Эссе к открытому уроку по церковному пению у 5 и 9 классов
материал по музыке (9 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Внемлите ангельскому пению...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.62 КБ
Файл bozhestvennaya_liturgiya_pashalnaya_5_i_9_klassy.docx16.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни»

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Всякая деятельность предваряется упованием. От воспитания музыкой в школе мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников - и к этой возвышенной цели направляем педагогический анализ шедевров музыкального искусства. Музыка - это моральный законОна дает душу вселенной, крылья уму, полет воображению; музыка придает очарование всему бытию.(ПЛАТОН) 

Раскрыть свет музыки - не значит подменить словом ее пленительную красоту. Не подменить ее оно должно, а помочь формированию музыкального слуха как органа поиска и восприятия небесной красоты.

В начале человеческой истории всякое слово и всякая мысль пелись. Об этом свидетельствует мысль всех народов земли. Вот некоторые свидетельства греков. По Аристотелю, законы воспевались, прежде чем были записаны. По мысли Полибия, "лучше не знать науку, чем быть неискусным в благодарственных песнях". Обобщая эти высказывания, русский автор XVIII века пишет: "История сохранялась песнями".

Пение - живая иллюстрация нашего богослужения с его молитвословиями, продиктованными Духом Святым. Читаешь, например, какую-нибудь книгу - встречается картина, она оживляет рассказ, который яснее запечатлевается у тебя в памяти. То же и церковное пение при богослужении. Вот акафист Иисусу Сладчайшему - весь исполнен молитвенного воздыхания грешника и каждый отдел этих молений оканчивается пением: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», что оживляет и усиливает молитвенное наше чувство к Сладчайшему Господу Иисусу. (Епископ Арсений (Жадановский))

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь, открывая Божественное начало в ней? Несомненно, с помощью музыки они хотят вырастить человека. Человека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить, а главное чувствовать.

Учитель, на мой взгляд, и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить, быть отзывчивыми и чуткими, милосердными и неравнодушными.

Знание - великая сила, а мощь - воспитание духовного музыкального слуха, способного изъясняться откровениями. 

Материал музыки - интонация. Как и слово, она таит в себе смысл. Специфическое содержание интонации - жизнь души. Душа есть невидимое существо человеческое, наделенное жизнью. Главное в жизни: она имеет вертикальное измерение - может быть святой, светоносной, божественной, чистой. Это высший ее беспредельный предел, жизнь в Боге, ради чего и вызвана она из небытия.

"Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и Бога с душою… Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и находить покой в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его", - слова эти принадлежат человеку, силой Божией воскрешавшему людей и опытно знавшему то, о чем говорит.

Никакое, пусть даже самое гениальное, сочинение не обладает силой молитвы, поэтому нельзя возлагать на искусство неоправданных надежд. Как говорил профессор В. В. Медушевский, «искусство не спасает человека - спасает Христос…»

Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель).

Музыкальная интонация способна воплотить энергии души, чистые и грязные. В богослужебном пении они светоносны. И в светской музыке интонация может выступать как удивительнейшее средство познания и общения, сгусток бытия, истории, культуры, надмирный свет и озарение жизни.

Считаю, что церковное пение как предмет в православной гимназии указывает дорогу и помогает моим ученикам идти своим путем. Осваивая всё новые и новые знания, они становятся интересными личностями. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Им каждому позволено быть самими собой, не подавляется тот, кто хочет быть другим. Музыка – это бескрайний океан воплощений, удивительный мир мечтаний и разнообразная реальность бытия.

Ведь человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. "Эврика!" ("нашел"!) - вскричал некогда Архимед. Находят, когда ищут. "Ищите, и обрящете", - ободряет Господь (Мф. 7:7, Лк. 11:9). Находят, обретают, если правильно ищут. Возвышенный славянский синоним обретения и изобретения - сретение. Сретенье истины произведения, которая всегда в лучшем и в высшем, а не в гадком и худшем, возможно лишь тогда, когда мы идем ей навстречу, а не удаляемся от нее неправдой.

Церковное пение есть: 

1) выражение религиозной жизни человека, 
2) средство общения живых членов церкви 
3) средство научения истинам веры. 

… Хор от лица Матери-Церкви должен стать учителем верующих, как надо петь молитвы. Хор - это избранные певцы из верующих, ядро, центр, от которого исходят уставные песнопения, хор - это живой образец, живой пример, как требуется петь в церкви. Исполняя песнопения, положенные по чину богослужений, хор должен петь так, чтобы стоящие в храме, наслышавшись, могли усвоить песно
пение и так же запеть. 

Это назначение хора определяет выбор напевов и гармонизаций, допустимую меру художественных приемов хорового пения, характер пения хора и даже психологию и поведение регента и каждого певца. Хор - не бездушный орган. Каждый певец - активный участник богослужения. Поднимаясь на клирос, певец должен сознавать, что он пришел служить Богу своим голосом. Серьезность задачи должна предостеречь хор от увлечения музыкальными эффектами, которые почти всегда затемняют, а иногда даже вовсе искажают значение текста. Главное внимание певцов должно быть приковано к тексту и к службе в целом. 

Опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю.

Итак, ученик – творец, который бескрылым мертвым вопросам дает огненный, совестливый, духовно-нравственный поворот, способный пробудить высшие стороны души слушателей его пения. Что выражает музыка и что в выражаемом окрыляет душу, что способно восторгнуть ее к неумирающей радости?  И содержание музыки и ее духовный смысл - озарение души.

Наши образовательные традиции связаны с исследовательской деятельностью и духовно-нравственное развитие ребенка уже на самых первых этапах - процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивного, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению активному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Учитель призван непрестанно возвращать музыке ее возвышенную красоту - через воспитание музыкального слуха (певцов и слушателей) как органа поиска такой неземной красоты.

Выдающийся музыковед Курт, придя в общеобразовательный лицей, привел учащихся и их родителей (они вместе пели в школьном хоре и со школьным оркестром исполняли кантаты и мотеты Баха) в восторг столь бурный, что лицей едва не превратился в консерваторию. Причину успеха Курт видел в том, что музыка стала изъясняться школьникам в духовных понятиях. Всякое иное объяснение, оставляя душу пустой, разоряет возвышенную любовь к музыке.

PS. Наше пение – наша молитва (архимандрит Матфей (Мормыль))

Ангельское пение...словно Рая коснулись и мы...
И на грешной Земле зазвучали те ноты...
Высокие ноты Любви... и кто молится в Храме...
Вспоминает себя... будто в детство вернулась вся жизнь...

И поет и поет, нежно дышит Душа...       



Предварительный просмотр:

Автор: Хохлова Татьяна Александровна,

учитель музыки и церковоного пения,

руководитель хора «Гимназисты»

ЧОУ «Православная гимназия

им.св.прп. Серафима Саровского г.Вязники»

Пояснительная записка

к открытому уроку по предмету Церковное пение в 5 и 9 классах по теме: «Божественная Литургия. Песнопения на Пасхальной седмице»

Согласно с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России и В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Как никогда, особенно в период становления ценностей и национальной идеи, актуальна, практически ценна, социально значима, фундаментальна и глубока по содержанию реализация этой Концепции в нашем учебном учреждении.

Руководствуясь основными положениями Концепции  и  рабочей Программой по предмету «Церковное пение», а также календарно-тематическим планированием по окончании 1,2,3 и 4 четверти учащиеся гимназии практически реализуют полученные знания по предмету участвуя в пении различных Богослужений РПЦ на клиросе Крестовоздвиженского кафедрального собора города Вязники Муромской епархии.

Директором гимназии, благочинным Вязниковского района и настоятелем собора – протоиереем Владимиром Соловьёвым всячески поощряются подобные зачётные и открытые уроки, которые в полной мере раскрывают многогранность учебно-воспитательного процесса православной гимназии.

Учащимися 5 и 9 классов за Божественной Литургией 17 мая 2019 года были исполнены следующие произведения:

  1. Великая ектения (обиход)
  2. Антифоны (1-й глас)
  3. Малые ектении (обиход)
  4. Единородный Сыне…(обиход)
  5. Приидите поклонимся…(архиерейское)
  6. Тропари (положенные по дню в Минее, Заступнице Усердная, Правило веры и образ кротости)
  7. Христос воскресе (обиход)
  8. Трисвятое (обиход)
  9. Прокимен (4-й глас), опевание Евангелия
  10. Сугубая ектения (обиход)
  11. Херувимская (Старосимоновская)
  12. Просительная ектения (обиход)
  13. Символ веры (обиход)
  14. Милость мира (Феофановская)
  15. Задостойник Пасхи (обиход)
  16. Един свят…(арх.Матфей Мормыль)
  17. Окончание Литургии
  18. Причастен Тело Христоово (обиход и 4-й глас)
  19. Христос воскресе (греколатинославянское)
  20. 33 псалом (обиход)

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Открытый урок музыки и пения в 6 классе в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлен конспект урока музыки и пения в 6 классе в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Церковное пение 1-5 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Церковное пение" предназначена для учащихся 1-5 классов общеобразовательной школы....

Церковное пение 6-11 классы

Рабочая программа из области кружковой работы "Церковное пение" предназначена для учащихся 6-11 классов....

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....