Интегрированный урок рисования и музыки в 5 кл. "Орнаментация нарукавника адыгского костюма сай"
материал по музыке (5 класс) на тему

ЦЕЛЬ:1.Ознакомить уч-ся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок;  раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов.

        2.  Воспитывать эстетический вкус, развивать творческое воображение уч-ся;  заинтересовать детей практическим применением умений и навыков, полученных на     уроках.

        3.    Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗО

ТЕМА: Орнаментация нарукавника национального женского костюма

ЦЕЛЬ:1.Ознакомить уч-ся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок;  раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов.

        2.  Воспитывать эстетический вкус, развивать творческое воображение уч-ся;  заинтересовать детей практическим применением умений и навыков, полученных на     уроках.

        3.    Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ:  СТСО, карточки, вырезанные нарукавники (у каждого)

     

     ТИП УРОКА:   Интегрированный

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке будут совмещены 2 вида искусства музыка и изо. Тема нашего урока: (слайд)

     На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с особенностями украшения адыгского женского костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; его связи с национальными традициями и обычаями нашего народа, в частности с танцами.

   (карточки раздаю)

      III.   Проверка д/з

Ребята, скажите, что вам было задано надом ?

(Вспомнить о национальном костюме всё, что мы знаем.)

О красоте сае мы с вами уже беседовали, и не раз еще об этом будем говорить на уроках.

(Одновременно идет работа по карточкам) Ребята, адыгейский костюм очень живописен. О красоте его, писали русские и зарубежные авторы:

 (показ слайдов. Высказывания).

Ребята, может кто-то из вас подготовил какое-то высказывание или стихотворение? Кто желает?

Чтение стихотворения

«Адыгэ сае.»

Адыгэ саеу гохьы шэплъыбзэр,

Дэнэку псыпсэу о ушъэбабз,

Пшъэшъэ ныбжьык1эу дахэм иубзэр

Бгъаш1оу, бгъэгуш1оу, ыпсэ ущыщ.

Нэфылъэ шэплъым инэфы зыгъэр

Бзыпхъэу пфаш1ыгъэу узэгъэк1угъ,

Ухъырахъишъэу, тыдэк1и тхэлъыр

Гъэтхэ къэгъагъэу къыогъэк1угъ.           (Къоджэ Руслъанид).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 Исключительной красотой и изяществом отличается женский костюм.

Давайте вспомним, из каких деталей состоит сае. (рассказы детей, показ слайдов)

(Музыка)

Ребята, можно связать изобразительное искусство с другими видами искусства? (Да) С какими? (С музыкой, с литературой и т.д.)

Под звуки песен, ритмы танца

Позвольте мне вам рассказать,

Что чувствует биенье сердца

Гармонь услышав, такт познать

Адыги мы в душе своей,

Надев черкеску с пурпурно-красным сае

Мы в ритме танцев прославляем

Народ наш мудрый и достоинство своё

Имеется ли смысловая, культурно-историческая связь адыгейского женского костюма с танцами, с музыкой и в чём она проявляется?

(Да имеется. Танец, музыка, прикладное искусство, костюм как явление единого целостного культурно-исторического процесса в развитии народа выражают общие внутренние идеи адыгской художественной культуры.

Танцы адыгов – душа всего народа. Жизнь танцу задаёт исполнитель. В танце можно увидеть пластику тела, выразительность жестов рук, гибких линий, орнамента в национальном женском костюме. Золотые и серебряные линии, вышитые на нарукавнике, как бы оживают, изображая силуэты животных, красивые узоры из листьев и чувствуешь пространство геометрических фигур. А чтобы соприкоснуться ближе мы послушаем с вами песню «Тайна танца» на слова Руслана Нехая в исполнении Куановой Аси и Кудайнетовой Аминет.

Вы услышали песню и увидели очень известные танцы адыгов. Назовите, мне эти танцы.

(Иламей, зэгъэлъат, удж.)

 

Игра на распознавание адыгейских танцев.

1.Так зовут этот танец небыстрый недаром,

   Это значит: «навстречу друг другу идти»

   Легким облаком и затаённым пожаром

   Мне навстречу плыви, сердцем к сердцу лети!

  (Сопровождает музыка – Зафак)

2.  Этот танец в орнамент сплетался в века,

Он и сдержан, и силой наполнен взрывной.

Он и мягок, как женская нежность мягка,

И волшебен, как эта звезда надо мной. («Исламей»)

(Сопровождает музыка Исламей)  

  1. Ждут музыканты заветного знака,

За руку держит избранницу парень.

О, снисходительным будь джегуако,-

Танец единственный парам подарен.(«Удж»)

(Сопровождает музыка Удж)

(Переход к рисованию)

А теперь проверяем карточки.

К-1 Что усиливает красоту праздничного женского костюма?  

(Цвет, золотыми и серебряными нитками вышитые орнаменты, ювелирные украшения.)

К-2   Что являются основными элементами адыгского орнамента?

( листья, стебли растений, парные завитки рогов животных: быка, барана, козы и геометрические фигуры ромб, треугольник)

К-3   Какие цвета являются основными?

(золотисто- желтый, пурпурно-красный, синий, зелёный, коричневый, черный).

(слайд цвета)

IV. Объяснение н/м.  

Учитель:Адыгейский орнамент, как и другие орнаменты нашей планеты зародился в глубокой древности прошел длинный путь своего развития. Орнамент адыгов отражает взаимоотношения человека с окружающим миром.

Сегодня на уроке, ребята, каждый из вас разукрасит на бумаге свой нарукавник. Для этого я познакомлю вас с разновидностями конфигурации и с типами орнаментации нарукавника. (слайды фигур, типы орнаментации).

Прежде чем приступить к работе, обратите внимание, как расположены узоры. Они должны быть строго симметричными. Для этого нужно тонкой вертикальной линией разделить нарукавник на 2 равные половинки. Эта линия будет осью симметрии нарукавной подвески. (Показ на доске поэтапное построение нарукавника).

 Центром композиции может быть фигура ромба, дополненная зооморфно-растительными мотивами (роговидными завитками, листочками, трилистниками).

V. Самостоятельная работа.

Дети работают самостоятельно, их сопровождает  адыгейские танцевальные мелодии.

Учитель следит за их действиями, ведет индивидуальную работу. (Если некоторые уч-ся не в состоянии придумать свой вариант узора, можно разрешить им скопировать образец).

VI. Итог урока.

  1. Выставка работ
  2. Выставление оценок.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе по теме"Донская земля"

Данная презентация является дополнением к интегрированному  уроку чтения и музыки в 8 классе по теме " Донская земля"...

Урок рисования в 4 классе "Орнамент в русском народном костюме"

Урок в 4 классе по программе Б. Неменского "изобразительное искусство и художественный труд", знакомство учащихся с орнаментом русского народного костюма....

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...

Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"

Размещаемый материал:1. План-конспект урока2. Презентация к уроку3. Список музыкальных композиции (5)Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дро...