Урок музыки в 4 классе. Тема:Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
план-конспект урока по музыке на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Технологическая карта урока.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

4 класс Музыка, 3 урок.

Тема: Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя

Зинатова Юлия Владимировна

Место работы

 МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»

Должность

Учитель музыки

Предмет

Музыка

Класс

4

Тема и номер урока, раздел

Урок № 3 - Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира; раздел - Песни народов мира

Цели

Образовательные: 

-  сформировать представления о многообразии образного и жанрового содержания песен народов мира;

- разнообразии структурных, мелодических и ритмических особенностей песен народов мира;  

- сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;

 Развивающие:

- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных  

Воспитательные:

- воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого разных народов.

Задачи

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира,   стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений;  

- коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные: 

- освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, исполнительской);

- выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

Коммуникативные: 

-расширение представлений учащихся о музыкальной изобразительной культуре;

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. 

Предметные:

- научится понимать ключевые понятия и термины («мир», «карта», колорит, художник, мастер);

- приобретут интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения.

Основные понятия

 Жанр, Образ, Куплет, Припев, Мелодия, Ритм, Темп

Межпредметные связи

Музыка, татарский язык

Ресурсы

Основные:

  1. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка» 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений  - М.: Просвещение, 2012.
  2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  3.  https://ru.wikipedia.org/wiki 

 

Тип урока

Урок комбинированный

Методы

Метод визуального и слухового восприятия.

Формы работы

Беседа, работа в тетрадях, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная работа, фронтальная, групповая.

План урока

1.        Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.        Актуализация знаний.

3.        Постановка учебной задачи. Введение в тему.

4.        Изучение нового материала.

5.        Первичное осмысление и применение изученного материала

6.        Подведение итогов урока, рефлексия.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

 Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Приветствие учителя:

- Добрый день дорогие ребята!   Сядьте удобно, закройте глаза и повторяете за мной: «Я в школе, я разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к новым знаниям».

 

Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст.

 

II Актуализация знаний.

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

Задача: 

- актуализация знаний обучающихся,

- вовлечь в определение темы урока.

Беседа.

У: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями разных народов. Давайте вспомним, каких?

У: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?

У: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?

У: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.

У: А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?

Беседа, ответы детей на вопросы учителя:

Дети: русские, китайские, украинские, индийские…

Дети: Голосом.

Дети: В песне.

Дети: Из музыки, стихов.

 

Дети: Куплеты у песни бывают разные, а припев один.

III Постановка учебной задачи. Введение в тему.

 Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Задачи: вовлечь в определение целей урока.

Беседа.

Мы продолжаем говорить с вами на народных песнях.

Открываем тетради и записываем тему урока.

Нам предстоит узнать на уроке:

- что такое образ, жанр;

- повторить что такое мелодия, ритм, темп, лад.

- инсценировать песню.

 

 

Беседа. Определение цели урока обучающимися.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

 

IV Изучение нового материала.

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

Задачи:

-способствовать формированию ассоциативного мышления;

-развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального  ннародного искусства;

-создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с  искусством и сопричастности с ним.

Рассказ учителя. Работа с раздаточным материалом Объяснение нового материала.

 Возьмите листочки на вашем столе, найдите раздел Словарь урока, давайте вместе прочитаем определения слов…..:

Жанр

Образ

Куплет

Припев

Мелодия

Ритм

Темп

- Переверните страницу, взгляните на таблицу, что предстоит нам сделать?

- С песнями  и жанрами каких народов мы познакомимся на уроке?

Слушаем и заполняем таблицу:

  1. У зори то у зореньки
  2. Су буйлар
  3. А мы просо сеяли
  4. Татар халык бию

Теперь сравним мелодию, ритм

 Беседа. Слушание учителя. Чтение. Работа с раздаточным материалом. Ответы на вопросы.

Чтение…..

- Заполнить.

- Русского и Татарского

V   Осмысление и применение изученного материала в работе над инсцеровкой песни

 Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искусства

Задачи:

-развивать образное, творческое мышление учащихся.

Беседа, вокально-хоровая работа.

 - Мы с вами выучили песню «Как у наших у ворот»

Какая она по жанру: лирическая, плясовая, хороводная, протяжная.

Выполнение упражнений для распевания.

Пение песни «Как у наших у ворот» «а капельно»:

- по ролям

- хором и с солистами

Беседа.

- плясовая, игровая.

 

Выполнение упражнений для распевания.

Пение песни «Как у наших у ворот» а капельно.

VI Подведение итогов урока, рефлексия.

 Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

Давайте подытожим:

Мы с вами сравнивали музыку и изобразительное искусство. Что же роднит их?

Выводы: Какой бы народ не был татарский или русский мы можем отличить протяжную-лирическую песню от хороводной-плясовой по ритму, мелодии…

Что вы запомнили по пройденному материалу на уроке?  

Рефлексия: нарисуйте на своих листочках «Смайл» соответствующий вашему настроению после урока, а рядом напишите почему?

Беседа.

 

- Я узнал на уроке….

 

VII   Домашнее задание.

Прочитать, выучить татарскую народную песню «Кубялягем», знать о чём песня «Кубялягем»

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

4 класс Музыка, 3 урок.

Тема: Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Словарь урока:

Жанр- многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием.

Образ – это то, что мы можем представить себе после прослушанной музыки.

Куплет-   Раздел песни, повторяющийся несколько раз с различным текстом.  

Припев- часть песни, повторяющаяся без изменений после каждого куплета в произведениях куплетной формы.

Мелодия-  «душа музыки», музыкальная мысль, может быть плавной, волнообразной, скачкообразной.

Ритм - организация музыки во времени, чередование длинных и коротких звуков. Про ритм можно сказать- ровный, танцевальный, неровный.

Темп- скорость в музыке: медленный, умеренный, быстрый.

Таблица.

 

Русская народная песня

Татарская народная песня

Жанр

Песня

Жанр

Песня

Жанр

Песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в классах коррекционного обучения VII вида

Музыкально-ритмическая деятельность на уроках музыки помогает усвоить основные музыкально­теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, акти...

Значение музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в классах коррекционного обучения VII вида

Музыкально-ритмическая деятельность на уроках музыки помогает усвоить основные музыкально­теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, акти...

Сущность игрового метода инсценирования песен на уроках музыки в классах КРО.

В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности разнообразных форм и методов обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Все больше внимания уделяется игр...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Урок музыки 8 класс: проект :"Великие мюзиклы мира"

Материал для дистанционного изучения обучающимися 8х классов...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...