Церковное пение 6-11 классы
рабочая программа (6 класс) на тему

Веснина Ольга Викторовна

Рабочая программа из области кружковой работы "Церковное пение" предназначена для учащихся 6-11 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического совета

Директор НОУ «НПГ»

___________________________________

_____________иерей Константин Глухарев

___________________________________

Протокол №

Приказ № __________________

«______» _______________________2015

«_______» _______________2015

     Рабочая программа по кружку

    «Церковное пение» 6-11 классы

2015-2016 учебный год

                                                                                                                                                                           Составитель:

Веснина Ольга Викторовна

г. Нижневартовск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям, и, в частности, к русской духовной музыке. Обиход церковного пения складывался в Русской Православной Церкви не одно столетие, и в настоящее время он является своеобразным сочетанием традиционных распевов, монастырских и местных традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно вошедших в богослужебную практику.
Критерии отбора материала в данную программу – соответствие духу богослужения; главенство слова, для выражения которого церковные творцы разных эпох находили соответствующие мелодии. По словам свт. Иоанна Златоуста, «ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная…».
Выдающийся регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал: «Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.
Цель изучения данного предмета – приобщение учащихся к духовным ценностям Православия посредством церковного пения.
Задачи церковно-музыкального образования школьников:
воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;
овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;
воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;
развитие творческих способностей и художественного вкуса.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа по кружку церковному пению рассчитана на 1 год. Занятия должны проводиться 2 раза в неделю по 2 часа (всего 140 часов).
Урок должен начинаться с дыхательных упражнений и распевки. Помимо практического освоения певческого материала на каждом уроке предполагается разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы учащиеся могли по-русски передать его смысл. Перед началом пения рекомендуется читать хором текст на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии. Особое внимание следует уделить подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной музыки).
Необходимо вводить в учебный процесс краткие исторические справки о творцах и жанрах песнопений по мере их изучения, о развитии церковного пения от древности до наших дней (возможно в виде докладов самих учащихся). По окончании изучения каждого тематического раздела целесообразно проводить контрольный обобщающий урок с целью систематизации полученных знаний. Ученики старшей школы должны проходить регулярную практику на клиросе – сначала на молебнах и литургии, затем на всенощном бдении.
Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе обучения требуется частичное повторение ранее пройденного материала, желательно на более высоком уровне.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
укорененность в православной традиции;
наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;
уважительное отношение к культурному наследию;
ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:
правильное понимание отношений знания и веры;
совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;
умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;
овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;
наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.


По окончании курса выпускник средней школы должен:
отличать по слуху напевы разных гласов;
петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;
петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;
соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
понимать смысл исполняемых песнопений;
владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;
знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основная школа
(одно-двухголосие)


Песнопения Всенощного бдения. Предначинательный псалом греческого распева. «Блажен муж» обиходное. «Свете Тихий», музыка И. Дворецкого. Прокимен субботы «Господь воцарися». «Сподоби, Господи» киевского распева. «Ныне отпущаеши» (повтор). Псалом 33-ий. «Хвалите имя Господне» киевского распева. Величания. «От юности моея» греческого распева. «Величит душа моя Господа» (повтор). Великое славословие обиходное. Воскресные тропари по славословии знаменного распева.
Повторение стихирных гласов в двухголосии.
Ирмологические гласы.
Ирмосы Пасхи и Рождества Христова.
Избранные песнопения Постной и Цветной Триоди. «Покаяния отверзи ми двери» напева Троице-Сергиевой лавры. Тропари постовые в конец вечерни. «Помощник и Покровитель», музыка Д. Бортнянского. «Да исправится молитва моя» греческого распева. «Ныне силы небесныя» киевского распева. «Се Жених грядет в полунощи» киевского распева. «Христос воскресе» обиходное, конечное. Эксапостиларий «Плотию уснув». Стихиры Пасхи. Пасхальные часы.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание по темам.        
Характеристика деятельности учащихся.

6 -11 класс (140 часов)
Песнопения Божественной Литургии.
Литургия оглашенных (18 ч).
Антифоны изобразительные малого знаменного распева, гармонизация о. Матфея (Мормыля). «Единородный Сыне» обиходное (повтор). «Святый Боже» болгарского распева. «Аллилуия» киевского распева. Прокимны воскресные 8-ми гласов.
Обобщающий урок
Литургия верных (16 ч).
Херувимская песнь Старосимоновская. «Милость мира» архимандрита Феофана. «Достойно есть» киевского распева.
Обобщающий урок.                                                                                                                                                              
Вечерня ( 20ч).
Предначинательный псалом греческого распева. «Блажен муж» обиходное. «Свете Тихий», музыка И. Дворецкого. Прокимен субботы «Господь воцарися». «Сподоби, Господи» киевского распева. «Ныне отпущаеши». Псалом 33-ий.
Обобщающий урок
Утреня (16 ч).
«Хвалите имя Господне» киевского распева. Величания. «От юности моея» греческого распева. «Величит душа моя Господа» (повтор). Великое славословие обиходное. Воскресные тропари по славословии знаменного распева.
Обобщающий урок
Повторение стихирных гласов в двухголосии (6 ч).
Изучение ирмологических гласов (20 ч).

Обобщающий урок
Ирмосы Пасхи и Рождества Христова (10 ч).
Обобщающий урок
Избранные песнопения Постной Триоди (22 ч).
«Покаяния отверзи ми двери» напева Троице-Сергиевой лавры. Тропари постовые в конец вечерни. «Помощник и Покровитель», музыка Д. Бортнянского. «Да исправится молитва моя» греческого распева. «Ныне силы небесныя» киевского распева. «Се Жених грядет в полунощи» киевского распева.
Обобщающий урок
Избранные песнопения Цветной Триоди (12 ч).
«Христос воскресе» обиходное, конечное. Эксапостиларий «Плотию уснув». Стихиры Пасхи. Пасхальные часы.
Обобщающий урок

Осваивают  певческие навыки.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.
Изучают основные особенности постовых и пасхальных богослужений.
Запоминают мелодии новых песнопений, гласовые мелодии.                                                                                                             Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Изучают правила поведения на клиросе.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Понимают названия жанров канон, ирмос, катавасия.
Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.
Готовят доклады.                                                                                                                                                                                     Слушают аудиозаписи. Участвуют в клиросной практике.

Календарно-тематический план

6 - 11 класс

 урока

Дата план/факт

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал

Требование к уровню подготовки учащихся

Литургия оглашенных (18 ч).

1,2

01.09/ 01.09

Организационный (2 ч.)

Индивидуальное прослушивание учащихся с целью выявить уровень их музыкального развития.

Пение упражнений.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

3,4

04.09/ 04.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Антифоны изобразительные малого знаменного распева, гармонизация о. Матфея (Мормыля).

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

5,6

08.09/ 08.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне. Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Антифоны изобразительные малого знаменного распева, гармонизация о. Матфея (Мормыля). «Единородный Сыне» обиходное.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

7,8

11.09/ 11.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне. Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «Единородный Сыне» обиходное. «Святый Боже» болгарского распева.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

9, 10

15.09/ 15.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «Святый Боже» болгарского распева. «Аллилуия» киевского распева.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

11,12

18.09/ 18.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «Святый Боже» болгарского распева. «Аллилуия» киевского распева. Прокимен воскресный  1 глас

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

13,14

22.09/ 22.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне. Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Прокимен воскресный  1 глас. Прокимен воскресный  2 глас. Прокимен воскресный  3 глас.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

15,

16

25.09/ 25.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Прокимен воскресный  4 глас. Прокимен воскресный  5 глас. Прокимен воскресный  6 глас.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

17,

18

29.09/ 29.09

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Прокимен воскресный  6 глас. Прокимен воскресный  7 глас.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

Литургия верных (16 ч).

19,

20

03.10/ 03.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Изучают правила поведения на клиросе.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Херувимская песнь Старосимоновская.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

21,22

06.10/ 06.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Изучают правила поведения на клиросе.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Херувимская песнь Старосимоновская.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

23,24

10.10/ 10.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Херувимская песнь Старосимоновская.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

25,26

13.10/ 13.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Милость мира» архимандрита Феофана.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

27,

28

17.10/ 17.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Милость мира» архимандрита Феофана.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

29,30

20.10/ 20.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Участвуют в клиросной практике.

 Пение упражнений. «Милость мира» архимандрита Феофана.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

31,32

24.10/ 24.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.

Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Достойно есть» киевского распева.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

33,34

27.10/ 27.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Понимают значение и место Литургии в богослужебном цикле.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Достойно есть» киевского распева.

Освоить нотную запись. Учиться петь по партиям на два голоса.

Вечерня ( 20ч).

35, 36

31.10/ 31.10

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков. Знакомятся с новыми богослужебными текстами.

Пение упражнений. Предначинательный псалом греческого распева.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

37,38

10.11/ 10.11

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами.

Пение упражнений. «Блажен муж» обиходное.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

39,40

14.11/ 14.11

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.

Пение упражнений. «Блажен муж» обиходное.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

41,42

17.11/ 17.11

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами.

Пение упражнений. «Свете Тихий», музыка И. Дворецкого.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

43,44

21.11/ 21.11

Работа над репертуаром  (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.

Пение упражнений. «Свете Тихий», музыка И. Дворецкого.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

45,46

24.11/ 24.11

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «Сподоби, Господи» киевского распева.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

47,48

28.11/ 28.11

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «Ныне отпущаеши»

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

49, 50

01.12/ 01.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений.

Псалом 33-ий

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

51, 52

05.12/ 05.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.

Пение упражнений.

Псалом 33-ий.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

53, 54

08.12/ 08.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Песнопения Всенощного бдения.
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Пение упражнений.

«Взбранной Воеводе», 8 глас.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

Утреня (16 ч).

55, 56

12.12/ 12.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. «Хвалите имя Господне» киевского распева.

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

57, 58

15.12/ 15.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. Величания.

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

59, 60

19.12/ 19.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «От юности моея» греческого распева.

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

61, 62

22.12/ 22.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. «Величит душа моя Господа»

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

63, 64

26.12/ 26.12

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. «Величит душа моя Господа»

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

65, 66

12.01/ 12.01

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. Великое славословие обиходное.

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

67, 68

16.01/ 16.01

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.
Готовят доклады.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Воскресные тропари по славословии знаменного распева.

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

69, 70

19.01/ 19.01

Обобщающие уроки (2 ч.)

Приобретают навыки коллективной работы.

Готовят доклады.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Великое славословие обиходное. Воскресные тропари по славословии знаменного распева.

Исполнять песнопения хором и индивидуально.

Повторение стихирных гласов в двухголосии (6 ч).

71, 72

23.01/ 23.01

Организационный. Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Запоминают гласовые мелодии.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. Стихиры первого, второго и третьего гласов.

Учиться петь по партиям на два голоса.

73, 74

26.01/ 26.01

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Стихиры четвертого, пятого и шестого гласов.

Учиться петь по партиям на два голоса.

75, 76

30.01/ 30.01

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Стихиры седьмого  и восьмого гласов

Учиться петь по партиям на два голоса.

Изучение ирмологических гласов (20 ч).

77, 78

02.02/ 02.02

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Ирмосы первого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

79, 80

06.02/ 06.02

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.

Пение упражнений. Ирмосы второго гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

81, 82

09.02/ 09.02

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.

Пение упражнений. Ирмосы третьего гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

83, 84

13.02/

13.02

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне. Запоминают гласовые мелодии. Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.

Пение упражнений. Ирмосы четвертого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

85, 86

16.02/ 16.02

Работа над репертуаром  (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Ирмосы пятого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

87, 88

20.02/ 20.02

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Ирмосы шестого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

89, 90

27.02/ 27.02

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Ирмосы седьмого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

91, 92

01.03/ 01.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Запоминают гласовые мелодии.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Ирмосы восьмого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

93, 94

05.03/ 05.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Повторение: ирмосы первого, второго, третьего и четвертого гласа.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

95, 96

12.03/ 12.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков.
Закрепляют полученные ранее знания на новом уровне.
Сравнивают стихирные и ирмологические гласы.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Повторение: ирмосы пятого, шестого, седьмого и восьмого гласов.

Учиться петь по партиям и наизусть на два голоса.

Ирмосы Пасхи и Рождества Христова (10 ч).

97, 98

15.03/ 15.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Слушают аудиозаписи.
Понимают названия жанров канон, ирмос, катавасия.
Готовят доклады.

Пение упражнений. Ирмосы Пасхи: 1, 2, 3, 4 песни.

Учиться петь по партиям на два голоса.

99, 100

19.03/

19.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Слушают аудиозаписи.
Понимают названия жанров канон, ирмос, катавасия.

Участвуют в клиросной практике.

 Пение упражнений. Ирмосы Пасхи: 5, 6, 7, 8, 8 песни.

Учиться петь по партиям на два голоса.

101, 102

26.03/ 26.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Слушают аудиозаписи.
Понимают названия жанров канон, ирмос, катавасия.

Пение упражнений. Ирмосы Рождества Христова: 1, 2, 3, 4 песни.

Учиться петь по партиям на два голоса.

103, 104

29.03/ 29.03

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Слушают аудиозаписи.
Понимают названия жанров канон, ирмос, катавасия.

Пение упражнений. Ирмосы Рождества Христова: 5, 6, 7, 8, 8 песни.

Учиться петь по партиям на два голоса.

105, 106

02.04/ 02.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Слушают аудиозаписи.
Понимают названия жанров канон, ирмос, катавасия.

Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Повторение: ирмосы Пасхи, ирмосы Рождества Христова

Учиться петь по партиям на два голоса.

Избранные песнопения Постной Триоди (22 ч).

107, 108

05.04/ 05.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Изучают основные особенности постовых богослужений. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «С нами Бог».

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

109, 110

09.04/ 09.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык. Слушают аудиозаписи.

Пение упражнений. «По 1ом трисвятом».

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

111, 112

12.04/ 12.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык. Слушают аудиозаписи.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «По 2ом трисвятом», покаянные тропари.

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

113, 114,

16.04/ 16.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык. Слушают аудиозаписи.

Пение упражнений. «По 3ем трисвятом».

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

115, 116

19.04/ 19.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык. Слушают аудиозаписи.

Пение упражнений. «Во царствии твоем».

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

117, 118  

23.04/ 23.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Покаяния отверзи ми двери» напева Троице-Сергиевой лавры.

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

119, 120

26.04/ 26.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений.  Многолетствие,  тропари постовые в конец вечерни.

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

121, 122

30.04/

30.04

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык. Слушают аудиозаписи.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Помощник и Покровитель», музыка Д. Бортнянского.

Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.

123, 124

06.05/ 06.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык. Слушают аудиозаписи.

Пение упражнений. «Да исправится молитва моя» греческого распева.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

125, 126

07.05/ 07.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.

Пение упражнений. «Ныне силы небесныя» киевского распева.

Петь по нотам.
Понимать основное содержание изучаемых богослужений.

127, 128

13.05/ 13.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Продолжают освоение певческих навыков. Запоминают мелодии новых песнопений.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Се Жених грядет в полунощи» киевского распева.

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

Избранные песнопения Цветной Триоди (12 ч).

129, 130

14.05/ 14.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Изучают основные особенности пасхальных богослужений.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей. Готовят доклады.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. «Христос воскресе» обиходное, конечное.

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

131, 132

17.05/

17.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. Эксапостиларий «Плотию уснув».

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

133, 134

21.05/

21.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.

Пение упражнений. Стихиры Пасхи.

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

135, 136

24.05/ 24.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.
Участвуют в клиросной практике.

Пение упражнений. Стихиры Пасхи.

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

137, 138

28.05/ 28.05

Работа над репертуаром. (2 ч.)

Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей. Готовят доклады.

Пение упражнений. Пасхальные часы.

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

139, 140

31.05/ 31.05

Обобщающие уроки (2 ч.)

Приобретают навыки коллективной работы.

Пение упражнений. Песнопения Постной и Цветной триоди.

Исполнять песнопения хором на два голоса и индивидуально.

Материально-техническое обеспечение

1.Библиотечный фонд (печатная продукция).
1.1.Пособия по осмогласию.
1.2.Сборники песнопений Божественной Литургии, Всенощного бдения, Постной и Цветной Триоди, молебна и панихиды.
1.3.Текстовые подборки для гласового пения без нот.
1.4.Пособия по истории церковного пения.
2.Звуковые пособия.
2.1.Учебное осмогласие.
2.2.Аудиозаписи русской духовной музыки в исполнении разных коллективов.
3.Практическое оборудование.
3.1.Камертон.
3.2.Фортепиано.
3.3.Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры.

Список литературы

1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. – Сергиев Посад, 1998.
2. Герасимова М. А. Григорий Фёдорович Львовский – церковный регент и духовный композитор // Московская регентско-певческая семинария. Сборник материалов 2002-2003. — М., 2005.
3. Королева Т. И., Перелешина В. Ю. Регентское мастерство. – М., 2010.
4. Красовицкая М. С. Литургика. М., 2008.
5. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Рабочие программы по музыке. – М., 2011.
6. Матвеев Н. В. Хоровое пение. – М., 1998.
7. Осмогласие. Учебное пособие. Издательский совет РПЦ. – М., 2005.
8. Православный богослужебный сборник. – М.,2011.
9. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания, дневники письма. – М., 1998.
10. Стулова Г. П. Школа церковного пения. – Владимир, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» «Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗ...

: «История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»  «Есть сила благодатная...

«Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения»

Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детейи подростков. Помогает им более широко взглянуть на о...

Церковное пение 1-5 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Церковное пение" предназначена для учащихся 1-5 классов общеобразовательной школы....

урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"

Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и ...

Межпредметные связи на уроках музыки и церковного пения в 5-11 классах в 2019-2020 уч.году

Методические разработки уроков объединённых одной тематикой в разных классах по предмету Музыка и Церковное пение...