конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Терещенко Оксана Александровна

Произведения искусства о подвиге А.Невского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по музыке20.35 КБ
Файл maou.docx20.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ «Молчановская средняя школа №2

Конспект урока музыки в 5 классе

по теме

«Звать через прошлое к настоящему».

                                                            Подготовила и провела: Терещенко О.А.

Молчаново 2020

Урок разработан по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка 5 класс» в разделе «Музыка и изобразительное искусство» для проведения в общеобразовательном классе с разным уровнем подготовки.

Интегрированный урок с использованием межпредметных связей по технологии ОБРАЗНАЯ ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ.

Тип – формирование новых знаний.

Планируемые результаты

личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к русской культуре и русской истории; готовность и способность обучающихся к творческому самовыражению.

метапредметные: отработка навыков смыслового чтения, умения анализировать полученную информацию;

вербализировать эмоциональное впечатление; делать выводы

предметные: знать и называть авторов и их произведения, посвященные образу Александра Невского в музыке и ИЗО; анализировать художественные средства выразительности; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Технологическая карта

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень хочу, чтобы наши сердца услышали музыку, а мы с вами услышали друг друга.

Итак, (начинает тихо звучать музыка «Песня об Александре Невском», стихи читаются под музыку)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяелый, блестящий, раскрашенный … (щит)

Да, щит. С этим предметом, и даже словом многое связано в истории нашей страны. Подберите однокоренные слова к слову «щит»…

Молодцы! Вот она и связь: на Руси всегда были защитники.

А как вы считаете, оказывает ли историческое прошлое нашей страны на жизнь людей сегодня? А как?

ТЕМа на экране

Чтобы наше настоящее было мирным и добрым, мы должны помнить и чтить наших защитников. А можете ли вы мне назвать защитника Руси, который жил 800 лет назад?

Предлагают…

(презентация – показать).

Это великий полководец 13 века, он держал в руках щит и защищал свою землю от врагов.

Мы сегодня тоже будем работать со щитом (раздать заранее, либо в этот момент), посмотрите на щит. У меня будет вот такая образная схема из 4 направлений, а у вас щит с секторами. Сколько их? (4). Заполнять их вы начнете с верхнего правого сектора и дальше по кругу. Это поможет нам разобраться в такой сложной теме.

Настраиваются на урок

Отвечают: «Щит»

Защита, защитники, защищать

Мы живем хорошо, в мире, благодаря подвигу этих людей

Это Александр Ярославич по прозвищу Невский.

У обучающихся схема в виде щита (см. Приложение)

операционально-обучающий

Символ России (обратить внимание на слайде и затем перейти по гиперссылке на нужный слайд)

Великий Князь Александр Невский, без преувеличения, легендарный русский полководец, причисленный к лику святых, как праведный воин. Его вклад в дальнейшую судьбу Руси настолько велик, что он считается поистине национальным героем, которого помнят и чтят до сих пор.

В 2008 году по результатам телепроекта «Имя России. Исторический выбор 2008» Александр Невский объявлен «Личностью нации».

??? Ребята, как вы считаете, а что может символизировать собой Александр Невский?

Верно, запишите эти слова.

Обучающиеся начитают заполнять схему: каждый сектор имеет название, которое затем поясняется конкретными словами и предложениями

отвага, смелость, ум

Образ в искусстве

Ребята, именно эти качества стремились передать в своих произведениях мастера искусства.

Какие виды искусства вы знаете?

Правильно и везде по своему передает искусство образы героев.

ЗАПИСАЛИ – ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ

давайте посмотрим, как образ А.Невского передал в ИЗО

Павел Корин. Триптих «Александр Невский» - центральная часть. Ребята, как художнику удалось изобразить отвагу, смелость, ум?

Нам необходимо знать это произведение, поэтому название запишем.

В музыке этот образ тоже отражен Сергеем Прокофьевым. Он сочинил Кантату. Кантата «Александр Невский» (объяснить жанр, количество частей).

И здесь образ Невского неотделим от русского народа.

СЛУШАЕМ ТИХО И ВНИМАТЕЛЬНО!

 слушание 2 части «Песня об Александре Невском»

??? подумайте, почему эту часть можно сравнить с портретом русского народа?

А могут быть эти же качества и у князя Александра Невского?

Ребята, с кем воевал Александр Невский?

Да, на бой с врагами он призывал не только свою дружину, но и простой народ. Этот призыв слышен в 4 части

 «Вставайте, люди русские» разучивание фрагмента части

Для закрепления материала предлагается посмотреть фрагмент фильма Эйзенштейна «Александр Невский»

Такие разные виды искусства, по-разному демонстрируют нам образ А.Невского, а что общего у этих образов?

Авторитет Невского был неоспорим! Его образ имел сильнейшее воздействие на солдат во время ВОВ.

Музыка, архитектура, изобразительное искусство, кинематограф.

В следующем секторе записать название «Образ в искусстве», а также рассматриваемые произведения искусства и авторов

Строгий взгляд, постановка тела, красный плащ, накинутый на плечи…

Настрой на прослушивание музыки.

музыка степенная, былинного характера, показывающая широкую русскую душу, затем резкая мелодия показывает моменты сражения и отвагу.

Читают по тексту и отвечают: со шведами, с «немчинами»

Вокально-хоровая работа. Обратить внимание на интонации призыва, артикуляцию. Для усиления эмоционального воздействия можно добавить во время исполнения удары ногой на сильную долю.

Общее у образов – передача мужественности, смелости, отваги…

Орден в 1942-1943 гг под Сталинградом были страшные бои! Солдат вдохновлял образ Невского и ведь не случайно! В 1242 году, защищая родную землю, Невский сражался с немецкими рыцарями на Чудском озере и выиграл сражение. (хотя у него и не было поражений)

Репродукции картины «Александр Невский» украшали землянки и фронтовые газеты, поднимая боевой дух солдат

29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.

Записывают - орден Александра Невского. Учрежден в 1942 году.

Рефлексивный

Молодое поколение

Итак, прошло уже много времени, а мы продолжаем об этом говорить молодому поколению. Но открывать мне здесь уже нечего… А кто это молодое поколение?

Тогда вы сейчас мне сами скажете, а кто для вас Александр Невский?

ЗАПИШИТЕ!

Замкнув круг и заполнив щит, мы вернулись к началу, к нашей теме «Звать через прошлое к настоящему».

К чему нас зовет образ Невского?

В последнем секторе записывают : «Александр Невский для меня… продолжают свою мысль

Несколько человек могут озвучить то, что написали.

Быть храбрыми, любить Родину, быть ее защитниками

 

 



Предварительный просмотр:

МАОУ «Молчановская средняя школа №2

Конспект урока музыки в 5 классе

по теме

«Звать через прошлое к настоящему».

                                                            Подготовила и провела: Терещенко О.А.

Молчаново 2020

Урок разработан по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка 5 класс» в разделе «Музыка и изобразительное искусство» для проведения в общеобразовательном классе с разным уровнем подготовки.

Интегрированный урок с использованием межпредметных связей по технологии ОБРАЗНАЯ ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ.

Тип – формирование новых знаний.

Планируемые результаты

личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к русской культуре и русской истории; готовность и способность обучающихся к творческому самовыражению.

метапредметные: отработка навыков смыслового чтения, умения анализировать полученную информацию;

вербализировать эмоциональное впечатление; делать выводы

предметные: знать и называть авторов и их произведения, посвященные образу Александра Невского в музыке и ИЗО; анализировать художественные средства выразительности; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Технологическая карта

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень хочу, чтобы наши сердца услышали музыку, а мы с вами услышали друг друга.

Итак, (начинает тихо звучать музыка «Песня об Александре Невском», стихи читаются под музыку)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяелый, блестящий, раскрашенный … (щит)

Да, щит. С этим предметом, и даже словом многое связано в истории нашей страны. Подберите однокоренные слова к слову «щит»…

Молодцы! Вот она и связь: на Руси всегда были защитники.

А как вы считаете, оказывает ли историческое прошлое нашей страны на жизнь людей сегодня? А как?

ТЕМа на экране

Чтобы наше настоящее было мирным и добрым, мы должны помнить и чтить наших защитников. А можете ли вы мне назвать защитника Руси, который жил 800 лет назад?

Предлагают…

(презентация – показать).

Это великий полководец 13 века, он держал в руках щит и защищал свою землю от врагов.

Мы сегодня тоже будем работать со щитом (раздать заранее, либо в этот момент), посмотрите на щит. У меня будет вот такая образная схема из 4 направлений, а у вас щит с секторами. Сколько их? (4). Заполнять их вы начнете с верхнего правого сектора и дальше по кругу. Это поможет нам разобраться в такой сложной теме.

Настраиваются на урок

Отвечают: «Щит»

Защита, защитники, защищать

Мы живем хорошо, в мире, благодаря подвигу этих людей

Это Александр Ярославич по прозвищу Невский.

У обучающихся схема в виде щита (см. Приложение)

операционально-обучающий

Символ России (обратить внимание на слайде и затем перейти по гиперссылке на нужный слайд)

Великий Князь Александр Невский, без преувеличения, легендарный русский полководец, причисленный к лику святых, как праведный воин. Его вклад в дальнейшую судьбу Руси настолько велик, что он считается поистине национальным героем, которого помнят и чтят до сих пор.

В 2008 году по результатам телепроекта «Имя России. Исторический выбор 2008» Александр Невский объявлен «Личностью нации».

??? Ребята, как вы считаете, а что может символизировать собой Александр Невский?

Верно, запишите эти слова.

Обучающиеся начитают заполнять схему: каждый сектор имеет название, которое затем поясняется конкретными словами и предложениями

отвага, смелость, ум

Образ в искусстве

Ребята, именно эти качества стремились передать в своих произведениях мастера искусства.

Какие виды искусства вы знаете?

Правильно и везде по своему передает искусство образы героев.

ЗАПИСАЛИ – ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ

давайте посмотрим, как образ А.Невского передал в ИЗО

Павел Корин. Триптих «Александр Невский» - центральная часть. Ребята, как художнику удалось изобразить отвагу, смелость, ум?

Нам необходимо знать это произведение, поэтому название запишем.

В музыке этот образ тоже отражен Сергеем Прокофьевым. Он сочинил Кантату. Кантата «Александр Невский» (объяснить жанр, количество частей).

И здесь образ Невского неотделим от русского народа.

СЛУШАЕМ ТИХО И ВНИМАТЕЛЬНО!

 слушание 2 части «Песня об Александре Невском»

??? подумайте, почему эту часть можно сравнить с портретом русского народа?

А могут быть эти же качества и у князя Александра Невского?

Ребята, с кем воевал Александр Невский?

Да, на бой с врагами он призывал не только свою дружину, но и простой народ. Этот призыв слышен в 4 части

 «Вставайте, люди русские» разучивание фрагмента части

Для закрепления материала предлагается посмотреть фрагмент фильма Эйзенштейна «Александр Невский»

Такие разные виды искусства, по-разному демонстрируют нам образ А.Невского, а что общего у этих образов?

Авторитет Невского был неоспорим! Его образ имел сильнейшее воздействие на солдат во время ВОВ.

Музыка, архитектура, изобразительное искусство, кинематограф.

В следующем секторе записать название «Образ в искусстве», а также рассматриваемые произведения искусства и авторов

Строгий взгляд, постановка тела, красный плащ, накинутый на плечи…

Настрой на прослушивание музыки.

музыка степенная, былинного характера, показывающая широкую русскую душу, затем резкая мелодия показывает моменты сражения и отвагу.

Читают по тексту и отвечают: со шведами, с «немчинами»

Вокально-хоровая работа. Обратить внимание на интонации призыва, артикуляцию. Для усиления эмоционального воздействия можно добавить во время исполнения удары ногой на сильную долю.

Общее у образов – передача мужественности, смелости, отваги…

Орден в 1942-1943 гг под Сталинградом были страшные бои! Солдат вдохновлял образ Невского и ведь не случайно! В 1242 году, защищая родную землю, Невский сражался с немецкими рыцарями на Чудском озере и выиграл сражение. (хотя у него и не было поражений)

Репродукции картины «Александр Невский» украшали землянки и фронтовые газеты, поднимая боевой дух солдат

29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.

Записывают - орден Александра Невского. Учрежден в 1942 году.

Рефлексивный

Молодое поколение

Итак, прошло уже много времени, а мы продолжаем об этом говорить молодому поколению. Но открывать мне здесь уже нечего… А кто это молодое поколение?

Тогда вы сейчас мне сами скажете, а кто для вас Александр Невский?

ЗАПИШИТЕ!

Замкнув круг и заполнив щит, мы вернулись к началу, к нашей теме «Звать через прошлое к настоящему».

К чему нас зовет образ Невского?

В последнем секторе записывают : «Александр Невский для меня… продолжают свою мысль

Несколько человек могут озвучить то, что написали.

Быть храбрыми, любить Родину, быть ее защитниками