ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по музыке на тему

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности старших дошкольников, в ходе которой будут обогащаться их знания об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной  отзывчивости старших дошкольников на музыку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОЗДЕЙСТВИЕ  МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Детям присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение, но у некоторых из них наблюдаются отрицательные аффективные состояния, связанные с расхождением завышенного уровня притязаний и скромными результатами учебной работы. Своеобразно изменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательности и ненасытной жажды знаний. Детям нравится читать, смотреть телевизор, они стремятся приобретать все новые и новые знания и впечатления. В этот период создаются благоприятные условия для развития эстетических чувств, воспитания эстетического вкуса. У старших дошкольников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению. Они способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинную красоту от всяческих подделок. Чувства, в том числе и эстетические, - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они формируются и развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало - необходимо целенаправленное включение в разные формы деятельности: наблюдение, слушание, игра на инструментах, пение, танцы, рисование и пр.

В музыке через эмоцию человек познает мир, музыка есть эмоциональное познание, поэтому постижение ее содержания через переживание является основным признаком музыкальности ребенка.

Таким образом, посредством своих элементов музыкальное искусство воздействует на наши органы чувств, вызывая чувственный образ с одной стороны, а с другой – первичную эмоциональную реакцию, которая обратно воздействует на органы чувств, подкрепляя первичную эмоциональную реакцию.

Особую значимость эмоциональная отзывчивость  имеет для детей старшего дошкольного возраста, в жизни которых еще только формируются адаптивные и регулирующие их деятельность механизмы, происходит становление мотивиционной, интеллектуальной и чувственной сфер. Именно для этого возрастного этапа характерно образное восприятие окружающего мира, в котором важную роль играет эмоциональный компонент. Старшие дошкольники начинают различать ситуации, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность.

На интенсивность развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников влияет ряд факторов: социальные условия жизни и воспитание; возрастные психологические особенности данного возраста. Среди возрастных особенностей исследователи выделяют: моторную активность ; интеллектуально- волевую активность (любознательность, интерес к выявлению причинно- следственных отношений); эмоционально-выразительную активность; преобладание зрелищно-субъективных впечатлений по отношению к слуху; потребность в смене эмоциональных состояний, импульсивность; склонность к непосредственному сопереживанию. В этом возрасте расширяется «эмоциональное поле» переживаний, старшие дошкольники могут осознать более тонкие оттенки своих и чужих переживаний, пытаются выразить их в вербальной и невербальной форме

В целях развития эмоциональной сферы старших дошкольников необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, научить понимать свои эмоциональнее состояния и причины, их порождающие. С эмоциональным благополучием  старших дошкольников связано то, как педагог оценивает их старание, а не качество проделанной работы.  Поэтому, надо ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь  в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки старшие дошкольники осознают собственные эмоциональные состояния, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.

Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то им для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт старшего дошкольника.

Эмоциональная отзывчивость на музыку старших дошкольников  может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности старших дошкольников, в ходе которой будут обогащаться их знания об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной  отзывчивости старших дошкольников на музыку.

Таким образом, из всего выше  сказанного можно сделать вывод о том, что воспитателям и музыкальным руководителям необходимо знать не только мотивы умения старших дошкольников, но и условия их формирования. В целях развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание чувств и эмоций, научить  понимать детей свои эмоциональные состояния. С эмоциональным благополучием старших дошкольников связано их дальнейшее успешное  обучение в школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Дошкольник не умеет с...

Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье представлены игры, которые помогают согласовать работу учителя-логопеда и педагога-психолога, позволяющие скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, сформировать социально-комм...

Музыкальное воспитание как основа эмоционального развития дошкольников

В данной работе описаанно, как вияет музыкальное воспитание на эмоциональное развитие дошкольников...

Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с системой работы по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость старших дошкольников

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразо...

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Проект   «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» является инструментарием для тех, кто стремится сделать общение детей с музыкальным искусством процессом удовольствия, радос...

Диагностика эмоционального благополучия дошкольника материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

КОММЕНТАРИИ К КАРТОЧКАМ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В некотором царстве, в некотором государстве у тучки и солнечного лучика родилась Капелька. Когда она была маленькой, она не умела ...