Тематическое планирование по предмету "Музыка" 7 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
календарно-тематическое планирование по музыке (7 класс) на тему

Рябова  Елена Юрьевна

Тематическое планирование по предмету "Музыка"  7 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_muzyke_7.doc506.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы

дополни

тельного

содержания

Домашнее

задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и со временность

1

Вводный

Значение слова «клас сика». Понятия класси ческая музыка, класси ка жанра, стиль. Разновидности сти лей.

Интерпретация и обра ботка классической му зыки прошлого

Знать понятия: класси ка, классическая музы ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидно сти стиля.

Уметь приводить при меры

Беседа.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Сохранение традиций русского музыкаль ного искус ства совре менными композито рами

Подобрать музыкаль ные иллюст рации к теме «Музыка Моцарта в современ ной обра ботке»

2.09-9.09

2

В музыкальном театре. Опера

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальная драма тургия. Конфликт. Этапы сценического действия.

Опера и ее состав ляющие. Виды опер. Либретто.

Роль оркестра в опере

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сцени ческого действия, либ ретто, составляющие оперы (ария, песня, ка ватина, речитатив, ду эт, трио, ансамбль, дей ствие, картина, сцена).

Уметь:

  • приводить примеры оперных жанров;
  • называть имена из вестных певцов, дири жеров, режиссеров;
  • определять роль ор кестра в опере

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно образный анализ прослушанной му зыки

Драматур гия музы кальных об разов, ее связь с сим фонической музыкой. Стилистиче ские осо бенности музыки рус ской нацио нальной школы

Запись на званий опер и музыкаль ных жанров, характери зующих действую щих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестро вые номера»

9.09-16.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 3

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Новая эпоха в рус ском музыкальном искусстве. Более глу бокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматур гия оперы - конфликт ное противостояние двух сил (русской и польской). Музы кальные образы опер ных героев

Знать: драматургию развития оперы; что му зыкальные образы мо гут стать воплощением каких-либо историче ских событий.

Уметь:

— проводить

интонационно-образный и срав нительный анализ му зыки

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный анализ

Выдающие ся оперные исполнители роли Ивана Сусанина

Выполнить эскизы кос тюмов геро ев или деко раций

16.09-23.09

4-5

Опера А. П. Бо родина «Князь Игорь»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и поло вецкой). Музыкаль ные образы оперных героев

Уметь называть пол ные имена композито ров: А. П. Бородин,

М. И. Глинка.

Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный анализ. Вокально-хоровое интонирование

Эпические образы в музыке русских композито ров.

Отличие эпоса от ли рики и драмы

Читать «Слово о полку Иго- реве». По добрать ил люстрации к тексту

23.09-07.10

6

В музыкальном театре. Балет.

1

Расширение и углубление знаний

Балет и его состав ляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и клас сический балетный спектакль

Знать понятия: балет, типы балетного танца; составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое ин тонирование

Выдающие ся компози торы, авто ры музыки к балетным спектаклям современ ности

Записать названия знакомых балетов, полные име на известных композито ров, арти стов и ба летмейстеров

07.10-14.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь:

  • определять роль ба летмейстера и дирижера в балетном спектакле;
  • приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмей стеров

7-8

Балет Б. И. Ти щенко «Яро славна»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров ин струментов оркестра

Знать драматургию развития балета.

Уметь:

  • проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки;
  • определять тембры музыкальных инстру ментов;
  • называть полное имя композитора: Б. И. Ти щенко

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тем бров музыкальных инструментов. Хоровое пение

Литератур ные образы в балете, их интерпрета ция в музы ке. Совре менные ба летные спектакли на сюжет литератур ных произ ведений

Выполнить эскизы кос тюмов и де кораций

14.10-28.10

9

Героическая тема в русской музыке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Бессмертные произве дения русской музы ки, в которых отраже на героическая тема защиты Родины и на родного патриотизма

Уметь:

  • приводить примеры музыкальных произве дений, в которых отра жена героическая тема;
  • рассуждать на постав ленные проблемные во просы;
  • проводить сравнитель ный анализ музыкаль-

Беседа. Устный, письменный кон троль.

Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музы кальных и художе ственных произве дений

Националь- но-патриоти- ческие идеи в песенно музыкаль ном творче стве

Записать на звания ху дожествен ных произ ведений, в которых отражены образы ге роических защитников

11.11-18.11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ных и художественных произведений;

- называть полные име на композиторов, в твор честве которых отрази лась героическая тема

Отечества прошлого и настоящего

10-

11

В музыкальном театре. «Мой народ - амери канцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гер швина.

Дж. Гершвин - созда тель американской национальной класси ки XX века, первоот крыватель симфо- джаза.

«Порги и Бесс» - пер вая американская национальная опера

Знать: жизнь и творче ство Дж. Гершвина; драматургию развития оперы; что музыкаль ные образы могут стать воплощением каких- либо жизненных собы тий.

Уметь: проводить ин тонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкаль ной выразительно сти

Оперное либретто, его части. Роман

Д. Хейворда «Порги и Бесс». Му зыкальные образы ге роев романа

Общие и раз личные чер ты в вопло щении обра зов в операх М. И. Глин ки «Иван Сусанин» и Дж. Гер швина «Пор ги и Бесс»

18.11-02.12

 1213

Опера Ж. Бизе «Кармен»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая по пулярная опера в ми ре. Драматургия опе ры - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев

Знать: драматургию развития оперы; что му зыкальные образы мо гут стать воплощением каких-либо жизненных событий.

Уметь:

  • проводить

интонационно-образный и сравни тельный анализ музыки;

  • называть полное имя композитора: Ж. Бизе

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Исполнение рит мического акком панемента под фо нограмму.

Хоровое пение

Выдающие ся оперные исполнители современно сти.

Тембровые и регистро вые особен ности голоса оперного певца

Словесное описание образа Кар мен; отли чие образов главных героев в ли тературном и музыкаль ном произ ведениях

02.12-16.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14

Балет Р. К. Щед рина «Кармен- сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита».

Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Знать: драматургию развития балета; поня тие транскрипция.

Уметь:

  • проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки;
  • называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балери ны - М. М. Плисецкая;
  • выявлять средства му зыкальной выразитель ности

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ. Определение средств музыкаль ной выразитель ности.

Вокально-хоровое

интонирование

Современ ные балет ные спек такли, со зданные на основе литератур ного произ ведения. Выдающие ся исполни тели

«Мои впе чатления от музыки балета». Коммента рий слов Р. Щедрина: «Преклоня ясь перед ге нием Бизе, я старался, чтобы пре клонение это всегда было не рабским, но творче ским»

16.12-23.12

15

Сюжеты и обра зы духовной музыки

Музыкальное «зодчество» России. «Все нощное бде ние» С. В. Рах манинова

1

Расширение и углубление знаний

Расширение и углубление знаний

Музыка И.-С. Баха - язык всех времен и народов. Современ ные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматичес- кий жанр. Музыкальное «зод чество» России. «Всенощное бдение»

Знать понятия: месса, всенощная.

Уметь:

  • называть полные имена композиторов: И.-С. Бах, С. В. Рахма нинов;
  • проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки;
  • выявлять средства му зыкальной выразитель ности

Беседа.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и сравни тельный анализ. Выявление средств музыкаль ной выразитель ности

Духовные сюжеты и образы в современ ной музыке. Особенно сти совре менной трактовки

«Мои раз мышления». Письменное рассужде ние о словах немецкого композитора J1. ван Бет ховена об И.-С. Бахе: «Не ручей - море ему имя»

23.12-30.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

Рок-опера Л.-Э. Уэббера «Иисус Хрис тос - супер звезда»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаком ства с рок-оперой Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос - суперзвез да».

Вечные темы в искус стве.

Драматургия рок- оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев

Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь:

  • проводить интонаци онно-образный анализ музыки;
  • определять тембры музыкальных инстру ментов;
  • выявлять средства му зыкальной выразитель ности;
  • называть полное имя композитора: Ллойд Энд рю Уэббер

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный анализ. Определение тем бров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выра зительности. Хоровое пение

Современ ные рок-оперы оте чественных композито ров.

Тематика

сюжетов,

особенности

стилистики

Сопоставле ние направ лений со временной музыки. Сло варь направ лений со временной популярной музыки. Оп ределение направлений, встречаю щихся в рок- опере «Иисус Христос - суперзвезда»

13.01-20.01

17

Музыка Д. Б. Кабалев ского к драма тическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с музы кой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфониче ской сюиты

Знать понятие сюита. Уметь:

  • проводить

интонационно-образный и срав нительный анализ му зыки;

  • называть полное имя композитора: Д. Б. Ка балевский

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ. Хоровое пение

Отрывки из трагедии У. Шекспи ра, созвуч ные прослу шанным частям сюиты

Выполнить эскизы костюмов (декораций) для теат ральной по становки

20.01-27.01

18

«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ре визская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музы кой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревиз ская сказка» по произ ведениям Н. В. Гоголя.

Знать понятия: сюита,

полистилистика.

Уметь:

- проводить

интонационно-образный и срав-

Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки.

Стилистиче ские осо бенности музыки А. Шнитке

Мини сочинение «Мой люби мый герой в произ-

27.01-03.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«Гоголь-сюита» - яр чайший образец сим фонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты.

Полистилистика

нительный анализ му зыки;

  • определять тембры музыкальных инстру ментов, музыкальные жанры;
  • выявлять способы и приемы развития му зыкальных образов;
  • называть полное имя композитора: Альфред Гарриевич Шнитке

Интонационно образный и срав нительный анализ

при созда нии комиче ских обра зов из про изведений Н. В. Гоголя

ведениях Н. В. Гого ля»

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

Музыкальная драматургия- развитие музыки

1

Расширение и углубление знаний. Со общение но вых знаний (комбиниро ванный)

Музыкальная драма тургия в инструмен тально-симфонической музыке. Главное в му зыке - развитие. Прин ципы (способы) музы кального развития: по втор, варьирование, разработка, секвенция, имитация

Знать: основные прин ципы развития музыки. Уметь: приводить при меры

Беседа.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Литератур ная основа музыкаль ного произ ведения. Театральная драматургия

Подобрать иллюстра ции к одно му из полю бившихся музыкаль ных произ ведений

03.02-10.02

20

Два направле ния музыкаль ной культуры: светская и ду ховная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Развитие музыкальной культуры во взаимо действии двух направ лений: светского и ду ховного. Музыкальные образы духовной

Знать: понятия: духов ная, светская музыка; вокальная, инстру ментальная, камерная музыка;

Беседа.

Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение

Духовная музыка в синтезе храмовых искусств.

Составить вступление для ведуще го концерт из полюбив шихся про-

10.02-17.02


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

музыки. Музыкаль ные истоки восточной (православной) и за падной (католиче ской) церквей: зна менный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная му зыка

что лежит в основе му зыки православной и католической церквей. Уметь: приводить му зыкальные примеры

Современ ная трактов ка духовной музыки

изведений

камерной

музыки

21

Камерная инст рументальная, музыка: этюд

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Жанр концерт ного этюда в творчест ве романтиков Ф. Шо пена и Ф. Листа

Знать: понятие этюд. Уметь:

- проводить

интонационно-образный и срав нительный анализ му зыки;

- называть имена ком позиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ. Хоровое пение

Понятие этюда в жи вописи. Соотнесение выразитель ных средств в музыке и живописи

Выполнить рисунки к одному из полюбив шихся музы кальных со чинений

17.02-24.02

22

Транскрипция. Ф. Лист

1

Расширение и углубление знаний

Транскрипция — пере ложение музыкальных произведений. Транс крипция - наиболее популярный жанр кон- цертно-виртуозных произведений

Знать: понятие транс крипция.

Уметь:

  • выявлять средства музыкальной вырази тельности и определять форму музыкальных произведений;
  • называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М. А. Балакирев, Ф. Бу зони

Устный и пись менный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной вы разительности. Определение фор мы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение

Интонаци- онно-образ- ная, жанро вая и стиле вая основы музыкаль ного искус ства.

Инструмен тальная му зыка

Выписать имена из вестных му- зыкантов- исполните- лей: пиани стов, скри пачей

24.02-03.03


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23

Циклические формы инстру ментальной му зыки. «Кончер- то гроссо», «Сюита в ста ринном стиле» А. Шнитке

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст ва с циклическими формами музыки: ин струментальным кон цертом, сюитой на примере творчества А. Шнитке

Знать понятия: цикли ческая форма музыки, полистилистика. Уметь:

  • приводить музыкаль ные примеры;
  • определять тембры музыкальных инстру ментов

Устный и пись менный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тем бров музыкальных инструментов. Хоровое пение

Вокальные циклы в творчестве современ ных россий ских компо зиторов

Сольное ис полнение любимого произведе ния (по вы бору)

03.03-10.03

24-

25

Соната

«Пате тическая»

Л. Бетховена, Соната № 2

С. Прокофьева, Соната № 11

В. Моцарта

2

Расширение и углубление знаний

Углублённое знаком ство с музыкальным жанром соната. Со натная форма: компо зиция, разработка, ре приза, кода.

Соната в творчестве великих композито ров: Л. ван Бетховена, С. С. Прокофьева,

В.-А. Моцарта

Знать: понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

  • проводить

интонационно-образный и срав нительный анализ му зыки;

  • определять приемы музыкального развития;
  • называть полные име на композиторов: Л. ван Бетховен, С. С. Про кофьев, В.-А. Моцарт

Устный и письмен ный контроль. Бе седа. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав нительный анализ. Определение приемов музы кального развития. Хоровое пение

Вырази тельные средства в живописи. Отражение внутреннего состояния художника, его пережи ваний в изо бражаемом им явлении

Составить устный рас сказ «Мир чувств чело века и его воплощение в музыке»

10.03-24.03

26-

30

Симфоническая

музыка

5

Расширение и углубление знаний

Углублённое знаком ство с музыкальным жанром симфония. Строение симфониче ского произведения: четыре части, вопло щающие разные сто роны жизни человека.

Знать: понятие симфо ния; особенности строе ния симфонии.

Уметь:

- проводить

интонационно-образный и срав нительный анализ;

Устный и письмен ный контроль. Бе седа по теме заня тий.

Слушание музыки. Интонационно образный и срав нительный анализ.

Симфониче ские оркест ры мира в начале XXI века. Имена из вестных му- зыкантов-

Подготовить сообщение на тему «Знамени тые оркест ры мира»

24.03-05.05


Продолжение табл.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Симфония в творчест ве великих компози торов: И. Гайдна,

  1. -А.        Моцарта,
  2. С. Прокофьева,

Л. ван Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Ка линникова, П. И. Чай ковского, Д. Б. Шоста ковича.

Мир музыкальных образов симфониче ской музыки

  • определять тембры музыкальных инстру ментов;
  • определять приемы музыкального развития и жанры;
  • называть полные име на композиторов-симфо- нистов;
  • выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства

Определение тем бров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение

исполните

лей

31

Симфоническая картина «Празд нества» К. Де бюсси

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с симфо нической картиной «Празднества» К. Де бюсси.

Живописность музы кальных образов симфонической кар тины

Знать понятия: импрес сионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:

  • анализировать состав ляющие средств выра зительности;
  • определять форму пьесы;
  • проводить интонаци онно-образный анализ музыки;
  • выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и живописи;
  • называть полное имя композитора: Клод Де бюсси

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный анализ. Определение фор мы, средств музы кальной вырази тельности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение

Творчество француз ских худож- ников-им- прессиони- стов. Имена известных художников, названия картин

Подобрать иллюстра ции на тему «Творчество французских художников- импрессио- нистов»

05.05-12.05


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

32

Инструменталь ный концерт. Концерт для скрипки с орке стром А. И. Ха чатуряна

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст ва с .жанром инстру ментальный концерт. Сонатно-симфоничес- кий цикл. Знакомство с Концертом для скрип ки с оркестром А. И. Хачатуряна

Знать: понятие инст рументалыный концерт; строение инструмен тального концерта. Уметь:

  • проводить интонаци онно-образный анализ;
  • определять принципы музыкального развития;
  • называть полное имя композитора: А. И. Ха чатурян

Устный и пись менный контроль. Слушание музыки. Интонационно образный анализ. Определение принципов разви тия музыки. Хоровое пение

Виды кон церта: му зыкальный, литератур ный, эст радный

Письменное рассужде ние о словах композито ра и музы коведа Б. Асафьева: «...В музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии»

12.05-19.05

33

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст ва с творчеством аме риканского компози тора Дж. Гершвина на примере «Рапсо дии в стиле блюз». Симфоджаз

Знать: понятия: джаз, симфоджаз и их отли чительные черты.

Уметь:

  • проводить интонаци онно-образный анализ музыки;
  • выявлять жанровую принадлежность

Беседа.

Устный контроль. Интонационно образный анализ прослушанной му зыки.

Определение жан ра. Хоровое пение

Известные исполнители «Рапсодии в стиле блюз». Ин терпретация и обработка произведе ния

Послушать «Колыбель ную» из оперы «Порги и Бесс»

19.05

-26.05


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

«Пусть музыка звучит!»

1

Расширение и углубление знаний. Повторитель- но-обобщаю- щий урок

Углубление и расши рение знаний об ис пользовании музы кального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка

Знать: понятия: фольк лор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера, их отличительные особенности.

Уметь:

  • определять тембры музыкальных инстру ментов;
  • приводить примеры известных солистов, ан самблей, хоров народ ной музыки и названий известных хитов

Устный и пись менный контроль. Беседа.

Хоровое пение. Определение тем бров музыкальных инструментов

Современ ные музы канты и ис полнители русского фольклора. Известные исполнители этномузыки

26.05-31.05