Опера "Руслан и Людмила" 2 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Цветкова Ксения Алексеевна

По программе Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruslan_i_lyudmila_2klass.odt25.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 1 . 03. 17                                                                                                                          Учитель школы: Королёва Г.Л

Класс: 2                                                                                                                                    Студентка: Цветкова Ксения 40 группа

Кабинет: 14                                                                                                                                

Школа: №89                                                                                                                              

                                                                                                                                                      

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В музыкальном театре»

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М.И Глинки

Цель деятельности:  Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» 

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:
1.Вспомнить что такое опера.
2.Прослушать «Песнь Баяна» и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И Глинки

3.
Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;

Метапредметные:

1. Умение слушать и анализировать прослушанный материал
2.Развивать музыкальную память , расширять кругозор и умение рассуждать
3Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства

Личностные:

 1.Воспитать потребность общения с музыкой , желание слушать.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства,художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор

Ход урока.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

2

3.

 Организационный момент. .
Повторение.

Пение

Изучение нового материала

1

  10

5

Здравствуйте , меня зовут Ксения Алексеевна.

Сегодня я проведу у вас урок музыки .
Для начала давайте с вами вспомним о чем вы говорили на прошлом уроке. С каким размером вы познакомились?
С каким танцем  ? (Вальс , трепак)
Какой размер у этих танцев?

-А теперь давайте с вами вспомним песню которую вы все уже хорошо знаете . Как она называется? (Простая песенка)

ВХР

Методы и приёмы

Чёткое произношение слов

Дирижёрский жест

Собственный показ

Допевание окончаний

Дирижёрский жест

-Молодцы

-А скажи мне кто рассказывает сказки детям? - поэт

-Ребята, вы на уроках литературы учили замечательное вступление к сказке .

- Давайте прочитаем с экрана.

-Когда А.С.Пушкину было всего 18 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Нет ни одного человека, который бы не знал знаменитые строки: «У лукоморья дуб зелёный»

-М. И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила» ещё при жизни автора.

 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
-Как выдумаете почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?

(ответы.)

 А в музыкальном театре?

(ответы.)

И сегодня мы с вами посетим необычный спектакль …давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера"
-А кто нибудь из вас знает что такое опера?

Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом
А как называется этот перерыв?

-Антракт.

-Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Д.: Без музыки.

Правильно .Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале.

А на какую оперу мы с вами пришли ?

«Опера Руслан и Людмила»

Дети приветствуют.

Дети поют. Выполняют движения.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя.

4

5

6.

Слушание

Слушание

Итог урока

Итог урока

10

13

1

     

10

И так первое  действие оперы посвящено созданию величественных образов Киевской Руси. На свадебном пиру в честь Людмилы, дочери киевского князя Владимира, и витязя Руслана звучит яркая праздничная музыка.  Вокальная партия Баяна, народного певца, гусляра.

-Кто такой Баян? (рассказчик)

-Обратите внимание на костюм. Он- русский народный.

-На каком инструменте играет баян?(гусли)

-А сейчас давайте послушаем «Песнь Баяна»
И скажите кто её исполняет ? (солист и хор)
Что такое хор вы знаете? Хор — это коллективное пение
А солист? Это певец исполняющий сольную партию.
-Каким вы представляли героя?

-Какой характер носит пение баяна? (взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокровенном).
А теперь сравните песнь Баяна с началом поэмы Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» В чем их сходство , и в чем различие ?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос послушайте ещё раз  «Песнь Баяна»

А сейчас мы послушаем еще одну музыку с оперы «Руслан и Людмила». Ваша задача придумать и нарисовать образ сказочного героя который вам представился под эту музыку.
(Слушание «Марш Черномор» Используется тест «Нарисуй» )
Ребята, эта сказка так понравилась русскому композитору М. Глинке, что он сочинил большую волшебную оперу – музыкальный спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют. И только у одного героя в этой опере не было вокальной партии, как вы думаете у кого?
Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор,Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.У злого чародея Черномора!

Вы прослушали как характеризует Черномора сам композитор.
Каким изображен Черномор? Как звучит музыка? (горделиво, твердо, сердито, важно, грозно, резко…)

- Какие бывают жанры в музыке? ЖАНР ЗАМЕНИТЬ НА ФРАЗУ ТРИ КИТА – ТАНЕЦ, ПЕСНЯ , МАРШ

– Определите, какой жанр композитор выбирает для него? (жанр марш).

 -Ребята, как вы думаете, удалось композитору Глинке передать в этом марше характер злодея Черномора? Да. Как я вам уже говорила, композитор лишил этого героя голоса. А как же актер, который играл Черномора в опере, выражал свои чувства без слов? Мимикой, жестами.

-Предположите, что случилось когда зазвучала эта музыка? (появиться колдун)
-В опере этот фрагмент называется - сцена похищения Людмилы.
Злым волшебником Черномором со свадебного пира была похищена красавица Людмила. Гремит гром,сцена во мраке. Постепенно гром утихает.
-Послушайте, как сцена похищения Людмилы звучит в поэме Пушкина.
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане…
-Посмотрите видеофрагмент из оперы и сравните его с поэмой.

( «Сцена похищения Людмилы»)
-Молодцы.

-Что нового открыли для себя?

-Продолжите фразы:

-Музыкальный спектакль, где герои поют - это ------- (опера)

-Оперу можно встретить в ------- (музыкальный театр)

-С какой оперой мы сегодня с вами познакомились?
-Кто написал эту оперу?

.Дети слушают, отвечают.

Дети слушают. Рисуют Отвечают на вопросы.

Дети отвечают. Дети прощаются.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

   

Дети отвечают. Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....