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

12.12

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

вспомнить народные песни

15

Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей.

1

19.12

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 18-19 (т)

16

Праздники русского народа: Троицын день

1

26.12

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с.12-13 (т)

В концертном зале (5 часов)

17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок.

1

16.01

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 16-17 (т)

18

Счастье в сирени живет...

1

23.01

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 20-21 (т)

19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...» Танцы, танцы, танцы…

1

30.01

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 22-23 (т)

20

Патетическая» соната.

1

06.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 24-25 (т)

21

Годы странствий. Царит гармония оркестра.

1

13.02

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 24-25 (т)

В музыкальном театре (6 часов)

22

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-Ш действия)

1

20.02

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

рассказать о подвиге Ивана Сусанина

23

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

1

27.02

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

24

«Исходила младешенька...»

1

06.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 28-29 (т)

25

Русский Восток. Восточные мотивы

1

13.03

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

26

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

20.03

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 26-27 (т)

27

Театр музыкальной комедии

1

03.04

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 часов)

28

Прелюдия

1

10.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить о композиторе

29

Исповедь души

1

17.04

урок изучения нового материала.

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

30

Мастерство исполнителя

1

24.04

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

новые слова

31

В интонации спрятан человек.

1

01.05

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения

32

Музыкальные инструменты – гитара.

1

08.05

комбинированный урок

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

с. 30-31 (т)

33

Музыкальный сказочник

1

15.05

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

рисунок к произведению

34

Рассвет на Москве-реке

1

22.05

урок обобщения, систематизации навыков

слушание и анализ музыки хоровое пение

компьютер проектор синтезатор

запомнить произведения


Критерии оценивания

Для устных ответов:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в тексте работы нет теоретических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

- допущена одна ошибка или два-три недочета в тексте работы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в работе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.


УМК

  1. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г. – 64 с.
  2. Критская Е.Д. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С –М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
  3. Критская Е.Д. Музыка. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С –М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
  4. Критская Е.Д. Музыка. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С –М.: Просвещение, 2010. – 128 с
  5. Критская Е.Д. Музыка. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С –М.: Просвещение, 2010. – 128 с
  6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1-4 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/-М.: Просвещение, 2010. – 207 с.
  7. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.,М.: Просвещение, 2010 г.
  8. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.,М.: Просвещение, 2010 г.
  9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.,М.: Просвещение, 2010 г.
  10. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.,М.: Просвещение, 2010 г.
  11. Критская Е.Д. и др. Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 1 кл. (Аудиокурс МР3), М.: Просвещение, 2010 г
  12. Критская Е.Д. и др. Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 2 кл. (Аудиокурс МР3), М.: Просвещение, 2010 г.
  13. Критская Е.Д. и др. Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 3 кл. (Аудиокурс МР3), М.: Просвещение, 2010
  14. Критская Е.Д. и др. Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 4 кл. (Аудиокурс МР3), М.: Просвещение, 2010


Лист коррекции

Тема

Класс

Дата

Примечание

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

Данная учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид) составлена на основе:примерной программы начального общего образова...

Рабочая программа по предмету "Музыка" под редакцией Сергеевой, Критской, для 6 класса

Данная программа позволяет наиболее полно раскрыть творческий потециал учеников, предоставляет возможности наиболее широко использовать современные иформационно-коммуникативные технологии, к программе...

пояснительная записка к программе "Музыка"Сергеева,Критская

Пояснительная записка к программе и КТП  по музыке 5-7 класс...

Рабочая программа по музыке по Критской 5-7 классы

      Важнейшей целью современного художественного образования  является прежде всего воспитание  готовности и способности к художественно-творческому познанию мира, ду...