Портфолио
материал на тему

Баранова Галина Александровна

   Термин «портфолио» уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Технология портфолио завоевывает все большую популярность, и становиться необходимой для людей многих профессий и в частности для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Портфо́лио (итал. portfolio — 'портфель, папка для документов' → англ. ) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.). Этот термин встречается в разных областях:

 - фотография (Портфолио как подборка фотографий, сделанных с расчётом на сценический образ артиста и показывающих именно сходство или различие), характер и колорит.

 - дизайн,

 - образование (Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них).

     Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

     На мой взгляд, портфолио – это своеобразное «досье успехов» учителя, в котором он отображает наиболее значимые и ценные достижения в своей профессиональной деятельности.

     Каждый учитель постоянно сталкивается с проблемой хранения накапливаемого материала, систематизации учебной документации, нормативной базы, методических разработок уроков, творческих работ учащихся и др.: как правило, это большое количество неподъемных папок с различными видами работ. Тем более, что касается учителя информатики, не всегда и не все материалы удобно хранить на бумажных носителях: это и творческие работы учащихся, методические разработки открытых уроков, электронные тесты, презентации и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analis_uroka_v_dmsh.doc96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительное образование

Вяземская ДШИ им.А.С.Дагомыжского

«Анализ урока в детской музыкальной школе»

Составитель : Баранова Галина Александровна

«АНАЛИЗ УРОКА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд...»

                                          В. А Сухомлинский

 Для педагога чрезвычайно важно и необходимо умение анализировать свою деятельность и свой урок. От способности анализировать урок зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы  урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока  важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Модель общего анализа урока

Рассмотрим некоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную  модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

  • анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;
  • анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);
  • анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;
  • анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;
  • анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Объективность выставленных оценок;
  • анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;
  • общая оценка степени достижения целей урока. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты.

Самоанализ урока. При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Какова краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса?

3.  Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

  1. образовательные (чему учили?);
  2. воспитательные (что воспитали?);
  3. развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?          

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

2. Практические рекомендации к анализу урока

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку, основными признаками   творческого урока также является наличие триединой цели: научить, воспитать и развить. Необходимо помнить важное педагогическое правило: урок будет эффективным только тогда, когда он будет продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе(с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

  • проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;
  • объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;
  • эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных  конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;
  • воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока,  эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;
  • применение на уроке технических средств обучения, наглядности:  умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;
  • обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

   

Анализ индивидуального урока (по виду искусства), урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

  • место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.)
  • количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;
  • качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;
  • грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии  и т.п.;
  • разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское  мастерство;
  • постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы  многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;
  • развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;
  • начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  • запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;
  • эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

  • художественная подача произведений  (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),
  • эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,
  • доброжелательность, оптимизм, воодушевление  педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,
  • темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,
  • основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?
  • терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

  • профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;
  • разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;
  • использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;
  • кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;
  • грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;
  • развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,
  • профессиональная ориентация,
  • связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;
  • умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;
  • расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;
  • умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;
  • учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;
  • исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;
  • умение являть собой личный пример уважения к искусству, слушая музыку;
  • правильное ведение учебной документации;
  • контакт педагога с учащимися: на условиях сотрудничества, диктата или стихии.                            

    Оценка урочной деятельности учащихся включает:

  • активность на протяжении всего урока, внимание, интерес к предмету, прилежание, дисциплина;
  • владение материалом на данном этапе (полные аргументированные  или односложные ответы, использование дополнительных источников, качество и количество выполненного  домашнего задания);
  • сформированность профессиональных навыков: интонирование, ансамблевый строй, слуховой контроль, слушание музыки, сольфеджирование, сольмизация, тактирование, скорость написания диктанта, слухового анализа, музыкальной викторины и т.д.;
  • самостоятельность мышления, умение принимать самостоятельные решения, связать теорию с практикой (теоретические знания применить на уроке по   специальности и наоборот);
  • культура записей в тетрадях, дневниках;
  • межличностные общения друг с другом и педагогом, способность к коллективному творчеству
  • характеристика класса по способностям и возможностям (по данному уроку);

реакция на оценку, выставленную педагогом.

 3. Практические рекомендации к анализу урока

для преподавателя музыкальной школы

Самоанализ урока

В процессе подготовки к открытому уроку педагогу необходимо провести предварительный самоанализ урока, включив свои аналитические и прогностические способности, предположительно ответив на ряд вопросов для самоконтроля. В  случае  затруднения  преподавателю предлагается ознакомиться  с  различными  схемами  самоанализа,  по  которым  он  сможет  дать предположительную характеристику  проведенному  им  занятию.

Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это актуально в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игровых аппаратов детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, правильной постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.

В данном разделе приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе.

   Модель самоанализа группового занятия.

Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?

Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?

Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.

Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.

Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?

Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.

Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?

Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?

Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась  ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?

Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.

Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.

Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Модель самоанализа индивидуального занятия.

Место урока в общей системе занятий (тематический урок – с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);

Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;

Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.

Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское  мастерство.

Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,

Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.

Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?

Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?

Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.

4. Факторы, влияющие на успешность проведения уроков

Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?

Факторы, влияющие на качество преподавания:                      

  • система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;
  • умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.

Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):

  • методика преподавания, его уровень,
  • владение музыкальным инструментом, имидж педагога,
  • наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,
  • индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),
  • внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),
  • сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,
  • посещаемость, уровень домашней подготовки,
  • уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.

От того, как сложены взаимоотношения ученика и педагога в музыкальной школе зависит половина успеха обучения. 

Заключение.

Необходимость анализа (самоанализа) – одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное».  Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя – он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и  музыкальной культуры.

В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке – педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко. Педагог! Значение этого слова многогранно. Вот что сказал о педагогах великий поэт Гёте:  «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто нас учит, заслуживает это имя». Так важно, чтобы для каждого ребенка наши занятия были „школой радости”. Мы наполняем душу маленького человечка светом разума и доброты, поскольку „Добро остается в прошлом, будущем и настоящем”. Придя, на занятия ребенок учится, творит, изобретает и важно не погасить в душах детей   искорку самостоятельности, творчества.

Юные души жаждут чуда, открытий. Они с широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес.

                                           ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Бабанский Ю. Избранные педагогические труды. –Москва, "Просвещение", 1974 г.
  2. Брагина Г. «Мастерство педагога на уроке». –М., «Просвещение», 1998
  3. Журнал «Вопросы психологии» №№ 3-5, 1993 г.
  4. Конаржевский Ю.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ "Педагогический поиск", 1999.
  5. Обобщенные методические материалы Управления образованием администрации г. Тулуна. –Тулун, 2001 г.
  6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;
  7. Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. –М., Специалист, 1994, № 10.
  8. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления. - М., 1991.
  9. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.
  10. «Учительская газета» №37, -М., 2008 г.
  11.  Цыбасова В.И.  Анализ и самоанализ урока  Волгоград: ИТД «Корифей »  2008 г.
  12. Шамова Т.С. Симонов В.П. Критерии  современного  анализа и эффективности  урока  М., 2006г.
  13. http://pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...