Главные вкладки

    ДОП "по предмету "Современная музыка"
    рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

    Кабилова Светлана Фаизовна

    Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Современная музыка". Самостоятельная разработка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_programma_po_sovremenke.doc120 КБ

    Предварительный просмотр:

    I. Пояснительная записка

    На современном этапе развития общества в образовательном пространстве всё больше распространяются идеи гуманизма – утверждается личностно-ориентированный подход в обучении. Это находит отражение в содержание современного школьного образования, обеспечивающее всестороннее развитие личности, её деятельное участие в жизни общества.

    Одной из основных задач музыкального образования и воспитания в современной школе является формирование и развитие музыкальной культуры учащихся. Вопросы музыкального воспитания молодого поколения,  в частности, вопросы развития музыкального вкуса являются наиболее острыми и актуальными в музыкальной педагогике.

    Известно, что в подростковом периоде развитие музыкальной культуры достигает определённого уровня. У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляются определённые музыкальные интересы и потребности.

    Современный мир богат разнообразием музыкальных стилей и направлений, принадлежащих разным эпохам, имеющих своих исполнителей, кумиров, слушателей и почитателей.  Как показывают результаты социологических исследований, процесс формирования музыкальных пристрастий у молодого поколения осуществляется стихийно и неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, подростки часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Общение в этом возрасте является ведущей деятельностью, а музыка одним из его важнейших компонентов. Поэтому, для того, чтобы как-то утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, подросток черпает знания об интересующем современном музыкальном течении из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Известно, что информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие его музыкальных вкусов.

    Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют. Необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов и пристрастий при таком хаосном «потреблении» школьниками-подростками популярной музыки становится наиболее актуальной в современном музыкальном образовании.

    Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика справедливо опирается на высокохудожественные образцы классического (классика, фольклор, джаз) музыкального искусства. Но при этом остаются без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка является важным компонентом общения. Образуется огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в образовательном учреждении и музыкой, существующей за пределами школы. Ещё Д.Б.Кабалевский подчёркивал, что положение, при котором от подростков  «прячут» «лёгкую» музыку, принципиально неверно.

    Таким образом, в сознании школьников-подростков разрывается нить преемственности и нарушается связь времён, что мешает полноценному развитию у них музыкальной культуры. А также формируется нигилистическое отношение к музыкальному искусству прошлого, т.е. отрицание общепринятых высокохудожественных музыкальных ценностей и идеалов.

    Целью данной программы является преодоление возникшего в сознании школьника-подростка разрыва между музыкальным наследием прошлого и современной популярной музыкой. 

    Задачи обучения:

    • Привлечь внимание школьника-подростка к истории развития музыкального искусства в целом.
    • Научить воспринимать музыкальное искусство как целое, во взаимосвязи музыки прошлого с современной популярной музыкой.
    • Помочь сориентироваться в многообразии стилей и жанров современной музыки.
    • Приобщить к лучшим образцам современной музыки.
    • Помочь определиться со своими музыкальными симпатиями и антипатиями.
    • Научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций.
    • Сформировать оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми.
    • Вызывать у подростков эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений.
    • Пробудить их стремление к музыкальному самообразованию.

    Новизна программы заключается в идее развития целостного восприятия музыкального искусства школьниками-подростками посредством изучения джазовой и рок-музыки, её истоков, путей развития, взаимосвязи с  музыкальным искусством прошлого.

    Содержание программы выстроено согласно принципам историзма, последовательности и системности, что поможет сориентировать школьника-подростка в музыкальном пространстве, а также вооружить знаниями о различных стилях рок-музыки, оценивая их с духовно-нравственных позиций.

    Первое и последнее занятия предполагают анкетирование школьников с целью выявления первоначальных и сформировавшихся в процессе обучения знаний в области рок музыки.

    Принципы обучения,  используемые в процессе прохождения программы:

    • гуманизация;
    • научность;
    • дифференциация и индивидуализация;
    • природосообразность;
    • коммуникативность;
    • рефлексивность.

    Комплексный метод преподавания, единство целей обучения всех дисциплин в школе создают благоприятные условия для приобщения учащихся к музыкальному искусству.

    Срок реализации программы - 2 года (6-7 класс). Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12 – 18 лет.

    Основной формой учебной работы является групповой урок (один раз в неделю, продолжительностью 45 мин.). Экзамены по предмету не проводятся.

    Формы урока: лекционная, дискуссионная, слушание музыки, просмотр видеосюжетов, практическая форма.

    Элементы учебного процесса:

    1.Информативные знания (знания об объектах изучения).

    2.Понятийные знания, фундаментальные (осмысление знаний на творческом уровне с умением применять их самостоятельно).

    3.Практические умения и навыки (слушание музыки, анализ музыкальных произведений, перевод эмоциональных переживаний на язык словесный).

    Технологии обучения:

    • технология творческого развития;
    • технология проблемного обучения;
    • ИКТ-технологии.

    Методы обучения

    Содержание программы реализуется на основе следующих методов: метод художественно-педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы, а также на группе методов наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения, соответствующих психологическим особенностям подросткового возраста, которые разработаны академиком Б.Т.Лихачёвым.

    Для развития музыкальной культуры школьника-подростка особое значение имеют организационно-педагогические условия, которые способствуют эффективности проведения уроков с использованием рок-музыки. К ним относятся:

    • соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам;
    • содействие созданию атмосферы заинтересованности в работе каждого ученика и комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и учащихся;
    • культура и педагогическое мастерство учителя;
    • положительное отношение учащихся к получаемым знаниям, интерес и высокая активность;
    • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, соответствующих уровню развития школьников подросткового возраста и позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
    • создание педагогической ситуации общения на уроке, позволяющей каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в суждениях, избирательность в способах работы;
    • оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

    Материально-технические условия реализации учебного предмета

    Для реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:

    • высокое качество и современность технических средств обучения (аудио- и видеоаппаратура либо мультимедиа аппаратура);
    • наличие аудио, видеоряда по темам изучаемого курса;
    • интернет-ресурс, библиофонд;
    • эстетическое оформление кабинета музыкально-теоретических дисциплин;
    • гигиенические условия  проведения урока.

    II. Учебно-тематический план и содержание курса

    Первый год обучения (6 класс).

    Учащиеся знакомятся с понятием «современная музыка». Приходят к пониманию развития музыки в целом, от классики до современной музыки. Знакомятся с влиянием исторических событий на развитие современной музыки. Знакомятся с современными стилями классической музыки: импрессионизм, экспрессионизм, алеаторика, сонорика, пуантилизм, неоклассицизм, неоромантизм. Изучают джаз, начиная с традиционного джаз и заканчивая современными стилями джаза. При изучении современных стилей джаза проводятся аналогии с классическим современным искусством и их взаимосвязью.

    Второй год обучения (7 класс).

    Учащиеся изучают рок-музыку: от истоков зарождения до наших дней, включая развитие рок-музыки в нашей стране. Изучаются особенности зарубежной и русской рок-культуры. При изучении  рок-музыки учащиеся знакомятся с основными стилями: рок-н-ролл, британский рок, блюз-рок, хард-рок, хеви и трэш-метал, русский рок. В конце изучения курса изучается способы взаимосвязи классики и рок-музыки, учащиеся знакомятся с жанром рок-оперы.

    Контроль и учет успеваемости.

    Качество результатов обучения выявляется посредством систематического контроля знаний, умений и навыков учащихся.

    Виды контроля:

    1. Индивидуальный опрос.

    2. Фронтальный опрос.

    3. Проверка музыкальной памяти, практических навыков.

    4. Письменная работа.

    5. Тестирование.

    6. Игровые формы опроса.

    Организация контроля:

    Текущий контроль успеваемости. В конце каждой четверти проводятся обобщение знаний  по темам четверти в виде контрольных работ, подготовки практических работ. Итоговыми оценками по современной музыке являются годовые оценки.

    Итоговая оценка за последний год обучения выставляется в свидетельство об окончании школы.

    Учебно-тематический план

    Первый год обучения

    п/п

    Наименование разделов и тем

    всего

    В том числе

    теория

    практика

    1.

    Введение в предмет

    1

    1

    -

    2.

    Современные стили классической музыки

    3.

    Джазовая музыка

    4.

    Обобщение

    4

    2

    2

    Итого:

    34

    Второй год обучения

    п/п

    Наименование разделов и тем

    всего

    В том числе

    теория

    практика

    1.

    Исторические особенности возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл. Британский рок.

    2.

    Стили зарубежного рока

    3.

    Русский рок

    Взаимосвязь рок-музыки с классическим искусством. Рок-опера

    10.

    Обобщение

    4

    2

    2

    Итого:

    34

    Содержание курса

      Первый год обучения направлен на обзор современных стилей классической музыки 20 века. Материал построен в плане характеристики музыкальных стилей 20 века, таких как импрессионизм, экспрессионизм, неоромантизм, неоклассицизм, алеаторика, сонорика, пуантилизм.

    Отбор музыкального материала, его объем и степень сложности сориентированы, прежде всего, на особенности восприятия и уровень знаний учащихся. Включение в программу уже известных популярных исполнителей облегчает понимание и усвоение наиболее сложных тем, связанных с характеристикой стилей, музыкальным анализом.

    Мир современной музыки богат и сложен. Он требует дифференцированного отношения к различным стилистическим явлениям, не терпит единых мерок и категорий. Эти обстоятельства ставят перед педагогом трудные задачи.

    В результате преимущественной ориентации молодежи на популярную музыку и заметного снижения интереса к музыкальной классике, в представлении молодых людей возник дисбаланс в соотношении художественных музыкальных ценностей. Это привело к преувеличению роли массовой популярной музыки и недооценке классического наследия. В сложившейся ситуации обоснование фундаментальной роли музыкальной классики, давшей человечеству художественные ценности непреходящего значения, возможно только на основе объективного сравнительного анализа различных музыкальных  направлений и стилей XX века.

    Первый год обучения:

    1. Музыкальное искусство XX века. Рассматриваются исторические события, повлиявшие на возникновение различных художественных стилей.
    2. Импрессионизм. История возникновения, представители. Характерные особенности живописи и музыки импрессионизма.
    3. Экспрессионизм. История возникновения, представители. Характерные особенности живописи и музыки экспрессионизма.
    4. Неоклассицизм. История возникновения, представители. Отличие от классицизма 18 -19 века. Современность стиля. Особенности.
    5. Неоромантизм. История возникновения, представители. Отличие от романтизма 19 века. Современность стиля. Особенности.
    6. Джаз – появление, разновидности, представители. Показать истоки развития, слияние многих культур и, в конечном итоге – неповторимость и самобытность. Познакомить с новыми понятиями – «диксиленд», «биг-бенд», «блюз» и т.д. Традиционный джаз. Стили и их развитие. Характерные особенности традиционного джаза. Его представители. Кризис жанра.
    7. Современный джаз. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку. «Рок», «фанк» и «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп – музыки. Стили современного джаза, их особенности. Связь джазовой музыки с классическим искусством. Симфоджаз.
    8. Обобщение – контрольные уроки. Используются в конце каждой четверти.
    9. Обобщение – повторение и закрепление материала. Могут использоваться викторины, тесты, просмотр фильмов, слушание музыки.

    Второй год обучения направлен на изучение рок-музыки, оценивание его с духовно-нравственных позиций.

    Второй год обучения:

    1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл, как сплав «белой» и «чёрной» музыки. Пионеры рок-н-ролла.
    2. Британский рок. Классика рока - «Битлз». Творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки. Влияние музыки трэд и скиффл на формирование британского рока.
    3.  Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б.Дилан, его влияние на творчество «Битлз». Влияние Б.Дилана на молодёжь.  Представители американского фолк-рока: «Бёрдз», «Мамас энд Папас», «Лавин Спунфул», дуэт Пола Саймона и Арта Гарфанкела. Связка «Beattles» - Дилан – движущая сила рока 60-х годов.
    4. Стили рок-музыки. Кризис рок-сцены - панк-рок. Представители панк-рока «Клэш».
    5. Стили рок-музыки.  Рок «новой волны». Хард-рок. Хард-рок – соединение разнокультовых пластов «встык». Исполнители хард-рока: «Дип пёпл» (элементы классической музыки), «Блэк саббат».
    6. Стили рок-музыки. Хеви-метал. Трэш-метал.
    7. Русский рок. История появления, особенности. Отличие от западного рока. Русский рок опирался на поэзию Вознесенского, Евтушенко, Высоцкого, Галича (барды), а также на западную рок поэзию.Стили русского рока, представители.
    8. Связь рок-музыки с классическим музыкальным искусством. Жанр рок-опера. Взаимопроникновение  музыки в стиле рок и классической  музыки.
    9. Представление  творчества рок-групп и рок-исполнителей. Данный урок должен быть построен по методике «Представление любимой рок-группы». Учащимся предлагается представить свою любимую рок-группу или рок-исполнителя. При этом необходимо объяснить, почему они отдают им предпочтение.
    1.  Обобщение – контрольные уроки. Используются в конце каждой четверти.
    2. Обобщение – повторение и закрепление материала. Могут использоваться викторины, тесты, просмотр фильмов, слушание музыки.

    III. Требования  к уровню подготовки выпускника

       За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

    • Овладеть  навыками осознанного восприятия  музыкального материала, навыками анализа незнакомого произведения.
    • Знаниями о различных видах искусства, об особенностях различных жанров и форм русской и зарубежной музыки, некоторых чертах стиля выдающихся композиторов.  
    • Уметь осознанно и эмоционально воспринимать музыку, используя комплекс полученных знаний, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, запоминать и узнавать на слух, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции, выразительных средствах, пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией, быть активным слушателем и пропагандистом музыки.

    В конце обучения по данной программе школьник-подросток проявляет:

    • устойчивый интерес к истории появления и развития современной музыки и музыкальной культуры в целом.
    • эмоционально- нравственный отклик на музыкальное произведение.
    • способность к восприятию произведений искусства, умение на слух определять особенности стилей современной музыки.
    • самостоятельные взгляды, позиции, суждения о современной музыке и об искусстве в целом.
    • эстетический и музыкальный вкус, а также умение оценивать образцы рок-музыки с духовно-нравственных позиций.
    • теоретические знания и практические навыки, позволяющие учащимся ориентироваться в стилях современной музыки.
    • навыки рецензирования музыкального материала.

    IV. Методическое обеспечение учебного процесса

    Содержание программы реализуется на основе следующих методов: метод художественно-педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы, а также на группе методов наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения, соответствующих психологическим особенностям подросткового возраста, которые разработаны академиком Б.Т.Лихачёвым:

    Методы монологически диалогического изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.

    • Методы визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации: демонстрация и иллюстрация (фрагменты музыкальных фильмов, музыкальных произведений, схемы). Развивающий эффект данного метода состоит в формировании визуальной и слуховой культуры.
    • Метод самостоятельной работы с источником: изучение документов, работа с учебником, с книгой, со справочной литературой, с компьютерной техникой. Развивающий эффект этого метода обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлечённых в работу формированием умений и навыков самостоятельного труда.
    • Метод создания проблемной ситуации. Развивающий эффект состоит в повышенной сообразительности школьников, их способности понимать противоречия, высказывать гипотезы, давать обоснования, предвидеть результат, находить решения. У учащихся воспитывается стремление к настойчивому преодолению трудностей.
    • Метод – игровая ситуация. Развивающий эффект – импровизация, естественное усвоение учебного материала.
    • Метод – учебная дискуссия. Развивающий эффект – в напряжении всех психических сил школьников, в овладении ими приёмами аргументации, научного доказательства. Воспитательный результат этого метода состоит в формировании стремления к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убеждённости в её отстаивании, в формировании умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Данный метод позволяет диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития учащегося, их интеллектуальной находчивости, а также умения слушать.
    • Метод учебно-критического выражения (обучающее рецензирование).

    На основе приведённых методов в настоящей программе разработаны методики и творческие задания, направленные на развитие музыкальной культуры школьника-подростка. Данные методики и творческие задания могут быть использованы практически на каждом уроке.

    Методика «Музыка для домашней фонотеки».

    Для фиксирования прослушанного материала школьникам предлагается следующая таблица:

    Название рок-группы

    Стиль исполнения

    Песни, которые я прослушал (-а)

    Песни для дом. фонотеки.

    1

    2

    Данная таблица поможет школьникам определиться со своими  музыкальными пристрастиями.

    В конце прохождения программы составляется хит-парад из наиболее понравившихся песен, звучавших на уроке. В дальнейшем по итогам хит-парада учащиеся выпускают диск «Рок-хит  класса».

    Методика «Представление любимой рок-группы». Учащимся предлагается представить свою любимую рок-группу или рок-исполнителя. При этом необходимо объяснить, почему они отдают им предпочтение. Защита проходит в следующем порядке:

    1. Название рок-группы. Перевод названия (для иностранных групп). История появления названия.
    2. Состав группы (качественный состав: музыкальное образование участников группы, творческие портреты).
    3. Творческая биография группы.
    4. Стиль исполнения рок-музыки.
    5. Репертуар.
    6. Что меня особенно привлекает в рок-группе.
    7. Предоставление видео-, аудио-, фотоматериалов.

    Название представляемой группы объявляется классу заранее. «Противники» готовят вопросы «поклонникам» рок-группы, на которые должны быть даны аргументированные ответы. В процессе представления группы «поклонники» доказывают «жизненность» своей любимой группы, её положительное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства в целом. В конце представления рок-группы подводится итог.

    Методика «Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод анализа и метод учебно-критического выражения. Данная методика состоит из выполнения нескольких творческих заданий:

    • Прослушивание и отбор песен рок-группы.
    • Перевод песен с английского языка на русский язык (для рецензий на  зарубежные рок-групп)
    • Написание рецензии по плану.

    План рецензии:

    1.Принадлежность группы к тому или иному стилю (обосновать).

    2.Тематика песен группы.

    3.Проблемы, поднимающиеся в песнях.

    4.Выразительные голосовые  и инструментальные приёмы, помогающие     раскрыть тему песни.

    5.Достоинства и недостатки песен.

    6.Ваши впечатления о песенном репертуаре.

    V. Списки рекомендуемой литературы

    для учителя:

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вызов. -  М., Академия, 1997. - 704 с.

    2. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников. – М., 1979.-85 с.

    3. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. – М., Владос, 2000. - 333 с.

    4. Алиев Ю.Б. Подросток, музыка, школа.// Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М., 1975.-65 с.

    5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983. – 235 с.

    6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973. –110 с.

    7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956. –315 с.

    8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., Академия, 1998. - 240 с.

    9. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия./Сост. Апраксина О.А. – М.: Просвещение, 1990. –207 с.

    10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – М.- Ростов на Дону, Учитель, 2000. -191 с.

    11. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1999. - 522 с.

    12. Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие. – М.,Фаир-Пресс, 1999. –232 с.

    13. Музыкальное образование в школе. / Под ред. Л.В.Школяр – М., Академия, 2001. - 232 с.

    14. Немировская Л.З. Культурология: Учебное пособие. – М., 1993. - 221 с.

    15. Никитина Л.Д. Советская музыка: история и современность. – М., Музыка,1991. - 276 с.

    16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М., Роспедагенство, 1996. - 374 с.

    17. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М., Владос, 1997. - 384 с.

    18. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов на Дону, Феникс, 1998. -544 с.

    19. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М., 1975. –223 с.

    20. Четберт Т. Новые модели, новые отправные пункты, новые направления музыкального образования.// Музыка в школе, 1985. –192 с.

    для учащихся:

    1. Забродин Г.Д., Александров Б.А. Рок – искусство или болезнь? – М., Советская Россия, 1990. – 95 с.

    2. История мировой культуры. – М. Слово. – 1996, - 606 с.

    3. Калач О.А. Массовая культура как новая историческая парадигма культуры. Автореферат. – М., 1995. –19 с.

    4. Кастальский С. Рок-энциклопедия. - М., Ровесник,1997. - 909 с.

    5. Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке 20 века. – М., Музыка,1994. -160 с.

    6. Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989. -79 с.

    7. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. – П.,Знание,1989.-32с.

    8. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Составитель А.К. Троицкий. – М., Книга, 1990. - 384 с.

    9. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. – М., 1986. –120 с.

    10. Троицкий А.К. Рок «Новой волны». // Ровесник. – 1982,- 9, С.9-11

    11. Троицкий А.К. Взлёт и падение тяжёлого рока. // Клуб и художественная самодеятельность. – 1978, - 20, С.6-7 .

    12. Шмидель Г. «Битлз» - жизнь и песни. – М., Музыка, 1989. - 142 с.

    Оглавление

    I. Пояснительная записка                3

    II. Учебно-тематический план и содержание курса                8

    III. Требования к уровню подготовки выпускника                13

    IV. Методическое обеспечение учебного процесса                                        14

    V. Список литературы                        17


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

    Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

    «Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

    Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

    Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

    Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

    Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

    Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

    Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

    Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...