конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее.

Александр Невский». 5 класс

Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Знакомство с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
  2. Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)

Воспитательные:

  1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
  2. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  1. Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
  2. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.

Тип урока:

Методы:

  1. Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  2. Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование: Компьютер, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса,   фонохрестоматия музыкального материала для  5 класса, музыкальные словари эмоций.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 2 мин.

Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном уроке музыки. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем гостей аплодисментами как мое «Дружное ЭХО».

  1. Введение в тему урока. 5-7 мин.

Учитель: Посмотрите  внимательно на доску. Какой вид искусства вы видите? Кто изображен на представленных иллюстрациях?

Дети: Богатыри, герои.

Учитель: А как вы, ребята, поняли, что это герои?

Дети:

Учитель: А кто такие герои?

Дети: человек исключительной смелости и доблести

Учитель: Попытайтесь догадаться, о чём у нас пойдет речь на уроке?

Дети: о героях

Учитель: Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Сегодня мы поговорим об одном из таких героев. По моему описанию попробуйте догадаться, кто это?

-Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины.

- Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей

а потом против немецких воинов-крестоносцев.

- Церковью он был причислен к лику святых,

- а в прошлом году по результатам Интернет - опроса в нашей стране стал символом России.

Кто догадался, о ком идет речь?

Дети:

Учитель: Правильно, это Святой Благоверный князь Александр Невский. Ребята, предположите, почему же наши современники, спустя 7 веков, выбрали этого человека символом России? Хотя рядом с его именем были и другие великие имена: Петр I, Пушкин, Столыпин, Жуков.

Дети:

Учитель: А вам знаком Александр Невский? Сколько времени прошло с тех пор, как он жил? Какие события связаны с именем А. Невского? Почему мы знаем о нем сегодня?

Дети:

После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему». слайд 1

Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.

Рассказ об Александре Невском: слайд  2

С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро – Суздальского князя. В 1240г. В устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов  - несколько тысяч. Применив смекалку, Князь разбил неприятеля. После победы на реке Неве, князя Александра стали величать Александром Невским.



3.Основная часть. 25 мин.

Учитель: Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» слайд 3, учебник стр.90.

  • Что необычного в этой картине?
  • Из скольких  частей она состоит? (3 части)

Беседа по картине – слайд 4

Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека.

Учитель: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский? слайд 5

Дети: мужественным, отважным, гордым, сильным, волевым


Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

    В 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».   слайд 6.7.8 


Учитель: Ребята, исторические события, связанные с именем русского князя Александра  Невского, нашли отражение в произведениях разных видов искусств. Мы рассмотрели живописные полотна, ему также посвящены музыкальные произведения, в частности кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. слайд 9

Какое произведение называют кантатой?

Дети:

Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора, и симфонического оркестра, обычно героического и торжественного характера. слайд 9

Учитель: Данная Кантата была написана на основе музыки к кинофильму режиссера Сергея Эйзенштейна "А. Невский". В кантате 7 частей,

 Одна из них называется « Песнь об Александре Невском». Сейчас вы услышите ее фрагмент. слайд 10

Учитель: Подумайте, каким перед вами предстает А. Невский в этой музыке?

Определите его музыкальный портрет. - подсказка

Песнь об Александре Невском – Слушание

Учитель: Каков характер прозвучавшей музыки?

Дети: повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

Учитель: Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке?

Дети: мужественным, сильным, надежным, уверенным, смелым защитником – богатырем.

Учитель: Как и чем композитор подчеркнул образ героя?

Дети: ритмом, темпом, тембром

Учитель: В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.

Давайте прослушаем еще один отрывок из кантаты. А после прослушивания вы ответите на вопросы. слайд 11

Звучит хор «Вставайте, люди русские»

  1. Кто исполнил эту музыку? слайд 12
  2. Какая песня по характеру? Ребята, а вы услышали музыку русского призыва?
  3. Что звучало в самом начале песни? (вступление)
  4. На что оно похоже? (звон колоколов - набат)
  5. Что такое набат?  (Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги)

Учитель: Это мелодия хора «Вставайте, люди русские». слайд 13

Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту. Прочитаем еще раз все вместе.

Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку вступления к хору и попробуем передать (изобразить) движением руки характер звучания набатного колокола.

Дети выполняют упражнение

Учитель: Кроме художественных и музыкальных произведений, Александру Невскому посвящен художественный фильм.

  В1938 году он был создан режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.  К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата была написана на основе музыки к кинофильму «Александр Невский».  слайд 14

Учитель: Кантата и фильм были созданы как раз перед ВОВ, 71-летие которой мы будем отмечать весной. Эти произведения служили предупреждением нашим врагам: «кто на Русь придет, будет насмерть бит». И, в тоже время, они воодушевляли наш народ. Фильм часто показывали на фронте, чтобы поддерживать боевой дух солдат. В середине войны был учрежден орден, которым и по сей день награждают за воинские подвиги.

Отрывок из фильма» Александр Невский» слайд 15

Учитель: Какие главные, ключевые слова из кинофильма, Александр Невский  сказал в своей речи перед жителями и воинами?

Составьте из предложенного набора слов, которые вы видите на доске.

Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет

Учитель: Давайте вместе посмотрим, как это было.

Видеофрагмент

  1. Обобщение темы урока. 5 мин.

Учитель: События, о которых мы сегодня говорили, происходили в 13 веке, 7 столетий назад. Так почему же, ребята, А. Невский был избран символом России сегодня, нашими современниками?

Дети: Потому, что он соединил в себе такие качества:

Он – защитник, он любит свою Родину,

Он – талантливый полководец, у него надежное войско,

Его любил народ, верил ему, шел за ним.

Он - Святой земли русской, а, значит, образец для подражания.

Он – победитель и для нашего народа, я думаю, он является символом победы.

Учитель: что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера?

- как вы думаете, будут ли помнить об А. Невском через сто лет или его заменят новые герои?

- почему вы так считаете?

- что нового вы сегодня узнали?

- что вам запомнилось?

  1. Рефлексия. 3 мин.

Учитель: - Сейчас попрошу вас оценить наш урок с помощью звезд героя. Кому урок понравился, прикрепляет звезду на красном щите, а кому было на уроке некомфортно, неинтересно – на черном.

  1. Итог урока. 2 мин. слайд 16

Домашнее задание: Узнайте, какая песня послужила подобным призывом в годы ВОВ, кто её сочинил, узнайте историю её создания.

Объявление оценок.

Прощание. Выход из класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке для 5 класса по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева

Тест предназначен для учащихся 5 классов по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева. Кроме теста для проверки зна...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Через прошлое к настоящему"

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в...

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"

Произведения искусства о подвиге А.Невского...

Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс

Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая пам...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Урок музыки "Звать через прошлое к настоящему"

ОБраз полководца А. Невского. Фильм , кантата, картина о Невском....