Урок музыки в 1-м классе по теме: Музыкальные инструменты.
план-конспект урока по музыке на тему

Знакомство с понятием народная музыка и народные инструменты и  исполнители; с понятием  профессиональная музыка, с музыкальными классическими  инструментами. Понятием «тембр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass_muz-ye_instrumenty.docx25.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты.

Учителя музыки высшей категории МБОУ «Школа №51» г. Казани Степановой Светланы Алексеевны

        Урок музыки в 1-м классе по теме:

 Сообщение и усвоение новых знаний

Цели урока: Познакомить с тембровой окраской  наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительными возможностями.

   Знакомство с понятием народная музыка и народные инструменты и  исполнители; с понятием  профессиональная музыка, с музыкальными классическими  инструментами. Понятием «тембр».

Деятельность учащихся

Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения и с сопровождением.

Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: балалайка- скрипка.

свирель - флейта, гусли – арфа

Планируемые результаты по ФГОС

Предметные

Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, скрипка, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов.

Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных  инструментов,  выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Личностные

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. Развитие эстетической потребности

Метапредметные

Регулятивные УУД: Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Познавательные УУД: Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию.

Музыкальный материал: песня «Веселый музыкант» А Филлипенко, «У каждого свой музыкальный инструмент» (эстон. нар.Песня)  звучание скрипки, балалайки, бубна, дудочки.

«Полянка» р.н. наигрыш ( свирель)

И.С.Бах «Шутка»

Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)

«Мелодия» из оперы  « Орфей и Эвридика» К.Глюка (скрипка)

К.Кикта  «Фрески Софии Киевской»

Наглядные пособия: изображения музыкальных инструментов, таблицы

ТСО: Музыкальный центр, СD – диски, видеопроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие,распевка(певческая позиция)

Тихо, тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном расписном.

Звучит музыка Бетховена «Пасторальная симфония»

- Почему музыка входит к нам в разноцветном наряде, расписном?

-Звучал инструмент один или много?

(в музыке звучало много инструментов, значит было много красок)

-Как вы думаете, какая у нас с вами будет тема урока?

Мы начали урок со звучания целого оркестра, в котором много инструментов, более 100.

- Чтобы понять музыку надо что-то знать о музыкальных инструментах? Да,

 Надо узнавать их голоса, надо их различать.

Тема нашего урока «Музыкальные инструменты».

Сегодня мы поговорим об инструментах и попробуем их отнести к различным видам.
  - ОКаких музыкальных инструментах  вы узнали на прошлом уроке?

(Обращение к таблице народных инструментов)

Загадка

Треугольная доска.  А на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.          (Балалайка)

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент –  самый русский инструмент.   (Балалайка или домра)

       Приложил к губам я трубку – полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий, называется…                         (Свирель)

Слышит песню весь лужок

Это наш звучит…                       ( рожок)

-Ребята, а на каком инструменте играл Садко? На гуслях. Садко был гусляр. Это один из самых старинных инструментов.

Мы с вами вспомнили народные инструменты,  на них играли люди в самые давние старинные времена. Эти инструменты  известны на Руси не одну сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на них, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки, без дудочки, без рожка.Музыканты, которые играли  на этих инструментах были простые крестьяне, которые нигде не учились, они были талантливыми самоучками.

Каждый инструмент обладает своей краской, своим голосом и называется это словом  ТЕМБР.Давайте вспомним, как звучат голоса, тембры  народных инструментов.

Звучит «Полянка» р.н. наигрыш ( свирель)

Работа по парам

Задание 1.

На парте находятся конвертики с изображением музыкальных инструментов, учащиеся должны:

  1. ПРОСЛУШАТЬ фрагмент
    2. ОБСУДИТЬ в паре и определить какой инструмент звучит.
    3. Показать КАРТОЧКУ ТОГО ИНСТРУМЕНТА, КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ

Звучит «Полянка» р.н. наигрыш ( свирели , балалайки, бубна, гармошки)

 Итак, слушаем! (Звучание свирели, балалайки, бубна, гармошки)
И показываем инструменты! Работаем дружно, внимательно, можно несколько показывать инструментов( у вас у каждого по две руки)

- Как звучала музыка на народных инструментах?

- Какие инструменты вы услышали? (свирель, балалайка, гармошка, рожок)

- Как можно эти инструменты разделить между собой? На какие виды?

По способу игры, по звуко извлечению. На одних инструментах играют с помощью воздуха , дуют  в них

– Покажите как играют на них (имитация игры)

 – это духовые инструменты.

А на других есть струны – это струнные инструменты, струны защипывают –

– Покажите как играют на них (имитация игры)

- это струнно-щипковые инструменты.

 Есть и другие инструменты по способу игры, о них поговорим позже.

- Какое такая народная  музыка несет настроение?

- Что хочется под такую музыку делать? Танцевать, плясать.

 Танец и физминутка, пальчиковая игра(Солнышко)

(мелодия «Как у наших у ворот»-исполнение станцевальными движениями)

- В какой песенке музыкант играет на разных музыкальных инструментах?

Исполнение песенки «Веселый музыкант» с имитацией движений игры на музыкальных инструментах 1 и 2 куплет

(показать картинки скрипки и балалайки на экране)

- Ребята, чем похожа скрипка и балалайка?

Они обе сделаны из дерева,у них есть струны и поэтому их называют струнными.Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.
- А чем эти инструменты отличаются?

Звучание  скрипки и балалайки разное, уних разные голоса и разные ТЕМБРЫ.

Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко. Затихло всё: играет…                (Скрипка)

(послушайте, как звучит скрипка)

(видео фрагмент конкурс Щелкунчик играет девочка 9 лет)

«Мелодия» из оперы  « Орфей и Эвридика» К.Глюка (скрипка)

- Скажите, как звучит музыка в исполнении скрипки? (ласково, напевно, плавно, певуче, протяжно)

- У скрипки ласковый, певучий голос, потому что по струнам скрипки водят смычком.

- Хорошо играла девочка? Легко ли так играть? У каждого получиться?

Чтобы так играть нужно много учиться,  много трудиться, нужны способности музыкальные. Эта девочка маленькая, но она настоящий музыкант, можно сказать, что она профессионал.

- Как называют музыканта, который играет на скрипке?  называют скрипачом.
Чтобы стать профессиональным скрипачом нужно долго учиться, начиная с маленького возраста, много лет, тогда ты сможешь стать солистом или стать скрипачом симфонического оркестра.

У нас в классе нет настоящей скрипки, чтобы попробовать на ней сыграть, но есть очень простая дудочка.

Попрошу кого-то сыграть самую простую мелодию, чтобы мы узнали ее.

(выходит ученик и пробует на дудочке играть)

-Немного получилось, но чтобы играть хорошо, что нужно?

Нужно много заниматься, развивать свои способности,  ходить на музыкальные занятия, в нашей школе такие занятия проводят музыканты из школы им. Балакирева.

-  Мы с вами любим петь на наших уроках песенку про музыкальный инструментдудочку.

Исполнение песни «Дудочка»

Дудочка это народный инструмент, на нем  в старину играли пастушки.

Но есть инструмент похожий по звучанию, на нем играют музыканты профессионалы, которые специально учатся музыке.

 Вот какие о ней стихи-загадка

Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Бывает золотой, фарфоровой, костяной,

Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт.                         

Это нежная флейта.

(картинка флейта и музыкант с флейтой)

Послушаем, как звучит флейтаИ.С.Бах «Шутка»

Музыкант, который играет на флейте называется флейтист.

- Чем похожи дудочка, свирель и флейта? Это духовые инструменты.

- Какой у них ТЕМБР? Звонкий. Легкий. Они звучат на высоких звуках.

Нам с вами предстоит интересная работа. Задание в конвертах.

Работа по группам (4 ученика)

Задание 2.

В конверте находятся иллюстрации с разными музыкальными инструментами, обучающиеся должны самостоятельно распределить инструменты по видам: струнные и духовые инструменты.

Слушают музыку в исполнении симфонического оркестра(Бетховен «Пасторальная симфония») и выполняют задание

Самопроверка.

- На каком инструменте ещё играл «Веселый музыкант»?

- К какому виду инструментов относится барабан? К ударным.

Исполнение  песни «Веселый музыкант»полностью с имитацией игры на музыкальных инструментах

Работа по парам

Задание 3.

Вы получите шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы. Работать нужно дружно, помогая друг другу.

Учитель раздает шаблоны балалаек обучающимся.

Исполнение  песни«У каждого свой музыкальный инструмент»

Итог урока

- Ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?
- Какие виды инструментов мы определили?

- Нам было интересно на уроке?

- Мы узнали новое о музыкальных инструментах?

 Мы получили большое удовольствие от общения с музыкой, мы продолжим знакомство с музыкальными инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 1 классе по теме "Музыкальные инструменты"

Данный конспект может быть использован на уроке музыки в 1 классе по теме "Музыкальные инструменты"...

Разработка урока музыки для 4 класса по теме " Музыкальные инструменты".

Данная разработка поможет ученикам 4 класса поближе познакомится с представителями 4 групп музыкальных инструментов, различать их звучание и понимать их роль в музыке....

Разработка урока музыки для 4 класса по теме " Музыкальные инструменты".

Данная разработка поможет ученикам 4 класса поближе познакомится с представителями 4 групп музыкальных инструментов, различать их звучание и понимать их роль в музыке....

Разработка урока музыки в 4 классе на тему "Музыкальные инструменты"

Эта разработка предназначена для более глубокого знакомства с представителями 4 групп музыкальных инструментов....

Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"

Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...

Урок музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные инструменты. Свирель.Рожок."

Конспект урока в 1 классе с использованием ИКТ....