Музыкальные игры на уроках сольфеджио в подготовительных группах раннего развития музыкальных способностей
методическая разработка по музыке на тему

Демчинская Лилия Владимировна

Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребности слушать музыку. Начальный этап обучения должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием впечатлений. Особенно важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по сольфеджио

 для учащихся ДМШ и ДШИ

Составитель: Демчинская Л.В.

преподаватель теоретических дисциплин

 МБУДО «Детская музыкальная школа»

 г. Дзержинский М.О.

г. Дзержинский

2017 год

Музыкальные игры на уроках сольфеджио

в подготовительных группах

Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребности слушать музыку. Начальный этап обучения должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием впечатлений. Особенно важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

Первые шаги в музыке, первые впечатления… Каким будет приобщение к музыке – полным сказок, приключений, игр, или скучным и утомительным? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка. Для успешного музыкального развития детей необходимо учитывать особенности музыкального языка и возрастные возможности детей. Многие родители становятся перед вопросом – когда же стоит начинать это самое развитие, и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

Дети очень любят играть. Справедливо говорят, что игра — вторая натура ребенка. В игре полнее раскрываются индивидуальность, характер, творческие задатки детей, ярче проявляются активность, быстрота реакции, лучше воспринимается и запоминается учебный материал. Кроме того, для начинающих учиться музыке очень важно, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На такие занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, дети идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.

Основными задачами музыкального развития являются:

• воспитание гармоничной личности;

• развитие творческих способностей;

• выявление и развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, ритма, слуха);

• развитие координации;

• развитие мелкой моторики;

• знакомство малыша с различными стилями в искусстве;

• обучение переживанию музыки и радости музицирования!

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности. На подготовительном отделении одним из предметов, развивающих музыкальные способности ребенка является сольфеджио.

           Каким должен быть урок сольфеджио для начинающих музыкантов в возрасте 4-5 лет? Конечно, это должен быть урок-сказка, урок-игра! А где есть игра, там есть и театр!   На уроках сольфеджио театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности. Театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному пению, пластике движения, слуховому анализу,  игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Сказка – это путешествие в мир образов и ярких картин, новых звуков!

         Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, то возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.). Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д.). все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:  кукловождение, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей.

С малышами можно уделить внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводя работу с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль.  Вместе с детьми можно сочинять маленькие истории, всем вместе придумывать диалоги героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях должны использоваться различные атрибуты: мяч, цветы, листики, ленты,  платочки, кубики, шарики, шишки и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика , хитрой лисы, храброго ёжика и т.д

         Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание  действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

         Возможно использование следующего музыкального оборудования:

- детские музыкальные инструменты;

- игрушки;

-музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;

-аудио и аудиовизуальные пособия.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Заключение

Музыкальное воспитание детей выступает сложной системой взаимосвязей. Только благодаря активному взаимодействию между ребенком, педагогами и родителями появляется возможность наиболее эффективно реализовать задачи музыкального воспитания: приобщить ребенка к музыкальной культуре и культуре в целом, а также развить его творческие способности.  

Театрализованная деятельность дает детям возможность игрового, свободного от правил, максимально творческого освоения музыкального искусства, делает урок музыки не просто очередным занятием, а увлекательной игрой. Театрализация позволяет ребенку раскрыть свои скрытые таланты, «открыться» окружающему миру, научиться правильно и без стеснения выражать свои эмоции, что очень важно для интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Театрализация выполняет также и социализирующую функцию, подготавливая детей к взрослой жизни, посредством игры.

Занятия по музыкальному воспитанию должны быть пронизаны импровизацией и творчеством всех участников занятия. Это позволяет заинтересовать детей, открыть для них мир, в котором нет запретов, и театрализованная деятельность играет в этом процессе очень важную роль.

 

Список литературы

        

1.  М.А. Сычева «Первые уроки музыки» Методическое пособие с элементами ТРИЗ (теории изобретательских задач) для музыкальных руководителей. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2009.

2.  М.Ю.Картушкина «Театрализованные представления для детей и взрослых», М.: 2005.

3. Б.М. Теплов  «Психология музыкальных способностей» – М., Л., 1977

4. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986

5. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методики развития музыкальности детей в курсе сольфеджио ДМШ Т.А.Боровик

Анализ работ Т.А.Боровик. Предлагаемый методический материал может стать основой для проведения интереснейших уроков; может способсвовать повышению мотивации школьников и раскрытию особенностей личнос...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Музыкально-тематический досуг для старшей и подготовительной группы « В гостях у русской березки».

Образовательные области:«Коммуникация»,  «Познание»,  «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательска...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»

Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности....

Цветик-семицветик Заключительный урок-концерт в подготовительной группе по сольфеджио

Заключительный урок-концерт в подготовительной группе по сольфеджио...

Раннее развитие музыкальных способностей

Раннее развитие музыкальных способностей...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...