Теоретическое представление о воображении.
статья по музыке на тему

          Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_statya_2017.docx23.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тагаева Жанна Александровна

учитель музыки

МОУ «Ялгинская СОШ»

р.п.Ялга, Республика Мордовия

                       Теоретическое представление о воображении.

          Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. [6] Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. [7] Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.

       Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное бучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [8]

Изучением воображения занимались исследователи в области психологии - Дьяченко О. М., Выготский JI. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Д.; в области педагогики -Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. [ 1;9]

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение, воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и фантазия. [3]

Воображение - это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью всего организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. [4] Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. [6] Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

     Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

     Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

     В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [5].

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения - можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации (осуществления) в жизни.

Галлюцинациями называют фактические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы организма сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым (представляющим) будущим.

Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности. [5]

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. JI.C. Выготский выделяет три функции воображения:

  1.  Последовательная. Что бы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.
  2.  Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутренне и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.
  3.  Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать и упражнять свои способности. [2]

      Одно из главных условий развития детского воображения является игра, как способ познания действительности. Деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение.

       Воображение  помогает ребенку подготовиться к взрослой жизни, ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. [1]

     

                                 Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психология. /Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 807-819 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол.очерк: Кн. Для учителя. /Л.С. Выготский  - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 94 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. /Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – Спб.,2000. – 237 с.
  4. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника : Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. / Е.Е. Кравцова – М.: Просвещение; Учебная литература, 2005. – 160с.         
  5. Полуянов, Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. / Ю. А. Полуянов - Москва - Рига, 2000. - 160 с.
  6. Речицкая, Е. Г., Сошина, Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников /Е. Г. Речицкая, Е. А.Сошина - М., 2000 - 25-44 с.
  7. Рузская, А. Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. Психология младшего школьника. / А. Г. Рузская - М., 2001 - 128-147 с.
  8. Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно. /А.С. Спиваковская – М.: Просвещение, 2003. – 160с. ил.
  9. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. /Д.Б. Эльконин – М.: Гуманит., изд.центр Владос, 2000. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание по воображению и памяти

Урок по развитию творческого и воссоздающего воображения, ассоциативного мышления учащихся....

Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной сторон...

Упражнение на воображение

Упражнение на воображениедля работы с детьми младшего школьного возраста   Цель:развитие воображения.Задача: научить слушать и переносить на бумагу услышанное....

«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)

Арт-терапию при работе с детьми   правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, чер...

презентация к уроку в 8 классе "Построение модели невидимого объекта. Возникновение в науке теоретических представлений о веществе и химической реакции."

В перезентации дается понятие вещества и сущности химической реакции в виде модели, которые представляли древнегреческие ученые Аристотель и Демокрит.Начало создания атомно-молекулярной теории Ро...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)"

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)...

Формирование начальных представлений о мифах на уроках литературы в V классе: теоретический аспект

В стаатье рассмаатриваются методы и приемы изучения мифов на уроках литературы в 5 классе....