урок 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

План-конспект урока 5 класс "Образ матерои в искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_obraz_materi_v_iskusstve.docx20.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

3 четверть

Тема урока «Образ матери в искусстве»

Цель урока: создание целостного образа Матери средствами различных видов  искусств.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

- понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки;

- использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной досуговой деятельности, в процессе самообразования.   

Познавательные УУД:

- представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки в ее связях с другими видами искусства;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

- формирование умения  целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, участия в художественной деятельности;

- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

- осмысленность и обобщенность учебных действий,  критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства.

Коммуникативные УУД:

- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- самооценка собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Информационные УУД:

- осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;

- расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства;

- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

Музыкальный материал: Д. Каччини «Ave, Maria»; Ф. Шуберт «Ave, Maria»; С. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся»; муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева  «Здравствуйте, мамы».

Оборудование: портреты композиторов, экран, компьютер, проектор, тексты песен, фортепиано, аудиозаписи произведений.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в тему урока. Вовлечение учащихся в формулирование темы урока, его целей.

Учитель: «Мама - самое первое слово, которое произносит малыш. Что мы вкладываем в это слово?» (ответы учащихся)

Учитель: «Какие виды искусства могут рассказать нам о маме, о материнских чувствах?» (ответы учащихся)

На экране высвечивается тема урока.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: «В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства всегда волновала художников, музыкантов, поэтов. Эта тема близка каждому человеку. Давайте попробуем разобраться, каким является образ матери в разных видах искусства».

На экране появляется репродукция «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

Беседа об увиденном.

Учитель: «В центре картины как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости и в то же время тревоги. Имя младенца – Иисус Христос, имя Его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины). Они преклоняются перед ней. Мы видим величие в Марии и в то же время простую женщину, которая волнуется за будущее своего сына. Все латинские молитвы, обращенные к Богородице, начинаются словами  «Ave, Maria». Как вы думаете, как переводятся эти слова? (ответы учащихся). Это полотно создано в 16 веке великим итальянским художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти. Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы, увидев это великое творение Рафаэля?» (ответы учащихся)

Учитель исполняет «Ave, Maria» Д. Каччини.

Беседа об услышанном.

  1. Сравнительный анализ произведений разных видов искусства, применение ранее полученных знаний на примере новых произведений.

Учитель: «Франц Шуберт тоже посвятил свое произведение образу Богородицы и так же его назвал «Ave, Maria». Созвучна ли музыка Шуберта настроению картины Рафаэля?» (слушание, беседа)

Учитель: «Вот уже несколько столетий воспевается образ Божьей Матери и в русском искусстве. Ее называют Богородица, Дева Мария, Царица Небесная. Давайте представим, что мы в храме и послушаем музыку, воспевающую Богородицу.» (слушание произведения С. Рахманинова «Богородице, Дево радуйся»

Беседа об услышанном.

Дается сравнительный анализ произведений Шуберта и Рахманинова.

Учитель: Разные виды искусства используют для воспевания образа матери спокойные краски, умеренный темп, плавность линий и звук (зачитываются слова А.С. Пушкина об Иконе Владимирской Богоматери)

На экране появляется репродукция иконы Владимирской Богоматери.

Беседа с учащимися о вызванных чувствах.

  1. Взаимосвязь искусства и жизни, беседа о маме, исполнение вокального произведения.

Учитель: Расскажите о ваших мамах (ответы учащихся).

Учитель: Давайте посвятим своим мамам песню.

Звучит песня «Здравствуйте, мамы» (сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова).

  1. Подведение итогов урока, обобщение полученных знаний.

Учитель: Подберите слова, которые передавали чувства художников, композиторов, писателей, когда они обращались к образам материнства (ответы учащихся).

  1. Рефлексия, проверка полученных знаний.

Учитель: Ключевые фразы, которые вы видите на доске, помогут понять, были ли вы внимательны на уроке.

Закончите, пожалуйста, предложения:

Я узнал…

Новые знания мне пригодятся…

Ярче всего мне запомнилось…

Я хотел бы воспитать в себе такие качества души как…

  1. Выставление оценок, домашнее задание, особенности его выполнения.

Домашнее задание: написать эссе о своей маме, найти примеры произведений искусства о маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...