урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Хохлова Татьяна Александровна
  • Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и "Церковное пение" (11 класс).По программе у 11 класса мы прошли творчество русских церковных композиторов Львова,Турчанинова и Смоленского, а у 5классников в разделе Музыка и ИЗО тема Музыкальная живопись и живописная музыка.
  • Дыхание русской песенности. В формате урока пятиклассники разделяются на 3 группы музыканты, художники и поэты и в процессе урока слушают, анализируют, рисуют и рифмуют 3 произведения этих композиторов, которых представляют 11классники. У Львова - это гимн "Боже царя храни"(одно из самых известнейших его произведений) у Турчанинова "Да молчит всяка плоть человеча" и у Смоленского его незаконченный концерт "Всенощное бдение", которое окончил С.Рахманинов и слушать мы будем 5й номер концерта "Ныне отпущаеши", в качестве помошников-наставников, кураторов в практической части урока выступают эти же 11классники.Среди них также определились 1 художник, 1 поэт и 1 музыкант.
  •  
     
    Творческие задания: художники делают эскиз, (а возможно в течении урока они успеют оформить рисунок до конца, ) который будет отображать исторические предпосылки создания этого гимна "Боже Царя храни",
  •  
    поэты рифмуют в стихи этот текст Да молчит всяка плоть человеча и музыканты анализируют и характеризуют по 8 средствам музыкальной выразительности молитву Ныне отпущаеши..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка31.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Хохлова Татьяна Александровна

Разработка совместного урока-экскурсии в 5 классе по предмету «Музыка» и в 11 классе по предмету «Церковное пение»

Тема: «Дыхание русской песенности в творчестве церковных композиторов 19го века»

Подготовка к уроку-экскурсии

В гимназии в течении марта 2019 года  учащиеся 5 и 11 классов стали инициаторами в организации совместного нестандартного урока о русской духовной музыке.

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Определив цель и задачи экскурсии продумываем ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии представляют познавательную ценность, и по-новому интересны. Продумываем проведение урока, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Совместно готовим материалы, пользуясь различными источниками, составляем маршрут, пишем краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовим творческие задания для самих участников (интерпретируя задания в учебнике «Музыка 5 класс» авт.Е.Критская на стр.106-107)

С помощью учащихся 5 и 11классов, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Покажем системную взаимосвязь нового и старого, с указанием места нового знания в общей системе по предметам "Музыка" (5 класс, раздел 3 четверти Музыкальная живопись и живописная музыка) и "Церковное пение" (11 класс, раздел 3 четверти Творчество А.Ф.Львова, П.И.Турчанинова и С.В.Смоленского)

План урока-экскурсии

  1. Организационно-мотивационная часть.

Тема: «Дыхание русской песенности в творчестве церковных композиторов 19го века»

Цели урока: 

Методическая:

использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся

Образовательные:

Углубление  знаний по творчеству церковных композиторов 19го века, чьи произведения до сих пор входят в репертуарные сборники многих церковных хоров не только России, но и других зарубежных православных приходов и монастырей, а также в синтезе искусств музыка-изо-литература на примерах знаковых русских песнопений.

Развивающие:

Развитие самостоятельных поисково-исследовательских умений в работе с новым материалом, применение полученных раннее знаний о взаимодействии разных видов искусств, развитие творческого потенциала учащихся в индивидуальной, групповой и общеклассной  деятельности, причастность к наследию русской музыкальной культуры, её духовности, нравственности и патриотизму.

Воспитательные:

Воспитание  чувства личной ответственности и сознательного отношения в подготовке к нестандартному уроку, воспитание уважения к преемственности у пятиклассников от будущих выпускников.

Задачи урока: 

Погрузить и дать ориентир в материале жизненного и творческого пути церковных композиторов,

сформировать  эмоционально-чувственную сферу песенного наследия РПЦ , обогатить внутренний мир учащихся, их размышления, переживания, открыть новые знания, ощущения, переживания,

пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, с известной и незнакомой музыкой,

активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности,

осмыслить, осознать основное предназначение этих песнопений в светской и духовной жизни человека,

мотивировать к общению с изобразительным искусством, с литературой и музыкой, интерес к творческому взаимодействию.

Урок проводится на основе взаимораспределенных ролей (экскурсоводы: учащиеся 11 класса и учитель, зрители и исполнители – уч-ся 5 и 11классов)

Основные вопросы и объекты экскурсии:

Вопросы: Интересные факты творческого и жизненного пути А.Ф.Львова, П.И.Турчанинова и С.В.Смоленского и С.В.Рахманинова, творческая реализация их вокальных произведений в разных видах искусств

Объекты: 1. Гимн «Боже Царя храни» (молитва русского народа)

Вид творческой работы группы 5классников «Художники» - рисование. 2. Песнопение Божественной Литургии в Великую Субботу «Да молчит всяка плоть человеча» Вид творческой работы группы 5классников «Поэты» - стихосложение текста молитвы. 3. Концерт «Всенощное бдение», №5 «Ныне отпущаеши». Вид творческой работы группы 5классников «Музыканты» - анализ средств музыкальной выразительности, которые использовали в сочинении композиторы-авторы: С.В.Смоленский и С.В.Рахманинов (Рахманинов окончил этот концерт в связи со смертью Смоленского)

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Музыка многих произведений русских композиторов вызывает у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Их мелодия «стелется, как тропа в полях», «лечит душу как бальзам», «помогает говорить сердцем». Тропа, путь, дорога…сегодня на уроке мы пройдём с вами по дорогам творческого пути русских композиторов 19 века, которые оставили свой неизгладимый след в церковной музыкальной культуре России, в её национальной идее. Ребята, обратите внимание на эти фото _____________________

На них выдающиеся православные композиторы: А.Львов, протоиерей П.Турчанинов и С.Смоленский. О них самих и их произведениях нам сегодня расскажут наши будущие выпускники: Мария Геращенко, Серафима Коробцова и Кирилл Клочков.

Время Великого поста – время милосердия, покаяния и молитвы. И в дорогу мы отправимся конечно же с песней, которую исполнит М.Геращенко. Песня «Дорога к  Богу»

  1. Непосредственно экскурсионная часть

А теперь друзья, предлагаю нашим 5классникам разделиться на 3 творческих группы: «Художники», «Поэты», «Музыканты», приготовить всё необходимое для выполнения творческих заданий и конечно же ваши знания, умения, внимание, находчивость и старание. Занимаем свои места и ожидаем своих кураторов.

Итак, слово предоставляется Маше.

Алексе́й Фёдорович Львов (рус. Алексѣй Ѳеодоровичъ Львовъ; 25 мая [5 июня] 1798, Ревель — 16 [28] декабря 1870, Романь) русский скрипач-виртуоз, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. Руководитель Придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Создатель музыки гимна «Боже, Царя храни!» (1833[1]) и других сочинений.

Родился 25 мая 1798 года в Ревеле (ныне Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Фёдора Петровича Львова. Двоюродный племянник архитектора Н. А. Львова. Сестра писательница М. Ф. Ростовская. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, уроки композиции брал у И. Г. Миллера. 
В 1816 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения с производством в чин прапорщика и по исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года был произведен в чин подпоручика. 9 июня 1818 года произведен в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям. Работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. Заслужив благосклонность начальства, в 1821 году был произведен в чин капитана и пожалован орденом Св. Владимира IV степени. В следующем году назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений, во время службы в котором дважды был пожалован бриллиантовыми перстнями. 
3 февраля 1826 года был уволен в отставку с производством в чин майора, но уже в ноябре того же года вернулся на службу с назначением старшим адъютантом штаба отдельного корпуса жандармов. 
Во время русско-турецкой войны участвовал в сражениях под Шумлою, а также при осаде Варны и взятии её, за что награждён бантом к ордену Св. Владимира IV степени и орденом Св. Анны II степени. 23 марта 1833 года зачислен в Кавалергардский полк с переименованием в чин ротмистра и с оставлением в занимаемой им должности. 
В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального гимна. История такая: Львов сопровождал императора Николая 1 во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовал английский марш. По возращении композитору было поручено сочинить свой гимн, и за его создание государь пожаловал автору золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом, а 11 апреля 1834 года назначил своим флигель-адъютантом. 

Учитель: Да, действительно, государственный гимн Российской империи с 1833 по 1917 годы, заменил в свою очередь гимн «Молитва русских». Умер А. Ф. Львов 16 декабря 1870 года в имении Романь близ Ковны. Похоронен в Пожайском православном монастыре под Каунасом. Но вернёмся к гимну, автором текста является великий русский поэт В.Жуковский , есть в нём и строчки сочинённые и А.С.Пушкиным. Сейчас этот текст прочтёт Мария, и в качестве куратора группы «Художники» начнёт свою работу – отобразить смысл гимна и музыкальные впечатления о нём в рисунке, а все мы послушаем гимн «Боже Царя храни» в исполнении хора Донского монастыря.

Перед вами листы – приступайте!

В продолжении нашей экскурсии выступит Серафима Коробцова. Сима, тебе слово.

Пётр Иванович Турчанинов (1 (12) декабря 1779 — 4 (16) марта 1856) протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Родился в 1779 году в семье киевского дворянина. Воспитывался в киевском народном училище. Мальчиком был взят за прекрасный голос в хор генерала Леванидова. Князь Потёмкин слышал в Киеве леванидовский хор, был восхищён голосом Турчанинова и взял его в Петербург, поручив руководству Джузеппе Сарти. В 1792 году вернулся в Киев в тот же хор, бывший тогда под управлением Веделя. Вместе с ним был и в Харькове, где и закончил своё образование. Затем был регентом разных хоров в Киеве и Севске. В 1803 году рукоположён во священника, а в 1809 году вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора. С 1827 года — учитель пения в Придворной капелле. По-видимому, на формирование музыкального вкуса и композиторской техники Турчанинова большое влияние оказал Д. С. Бортнянский. 
Всё же его гармонизации представляют собой большой шаг в направлении от авторского произвола к древней певческой традиции. Эти произведения до сих пор звучат в православных храмах. 
Из переложений наиболее распространены догматики, задостойники, ирмосы Великого четверга, Пятка и Субботы, «Тебе одеющагося», «Да молчит», воскресные тропари по славословии, херувимские и др. 
Творчество протоиерея Петра Турчанинова стоит как бы на стыке двух эпох. В это время (вторая треть XIX в.) в светской музыке увлечение итальянским стилем уже «выходит из моды» и на смену ему является новая стилистика немецкого романтизма. Это направление проникает в обиход придворного хора и затем распространяется в Русской Церкви при деятельном участии А. Ф. Львова и его последователей. 
Умер в 1856 году. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

Учитель: Песнопение «Да молчит всяка плоть человеча», которое мы сейчас услышим, исполняется хором Сретенского монастыря. Отмечу, что это песнопение поётся вместо Херувимской песни только 1 раз в году именно в Великую Субботу.

Великая Суббота – день молчания всего творения. Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл во ад, чтобы разрушить его, поэтому всё Богослужение этого дня исполнено и потаённой радости и скорби. Также в службе можно услышать и воскресный тропарь, воскресные стихиры и множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «Аллилуйя» поётся торжественный прокимен «воскресни, Боже, суди земли» - всё священство облачается в белые одежды, символизируя свершённую победу Христа и начало Пасхи. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому всё творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

Перед тем как Сима прочтёт текст песнопения и присоединится к группе «Поэты», я напомню задание. Вам нужно сложить рифмованное стихотворение, которое сохранит смысл молитвы. Перед вами словарь сложных слов:

Человеча – человеческая, заклатися – принести себя в жертву, предходят – предшествуют, снедь – пища, аллилуйя – хвала Богу.

Перед вами основной текст, ваши тетради, прошу вас – приступайте!

И последним объектом нашей экскурсии является концерт «Всенощное бдение». Произведение с необычной историей. Слово предоставляется Кириллу Клочкову.

Сте́пан Васи́льевич Смоле́нский (8 (20) октября 1848, Казань 20 июля (2 августа) 1909 Васильсурск) деятель отечественной культуры, музыковед, палеограф, хоровой дирижёр и педагог.

В 1889-1901 гг. он директор Синодального училища, а также профессор Московской консерватории. С его приходом Синодальное училище и хор поднялись на невиданный ранее уровень профессионализма и художественного совершенства, в исторической перспективе послужившего фундаментом для нового этапа развития отечественной хоровой культуры, исполнительства и образования. 
В 1901 году Смоленский, уволенный из Синодального училища, при содействии своего покровителя и многолетнего корреспондента Константина Петровича Победоносцева назначен управляющим Придворной капеллой, где трудился около двух лет. Потом занимался научными изысканиями, совершил поездку на Афон за певческими книгами, издал массу трудов, а в 1907 году вернулся к преподаванию, открыв в Петербурге частное Регентское училище для всех желающих. Научные труды С. В. Смоленского по истории древнерусского певческого искусства составили основу курсов, которые он по приглашению С. И. Танеева преподавал в Московской консерватории, а затем и в Петербургском университете. 
За работу «Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца» был награждён Макариевской премией. Летом 1908 года Смоленский С. В. читал в Москве лекции на регентских курсах. Его многогранную деятельность высоко ценили В. В. Стасов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Д.В.Разумовский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов. Был большим знатоком и исследователем церковного пения. Собирал и изучал памятники древнерусской музыки. В 1909 году отправился на пароходе в родную Казань, заболел и вынужден был сойти с парохода в Васильсурске, где скоропостижно скончался.

Сегодня я предлагаю познакомиться и проанализировать 5 номер концерта под названием «Ныне отпущаеши». Концерт был начат композитором Смоленским, а окончен композитором Рахманиновым, с творчеством которого вы были знакомы ранее.

Учитель: С 18 века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне Богослужения, также они писались в форме оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов. Такие «Всенощные бдения» создавали и ученики Степана Васильевича Смоленского. Среди прославленных имён выделяются: Александр Тихонович Гречанинов, Александр Дмитриевич Кастальский, Павел Григорьевич Чесноков и Николай Семёнович Голованов.

Уже Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли и беспокойства; это ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества.

Рахманинов вспоминал: «Во «Всенощной» я больше всего любил один кусок  - из пятого гимна «Ныне отпущаеши». В конце там есть место, которое поют басы, - гамма, спускающаяся вниз до нижнего си бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, мне сказали: «Где на свете вы отыщите такие басы? Они встречаются очень редко! «Тем не менее ему удалось отыскать их: «Я знал голоса моих крестьян и был совершенно уверен, что к русским басам могу предъявлять любые требования! Публика всегда затаив дыхание, слушала как хор спускается вниз…» Вспомните, ребята, в начале 20 века С.В.Рахманинов покинул Родину, но через долгие годы он пронёс светлое чувство любви к родному краю.А «Всенощная» - это главное музыкальное событие 1915 года в России.

Слушаем и анализируем это произведение, которое исполняет хор Роберта Шоу.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Итак наша экскурсия подходит к концу. Тема духовности русской песенности многогранна, сегодня мы благодаря вашему активному участию, отзывчивости, сплочённости, многим стараниям ближе познакомились с жизненным и творческим наследием церковных композиторов 19го века, вспомнили и С.В.Рахманинова. Сам о себе он говорил, что он русский и музыка его русская, что должна она идти от сердца и быть обращена к сердцу, должна быть любима! Прошу творческие группы и их кураторов показать результаты своей работы. Пожалуйста, первые – группа «Художники», вторые – группа «Поэты» и группа «Музыканты», в этой очерёдности предоставляем вам слово.

  1. Итоги. Учитель: Ребята, все вы потрудились на славу, ваша подготовительная работа и эта творческая работа на уроке удалась. Все ваши работы и рисунки, и стихи и музыкальный анализ произведений будет представлен на выставке творческих работ учащихся гимназии в разделе «Русская духовная музыка». Поздравляю вас! Всем желаю дальнейших успехов, неиссякаемого интереса ко всему для вас новому, но не забытому старому, любви к родному краю, к Богослужениям, к храму, к церковному пению. Всего доброго!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

"Культура пения", Е.А.Ведищева

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок можт пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко, глубоко переживать их содержание, вызывать эст...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

«История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» «Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗ...

: «История русского церковного пения».

«Основы православной культуры»  «Есть сила благодатная...

"История русского церковного пения"

    История церковного пения корнями уходит в глубокую древность. С религиозной точки зрения пение, как и речь, служит выражению высоких чувств богопочтения.Еще в ветхозаветные времен...